Украинский Национальный антарктический научный центр (НАНЦ) в четверг подписал акт о покупке легендарного ледокола James Clark Ross в Великобритании.
Эту информацию подтверждает сайт BAS: “После 30 лет службы Британской антарктической службе королевское исследовательское судно “Джеймс Кларк Росс” продано Украинскому Национальному антарктическому научному центру”.
В разговоре с BBC News Украина директор НАНЦ Евгений Дикий подтвердил, что стоимость покупки ледокола для Украины – около 5 млн долларов, как это и анонсировали ранее.
“Поскольку он приобретается вместе с двумя моторными лодками (25 тыс. долларов), с полным баком топлива (еще больше 272 тыс. долларов), и еще 6000 долларов – наша половина оплаты юридических услуг (столько же заплатили британцы), то вместе цена покупки у 5,3 млн. долларов”, – рассказал Евгений Дикий.
“После переоформления всех необходимых документов судно уже под украинским флагом сможет отправиться из Дании, где базируется, в Украину”, – сообщают в НАНЦ.
В начале осени, как ожидается, “Джеймс Кларк Росс” придет в Одессу.
Однако использовать ледокол планируют в Антарктике – для научных исследований у станции “Академик Вернадский”.
“Последние 20 лет в Украине не было собственного ледокола для антарктических исследований, что значительно ограничивало нашу работу. Также с этим судном Украина имеет амбиции проводить масштабные исследования Южного океана и, по возможности, со временем начать исследования в Арктике”, – рассказал директор НАНЦ Евгений Дикий.
“Исследовательским судном James Clark Ross восхищались все, кто на нем работал. Этот ледокол позволил ученым из Великобритании и других стран сделать много открытий, чтобы лучше понять мир, который быстро меняется”, – отметила директор Британской антарктической службы (BAS) профессор Дэйм Джейн Фрэнсис.
“Мы будем скучать по этому судну, но я рада, что наши коллеги-исследователи будут использовать его для проведения важных научных исследований”, – добавила британка.
Украина сможет проводить на нем океанографические исследования, изучать изменения климата в полярных регионах, а также доставлять на станцию ”Академик Вернадский” ежегодные экспедиции.
Это уже второй раз Великобритания передает свои антарктические мощности Украины – в 1996 году она же передала станцию ”Академик Вернадский”, которая под британским флагом была известна как “Фарадей”.
James Clark Ross спустили на воду 1 декабря 1990 и с 1991 года оно было штатным судном Британской антарктической службы (вместе с другим ледоколом RRS Ernest Shackleton, который в 2019 году передали Норвегии, а затем Италии).
RRS James Clark Ross назван в честь Джеймса Кларка Росса – британского военного моряка и исследователя, который в XIX веке на кораблях “Террор” и “Эребус” совершил самую большую для своего времени экспедицию в Антарктику, а позже участвовал в поисках пропавшей экспедиции Франклина в Арктике .
Это ледокол длиной почти 100 метров и водоизмещение 5732 тонн.
Как сравнивает сайт Defence Express, флагман украинского военного флота фрегат “Гетман Сагайдачный” при длине 122 метра имеет водоизмещение в 3642 тонн.
RRS в названии “Джеймса Кларка Росса” означает “Royal Research Ship” – “королевское исследовательское судно”.
Оно специализируется на морских биологических, океанографических и геофизических исследованиях.
На его борту есть несколько лабораторий, а также системы лебедок, которые позволяют размещать научное оборудование на корме или в средней части судна.
Еще в нем есть веб-камера, которая показывает вид с судна во время экспедиций или стоянки в портах, а на сайте Британской антарктической службы является детальный виртуальный тур по судну.
James Clark Ross делает очень мало шума, что позволяет ему использовать чувствительную акустическую аппаратуру.
Судно может идти со скоростью 2 морских узла (почти 4 км в час) через ровное ледовое поле толщиной 1 метр, а максимальная ледовая преграда на его пути может достигать 4 метра.
Чтобы облегчить проход через паковый (многолетний), лед система сжатого воздуха раскачивает судно, расширяя таким образом путь.
За годы службы “Джеймс Кларк Росс” совершил много экспедиций в Антарктику, где изучал изменения климата, и айсберги, а также обеспечивал британские и другие антарктические миссии.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.