Процедуру растаможки обещают упростить

С августа на украинской таможне должна заработать автоматизированная система «Единое окно», что должно упростить жизнь и бизнеса, и таможни. Сейчас же на местах знают об особенностях системы только из постановления.

До реализации еще не дошло

В единую электронную систему уже с 1 августа должны объединиться таможня и все контролирующие инстанции, вовлеченные в растаможку. Такая система теоретически должна ускорить процедуру и минимизировать коррупцию. Немало рядовых граждан считают, что к растаможиванию причастна только Государственная фискальная служба Украины. На деле же в процесс вовлечены и представители санитарно-эпидемиологического контроля, фитосанитарного, ветеринарного, экологического, радиологического и тому подобное, поэтому услуги таможенного брокера предпринимателям просто необходимы.

Эти структуры имеют свои, зачастую устаревшие системы или не имеют их вовсе. Поэтому в случае необходимости дополнительного «добра» от той или иной структуры представлены при растаможивании документы проходят несколько кругов. Введение же «Единого окна» теоретически должно изменить ситуацию – ускорить процедуру и минимизировать коррупцию. Но будет так, как запланировали, и не превратится в очередное, никому не нужно ноу-хау, покажет время. В мире же подобная система оправдала возложенные на нее ожидания.

– Система “Единое окно” уменьшает количество процессов, упрощает разного рода процедуры и минимизирует человеческий фактор при прохождении товара через таможню, – рассказывает аналитик Информационной кампании «сильные вместе» Виталий Горобец.

– «Единое окно» предполагает наличие централизованной базы данных, в которой бизнес подает документы в электронном виде. Таможенные и контролирующие органы будут иметь к ней одновременный доступ. Как только «Единое окно» начнет функционировать, говорит аналитик, разрешительные органы будут обязаны в течение 4-х часов с момента получения электронного сообщения и необходимых сканированных документов от клиента вынести решение о растаможивании товаров. Если же решение не появилось за это время, то его принимают автоматически – по принципу молчаливого согласия и вносят в информационную систему с подробным обоснованием. – Также вносят информацию о дате и времени проведения осмотра товаров или отбора образцов, если в этом есть необходимость, – добавляет он.

– Сейчас около 5% грузов подпадают под детальный осмотр. Эта норма, скорее всего, не изменится.

Есть только постановление и дата

В Украине о введении «Единого окна» заговорили весной 2016 года. Так, в мае появилась соответствующее постановление. Впрочем, введение этой системы, с некоторым недоверием ожидают и таможенные, и упоминавшиеся контролирующие органы. Потому что не совсем понимают, как будет функционировать «Единое окно» и как адаптировать нормативно-правовую базу этих органов в просвет. Что же делается на местах, готовы к нововведению – мы поинтересовались у представителей Запорожской таможни. – Согласно постановлению Кабмина, предприятия будут иметь выбор – пользоваться старой системой или «единого окна», – рассказывает начальник отдела организации таможенного контроля Запорожской таможни ДФС Тарас Андреев. – Ведь воспользоваться новой системой предприниматель сможет только тогда, когда будет осуществлять декларирование в электронном виде, когда имеет электронную цифровую подпись.

К сожалению, пока у нас нет информации, на каком этапе внедрения этой системы. Думаю, что в центральном аппарате работают над этим и только там могут сказать, какая ситуация с интеграцией контролирующих органов. По мнению господина Андреева, такая система для предпринимателей в случае ее нормальной работы выгодна. Ведь не нужно будет никуда бежать, отпадет «проставления штампов». Предприятия просто присылают сообщения на таможню и получают электронный ответ о прохождении или необходимости предъявления груза для осмотра контролирующими органами.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2019-03-01

Добавить комментарий