“Мы всегда играли вместе”. Как связаны киберспорт и война России против Украины

До полномасштабного вторжения России Украина считалась лидером в сфере киберспорта. Но этот успех в значительной степени обеспечивали приглашенные игроки из России. Теперь бывшие партнеры стали врагами, а некоторые из украинских игроков смотрят на россиян из-за прицела не виртуальной, а вполне реальной винтовки. 

“Киберспортивное сообщество всегда и все делало вместе. Но сейчас оно расколото как никогда”, – видео с такой подписью известные украинские киберспортсмены записали в начале марта и распространили в соцсетях.

Они призвали своих российских друзей и коллег протестовать против полномасштабного военного вторжения в Украину и не умалчивать эту агрессию.

Прошло полгода войны, и можно констатировать, что призыв не услышали. Киберспортсмены РФ, имеющие поддержку и широкую аудиторию, преимущественно проигнорировали просьбу украинцев.

Но и украинские команды не смогли полностью разорвать связи со страной-агрессором. Этот узел оказался слишком туго переплетенным.

Из-за компьютера – на фронт

Два года назад имя 39-летнего ветерана украинского киберспорта Александра Кохановского, основателя сильнейшей украинской команды NAVI (с латыни: Natus Vincere – “Рожденные побеждать”), стало известно даже тем, кто не следит за этой индустрией.

Тогда он обошел на аукционе мастодонтов украинского бизнеса и купил гостиницу “Днепр” в центре Киева за фантастические 1,1 млрд гривен. Здесь должна была появиться киберспортивная арена мирового уровня.

До этого более 20 лет Кохановский уничтожал противника только с помощью компьютерной мышки и был одним из топ-игроков в Counter-Strike (СS). Правила этой игры довольно просты: выбираешь сторону – террористов или правоохранителей – и должен уничтожить соперника прежде, чем он уничтожит тебя. Все похоже на реальную войну, без драконов, колдунов и других чудес. Только игрок и противник.

Два года спустя Кохановский, имеющий игровой никнейм ZeroGravity, сидит в окопе с винтовкой. С начала российского вторжения бизнесмен решил приобщиться к силам украинской полиции и пойти воевать.

“Почему я так решил? – рассказывает он. – Наверное, чувствовал, что это правильно – защищать свою страну”. 

А как же компьютерные игры? ZeroGravity говорит, что опыт виртуальных соревнований помогает в поле боя.

“Counter-Strike – это с самого начала был тактический симулятор для военных в Америке. То есть базовые навыки перемещения, использование определенных средств – их можно, конечно, использовать на войне. К тому же это и скорость реакции, работа в команде – такие вещи очень важные, и их можно использовать на поле боя”.

Совместная среда

Но воюя против россиян, Кохановский признает, что украинский и российский киберспорт все еще очень тесно связаны между собой.

“В киберспорте не было разделения на государства, был только такой термин как “пинг”, то есть задержка поступления пакета информации к серверу. Поэтому наш регион играл всегда вместе неразрывно на протяжении более 20 лет”, – объясняет он.

Сейчас, акцентирует Кохановский, пора украинским командам избавиться от российских игроков. Вопрос только в том, сколько времени уйдет, чтобы заменить их украинскими и европейскими игроками.

Такие “смешанные команды” до сих пор не редкость в индустрии. И они достигают высоких результатов. Например, в середине августа российская команда TeamSpirit, в составе которой двое украинцев и трое россиян, выиграла престижный турнир США по дисциплине Dota 2 (это компьютерная игра со вселенной Warcraft, где нужно играть при разных фантастических персонажах – магах, оборотнях, монстрах). и пытаться захватить крепость противника).

До 24 февраля тесная взаимосвязь РФ и Украины в мире гейминга была привычным делом и не вызывала особых вопросов. Как говорят сами игроки, они называли это принципом “киберспорт вне политики”.

“На самом деле мы просто пытались делать вид, что это так”, – говорит на том самом “антивенном видео” от 5 марта представитель украинского киберспорта Степан (“DonStepan”) Шульга.

В настоящее время он возглавляет департамент электронных игр в букмекерской компании.

“Эта практика (привлечение игроков из РФ) является следствием существования рунета как такой и общей языковой среды”, – отмечает он.

Кроме того, сами компании-производители игр не имели принципиальной позиции по разделению игроков из разных стран. Как следствие, долгое время украинская и российская киберспортивные среды были смешаны – отсюда и распространена практика свободного обмена игроками.

О “общей языковой среде” говорит и Арсений (“ceh9”) Триноженко – бывший игрок и тренер, а ныне – комментатор киберсоревнований.

Он рассказывает, что российских киберспортсменов очень много, так что украинским командам было проще пригласить их в свой состав, чем отыскивать или выращивать собственные таланты.

“Но сейчас это все в прошлом”, – говорит украинец.

Триноженко, который последние 4 года был лучшим русскоязычным комментатором по версии профильного сайта Cybersport.ru, теперь перешел на украинский и собирает помощь Вооруженным силам Украины.

Трудно отказаться

Кохановский, Триноженко и Шульга известны именно своей игрой в Counter-Strike. В этой дисциплине украинцы всегда были на передовых позициях в мире.

В последние годы среди лучших есть киевская команда NAVI. Она многократно побеждала на основных международных турнирах. Только в 2021 году NAVI за победы на соревнованиях завоевала почти 2 млн долларов призовых.

Игроки команды – звезды среди аудитории. Особенно – ключевой снайпер и один из лучших игроков в мире Александр Костылев (никнейм “s1mple”). У них дорогие рекламные контракты, их приглашают на ютуб-шоу, а их портретами некоторое время были оклеены станции киевского метро.

Но победы NAVI одерживала под руководством капитана команды – россиянина Кирилла (никнейм “boombl4”) Михайлова. В конце мая с ним прекратили сотрудничество из-за “репутационных рисков”.

Украинская команда NAVI – победитель турнира по CS в Польше, март 2020 года. Крайнее дело – капитан команды россиянин Кирилл Михайлов, в центре с кубком – украинец Александр Костылев.

Но в NAVI еще остаются два десятка игроков с гражданством России.

В Украине просто нет столь сильных киберспортсменов, чтобы заменить россиян, объясняют в руководстве команды. Там также говорят, что все их игроки из России не поддерживают “спецоперацию”, как российские власти называют войну против Украины.

Каждая команда должна сама решить, важно ли для них избавиться от россиян в составе или нет, говорит Степан Шульга. На это могут влиять многие факторы.

“После начала активной фазы войны у многих спортсменов и команд коллективно вопрос о российских игроках стал принципиальным. Поэтому во время принятия решений команды исходят как из соображений того, что правильно для их развития и профессиональной деятельности, так и из собственных принципов”.

Cancel Россия?

Еще одна проблема – неоднородная реакция мирового киберсообщества на игроков РФ. Поскольку, в отличие от классических видов спорта, в компьютерных играх нет одной международной организации, руководившей всеми процессами, то и масштабных санкций против россиян фактически нет.

Некоторые запреты вводят отдельные турниры или крупные компании-спонсоры соревнований, чтобы избежать репутационных рисков.

“Я считаю, что надо все команды из РФ полностью забанить на всех соревнованиях. И я вижу, что все к этому идет, эту повестку нужно проталкивать и дальше”, – решительно настроенный ZeroGravity.

Степан Шульга более осторожный в прогнозах. Он обращает внимание, что в индустрии киберигр решающее слово имеют не политики, а разработчики этих игр.

“Сами игры в киберспорте представляют собой программные продукты, объекты интеллектуальной собственности частных компаний, где обычно правила и регламенты продиктованы внутренними бизнес-интересами в большей степени, чем геополитической ситуацией”.

Степан Шульга, сам в прошлом киберспортсмен, считает, что разработчики игр должны выразить “более четкую” позицию в отношении игроков из РФ

Поэтому регулирование роли русских команд ложится на организаторов турниров, которые так либо по другому обязаны учесть решение девелопера, то есть правообладателя самой игры.

DonStepan считает, что решения разработчиков могли бы быть “более прозрачными” и иметь более четкую позицию по отношению к участникам из РФ.

Среди примеров санкций, коснувшихся киберспорта, можно найти буквально пару случаев. Самый громкий был в апреле, когда российскую команду Virtus.pro дисквалифицировали из турнира из-за того, что ее участник Иван (Pure) Москаленко нарисовал на игровой карте букву Z, которая является одним из символов российского вторжения в Украину.

Россиянин сказал, что это произошло “случайно” и извинился, но организатор соревнований решил дисквалифицировать всю команду.

Что будет с киберспортом в Украине

Война убивает украинскую игровую индустрию, говорят игроки и эксперты. Отдельный вопрос – финансирование и в целом уместность развлекательных мероприятий в ходе боевых действий. Международные партнеры акцентируют внимание на безопасности массовых мероприятий в Украине.

“Компании, которые были готовы организовывать международные ивенты в Украине, – а до войны Киев по праву был неофициальной столицей киберспорта с огромным количеством успешно организованных ивентов с участием международных команд, – тоже полностью остановились”, – говорит Степан Шульга.

Кроме того, до 24 февраля украинские команды именно в РФ в основном находили большинство спонсоров и рекламных контрактов.

Поэтому, резюмирует DonStepan, такого развития в этой сфере, как было в последние 15 лет, в ближайшие пять лет ждать не стоит. Все зависит от времени победы Украины и скорости восстановления экономики до довоенного уровня.

“Вы ведь понимаете, что во время войны все энтертеймент-индустрии жестко уходят вниз?” Риторически спрашивает Александр Кохановский. Украинская киберсфера – не исключение. “Пока эта экосистема умерла и будет восстанавливаться уже после отмены военного положения”, – считает он.

Арсений (ceh9) Триноженко настроен более оптимистично: “Я уверен, что после войны ситуация изменится, и нас ждет столь серьезный толчок вперед”.

Большую часть своей жизни ceh9 провел, уничтожая виртуальных врагов на экране своего монитора. Теперь, когда в его страну пришел настоящий враг, изменилось ли его отношение к видеоиграм? Стал ли он представлять россиян на месте противника в Counter-Strike?

Арсений говорит, что нет.

“Я когда играю в игры, я понимаю, что это игры. Я не представляю кого-то на месте противника, это для меня обычная компьютерная модель, а не живой человек”, – говорит он, параллельно организуя очередной сбор в помощь ВСУ.

 

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-08-29