Украина. Реформа пошла вперед, а вопросы остались

Поделиться

Одним из требований ЕС в рамках евроинтеграции Украины является децентрализация нашей страны с консолидацией власти на местах. Соответственно Верховной Радой был принят ряд законов, которые помогают расширить децентрализационные возможности с целью укрупнения населенных пунктов и объединения муниципальных учреждений (школы, больницы, коммунальные службы и т.д.).
Процессы образования объединенных территориальных громад (ОТГ) идут в Украине по намеченному законодательством пути, однако вызывают вопросы, переходящие в дискуссии. Скажем, дискуссионным является вопрос, как быть с системой сельских и поселковых советов, оставшейся от советских времен? Сегодняшнее укрупнение в виде создания ОТГ оставляет эти структуры не у дел, а также для них не предусмотрено передачи на места дополнительных источников финансирования. Поэтому в небольших населенных пунктах сложилась ситуация, когда базовые услуги населению попросту стало некому оказывать, а также распределять, например, медицинскую и образовательную субвенции.

По Запорожской области практически во всех районах сформированы ОТГ – Ореховском, Великобелозерском, Черниговском, Акимовском, Каменско-Днепровском. Веселовский район – на завершающем этапе формирования. Поэтому там уже возникли вопросы по части функционирования районных советов.

– Если ОТГ по статусу связаны прямыми финансовыми взаимоотношениями с областью и Киевом, то райсоветы по идее должны представлять общие интересы с громадами?

На этот вопрос отвечает  депутат Запорожского областного совета Дмитрий Майстро:

– Райсоветы в ОТГ есть, но на практике никаких общих интересов с новосозданными громадами не наблюдается, так же как и поступлений в районные бюджеты. А финансирование райсовета должно быть. Понятно, что депутаты местных советов работают на общественных началах, деньги не получают. Но есть административный аппарат, которому положена зарплата, плюс его глава и заместитель. Также из чего-то нужно оплачивать содержание административного здания.

Теперь райсоветы обращаются в облсовет и облгосадминистрацию с просьбой выделить им средства на содержание. Первым к нам обратился Ореховский райсовет. Ведомству необходимо порядка одного миллиона восемьсот тысяч гривен на содержание в 2018 году.

– Получается, райсоветы стали балластом?

– Проблема в том, что реформа пошла вперед, громады создали, а по районным советам вопрос завис. Отсутствует законодательный акт, где бы было сказано, что делать дальше с этими учреждениями, нужны они или нет. Это законодательное провисание фактически привело к таким последствиям. Ликвидировать данные учреждения нельзя, потому что согласно закону о статусе депутата местного совета и органах местного самоуправления Украины райсоветы должны быть. Они могут только самораспуститься, но это их право, а не обязанность. В то же время, согласно букве закона, если действующая администрация самораспускается, то должны быть выборы нового состава.

Сейчас в Верховной Раде находится законопроект, о ликвидации районов и создании новых. По замыслу этот документ должен урегулировать создавшуюся проблему. Но законопроект не был проголосован в первом чтении и в нынешней сессионной повестке его нет. И это при том, что вопрос животрепещущий – это проблема не только шести районов Запорожской области, а всей Украины.

– Как сегодня выживают райсоветы?

– За счет сокращения административного аппарата, где остались работать всего несколько человек, а также за счет того, что объединенные громады, по просьбе райсоветов, выделяют им деньги на содержание. Плюс – управление коммунальными предприятиями и небольшие доходы от аренды коммунального имущества, оставшегося в их ведении. Вот так райсоветы пытаются выживать. По сути, других полномочий у них не осталось.

Пока вопрос с райсоветами не урегулируется на законодательном уровне, дальнейшая их судьба остается неизвестной. Хотя дискуссии движутся. Мнения ликвидировать райсоветы идут наряду с предложениями – объединить ведомства нескольких районов в одно и пусть работают до окончания каденции.

Дождутся ли райсоветы решения своего вопроса?

– Поскольку ситуация создалась проблематичная, то наша постоянная комиссия в Запорожском облсовете по вопросам местного самоуправления и территориального устройства инициировала в качестве проекта решения обращение к президенту Украины, Верховной Раде и Кабмину. Оно касается законодательного решения вопроса функционирования райсоветов и новосозданных громад. Думаю, на ближайшей сессии Запорожского облсовета этот проект решения будет поддержан депутатами.

Чтобы вы понимали, Великобелозерский и Черниговский районы это одна громада, и там есть и глава громады, и глава райсовета, и глава райадминистрации. По сути, у глав райсовета и райадиминистрации полномочия закончились, и заниматься им уже нечем.

– Вопрос финансирования райсоветов возможно ли решить на уровне облсовета?

– Да, но прежде эти структуры должны предпринять ряд определенных действий. С учетом того, что у них сократились полномочия, пусть оптимально сократят численность аппарата, посчитают свои доходы с административных услуг, и по результатам облсовет определится, как выйти из создавшейся ситуации.

Стоит учесть, что райсоветы сегодня проводят инвентаризацию своего имущества, чтобы потом его передать на баланс ОТГ. А значит, громады заинтересованы в функционировании этих структур. Поэтому ОТГ нелишне будет временно взять на свое содержание райсоветы.

Думаем, Верховная Рада в ближайшее время вопрос с райсоветами законодательно урегулирует, тем более что оттягивать дальше некуда.

Наталья Нестеренко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.