Российская война в Украине становится все более кровавой, каждая сторона пытается истощить другую. Обе говорят об успехах. Но обе терпят и неудачи.
Несмотря на то, что Россия до сих пор является доминирующей силой и имеет значительную военную мощь, она не смогла достичь скорейшей победы, как планировала.
Мы решили рассмотреть некоторые факторы, которые могут склонить чашу весов в ту или иную сторону.
Достижения и потери
На севере украинское контрнаступление успешно отбросило российские войска от Харькова. На юге Россия почти уничтожила последние очаги сопротивления в портовом Мариуполе. Оба города дорого стоили с точки зрения потерь военных и гражданского населения, но ни один из них вряд ли станет решающим в войне.
Произошедшее в Мариуполе и Харькове ярко демонстрирует волнообразные колебания этого конфликта. Эта же модель дорогостоящих достижений и потерь сейчас повторяется на востоке страны.
Россия продвигается небольшими, но стабильными шагами на Донбассе – новом фокусе ее наступления. Но она также потерпела неудачи – об этом ярко свидетельствовало уничтожение в начале этого месяца десятков единиц российской бронетехники, пытавшейся пересечь реку Северский Донец.
Преимущество России – артиллерия
На востоке обе стороны обмениваются тяжелыми ударами по артиллерии. Бен Барри, бывший бригадир британской армии, который сейчас работает в Международном институте стратегических исследований, говорит, что так будет и дальше в битве на Донбассе.
Он прогнозирует, что артиллерия будет являться основной причиной потерь с обеих сторон в течение следующих недель и месяцев. Западные чиновники отмечают значительные потери России, но они менее охотно дают оценки украинских потерь.
Несмотря на западные поставки, Украина по-прежнему уступает России по количеству оружия.
Сейчас Украина получает тяжелое вооружение, поставляемое с Запада, в частности, гаубицы M777. Ей также направили противоартиллерийские радиолокационные системы – чтобы помочь искать и уничтожать российские артиллерийские линии. Но Украина все еще уступает количество оружия.
Тактика
Россия использует артиллерию и ракетные установки, чтобы ограничить украинские силы вдоль хорошо укрепленных оборонных рубежей. Россияне давят с двух основных направлений – от Изюма на севере и с запада вокруг города Северодонецк. Они добились определенных успехов на обоих направлениях.
Бен Барри говорит, что, похоже, Россия “пытается обескровить Украину”, заставляя ее сосредоточить свои силы в ключевых точках, которые затем сможет “накрыть” артиллерию. Военные аналитики считают, что в результате Украина, вероятно, терпит значительные потери.
Однако, по его словам, Украина все еще сможет замедлить продвижение России на Донбассе в городских зонах. Боевые действия в населенных пунктах, как показывает ход этой войны, разворачиваются благоприятно для защитников.
Снова, как и в Мариуполе, Россия, скорее всего, попытается подавить сопротивление по привычной схеме массовых артиллерийских ударов, пока не останется чего оборонять.
Президент Зеленский уже заявил, что Донбасс “полностью уничтожен” и назвал жизнь там “адом”. А будет еще хуже.
Российские “силы Франкенштейна”
Однако военные эксперты до сих пор считают, что России не хватает войск, чтобы добиться значительного продвижения на востоке. Передислокация сил из Харькова и Мариуполя вряд ли изменит ситуацию.
Джек Уотлинг из Королевского института объединенных служб говорит, что в России не хватает живой силы и, в частности, пехоты. Россия попыталась восстановить и объединить некоторые из своих уже разбитых подразделений, получивших название “силы Франкенштейна”.
Сплоченность и моральный дух уставших и истощенных подразделений, вероятно, далеки от идеала. Британская разведка недавно пришла к выводу, что российские командиры испытывали давление, чтобы добиться быстрых результатов, и в результате они могли перераспределять силы без должной подготовки.
В министерстве обороны Британии заявили, что это истощение. Там утверждают, что Россия уже потеряла около трети своих начальных сил – оценка включает убитых и раненых военных, а также уничтоженную или поврежденную технику.
Уотлинг говорит, что Россия пытается восполнить этот недостаток, в частности с помощью мобилизации резервистов, которым более 40 лет, а также краткосрочные контракты для военных. Но обучение и восстановление армии требует времени.
Россия также оказалась уязвимой к украинским атакам на линии поставки. Но атакующие возможности Украины, вероятно, будут ограничены из-за того, что большинство ее сил закреплены на оборонных позициях.
Долгая война
Никто не думает, что эта война скоро закончится. Это еще не переломный момент. Россия продвигается, но очень медленно.
Вряд ли исход этой войны будет зависеть только от военного могущества.
Уотлинг говорит, что Россия также использует экономические и политические рычаги, чтобы нанести Украине как можно большие убытки. Пока экономика России испытывает удар от западных санкций, украинская, вероятно, пострадает еще больше.
Ожидается, что на следующий год ВВП России сократится на 12%, но ВВП Украины может упасть на 50%. Российская блокада Черного моря наносит значительный ущерб.
По словам Уотлинга, продолжение западной экономической, а также военной поддержки может оказаться решающим. Будет ли интерес общественности к войне угасать, чем дольше она продлится – как это произошло после 2014 года, когда Россия аннексировала Крым, а поддерживаемые Россией сепаратисты впервые захватили часть Донбасса?
Западные правительства теперь также должны беспокоиться о своих внутренних проблемах, включая рост инфляции, цены на газ и нефть, кризис уровня жизни, частично вызванный войной.
С приближением зимы армиям будет все труднее воевать.
Миру также может оказаться труднее переживать экономический шторм.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.