Величественная или скучная? Как иностранные критики встретили “Дюну” Вильнева

На большие экраны вышел фантастический эпик от Дени Вильнева “Дюна” – один из самых ожидаемых блокбастеров последних лет. 

Режиссер собрал в своей ленте максимально звездный актерский состав – Тимоти Шала, Зендая, Джош Бролин, Хавьер Бардем, Ребекка Фергюсон и Оскар Айзек.

Мировая премьера состоялась на Венецианском кинофестивале.

Впечатлениями от ленты делятся иностранные критики.

“Неторопливая космическая сага сочетает артхаус и развлекательное кино, создавая величественный потусторонний эпос”, – написал Зан Брукс в своей рецензии для The Guardian.

По его мнению, “Дюна” – это напоминание о том, какими могут быть голливудские блокбастеры.

“Фантастическая эпопея Дени Вильнева показывает нам, что высокобюджетные блокбастеры необязательно должны быть тупыми или с постоянным экшеном, что среди взрывов можно найти место для спокойных моментов”, – считает критик.

Ленту сняли по одноименному роману Фрэнка Герберта.

Действие происходит в далеком будущем, в межгалактической цивилизации, где несколько аристократических семей борются между собой за контроль над различными планетами.

Особенно их привлекает планета Арракис – пустынная, песчаная (дюна), что является главным источником так называемого “меланжа” или пряности – вещества, не только значительно повышает умственные возможности человека, но и необходимо для межзвездной навигации.

Сложная приключенческая интрига отражает политические, религиозные, экологические, технологические и гуманитарные проблемы современного мира.

В центре сюжета – Пол Атрейдес (Тимоти Шала), потомок могущественной семьи, которой поручили руководить планетой, создает сложный и смертоносный цепь событий.

Шала “идеально подходит для своей роли”, считает Робби Коллин с The Telegraph, назвав “Дюну” “удивительной работой”, достойной пяти звезд.

По его мнению, это – “научная фантастика в ее величайшем, тревожном и увлекательном виде”.

“Просмотр ленты напоминает блуждание огромным потусторонним зданием, построенным в честь высших сил, о которых вы никогда не слышали”, – написал он в своей рецензии.

Коллин считает, что зрители воспримут проект, бюджет которого оценивается в 165 млн. долларов, столь же грандиозно как “Игру престолов”.

The Independent также поставила пять звезд, но сравнила “Дюну” с другой не менее эпохальной лентой – “Властелин колец”.

“Фильм Дени Вильнева столь непосредственной и эмоциональный, что это просто поражает”, – написала Кларисса Лофри в своем обзоре для Independent.

Ее единственное замечание – это отсутствие актеров из Ближнего Востока или Северной Африки, которые отлично бы изобразили бы Фримен – племя людей во вселенной Дюны. Их лидера сыграл испанский актер Хавьер Бардем, “чей язык, одежда и культура навеяны образами кочевых бедуинских племен”, – отметила она.

“Это небольшой, но заметный недостаток “Дюны”- работы, которая в другом настолько зловеще величественная, трудно поверить, что она вообще существует”.

“Скучновато”

А вот обозревателя The Times Кевина Махера картина не очень впечатлила. Он дал ей только две звезды. Журналист соглашается, что визуальные эффекты “поражают”, но, по его мнению, не хватает драматической составляющей, а в целом фильм – “скучноватый”.

“Да, есть несколько хороших политических метафор о Ближнем Востоке (Арракис – это Ирак, специи – нефть и т.п.), хороший визуальный ряд, но не хватает динамики”, – пишет он.

С ним соглашается Оуэн Глейберман с Variety.

“Я бы дал” Дюне “пять звезд за визуализацию и две с половиной за сюжет … Дело не в том, что рассказ сбивается с ритма, а в том, что теряется эмоциональная связь со зрителем”, – считает он.

“Миссия невыполнима”

Лента Вильнева – далеко не первая попытка экранизировать роман Фрэнка Герберта. В 1970-х эта идея захватила Алехандро Ходоровский, но закончились деньги, а съемки не завершили.

Следующим был режиссер “Гладиатора” Ридли Скотт. Он проработал над проектом около года, но в конце концов отказался от него в пользу ленты “Бегущий по лезвию”.

Однако одну версию к Дени Вильнева удалось снять, причем снял ее не кто-нибудь, а сам Дэвид Линч.

Версия Линча вышла 1984, и хотя было сделано по законам жанра космического фэнтези и не имела успеха ни у зрителей (ей не удалось даже окупить затраты на производство), ни у критиков.

Вильнев, в активе которого “Пришествие” и “Бегущий по лезвию 2049”, был настроен “оптимистично” и говорил, что его лента избежит предыдущих ошибок.

“В течение последних нескольких десятилетий мы постоянно слышали, что адаптировать эту книгу невозможно, что это невыполнимая задача”, – сказал он Total Film.

“Поэтому прежде всего нужно было доказать, что этот популярный, красивый фильм может существовать, и, думаю, я сделал это”.

Он разделил историю на две части и сделал ставку на то, что успех первой части обеспечит ее продолжение.

“Надеюсь, мы сделаем вторую часть, – сказал Шала перед премьерой. – Это было бы мечтой [но] она уже сбылась”.

Бен Трэвис с журнала Empire, который поставил фильма пять звезд, считает, что это лучшая экранизация, которой стоило ждать.

“Для поклонников научной фантастики, особенно для тех, кто обожает толстый фолиант Фрэнка Герберта и десятилетиями ждал, пока он появится на экране в более удачном воплощении, чем это было у других режиссеров, не сомневайтесь: “Дюна “Вильнева – это экранизация, о которой вы всегда мечтали”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-09-18