“Мои дети каждую ночь плакали и спрашивали, умрем ли мы”

Только потому, что ее дети каждую ночь не плачут и не спрашивают, убьют ли их, Екатерина Галенда знает, что правильно поступила, когда сбежала из Украины. 

Покинуть страну, где бушует война, может показаться легким решением, но ее мужу Олегу пришлось убеждать ее уехать с двумя их маленькими детьми, потому что она не хотела покидать Украину.

Екатерина теперь знает, что она и ее дети в безопасности, но все равно получает уведомление на мобильный телефон, когда дома завывает воздушная тревога.

И, конечно же, она продолжает волноваться за мужа.

32-летняя учительница и двое ее сыновей – 9-летний Александр и 4-летний Артем – трое из свыше пяти миллионов беженцев, сбежавших из Украины, волнуясь за семьи, которую они там оставили.

Но в отличие от многих из 60 тысяч украинских беженцев, прибывших в Британию после вторжения России в Украину, Екатерину и ее ребят не взяли к себе хорошие семьи, которые хотели помочь.

Уникальный лагерь “как семья”

Они – одна из 60 семей, которые находятся в уникальной украинской общине в тысяче километров от своей родины в специализированном лагере, который предлагает жилье, еду, образование и советы – в приюте в Уэльсе.

“Мы здесь как большая семья. Мы все заботимся друг о друге”, – рассказывает Екатерина.

“Мы были поражены, когда приехали сюда. Здесь для нас все новое, но теперь они счастливы, они каждый день играют с другими детьми и каждый день ходят в школу. И они чувствуют себя здесь в безопасности – и это важно”, – говорит она.

Екатерина является одним из 222 украинских беженцев в лагере, которым руководит валлийская молодежная организация Urdd Gobaith Cymru при поддержке правительства Уэльса, где более 100 детей, вынужденных уехать из дома, теперь могут играть и учиться в безопасности.

“Мой муж заставил меня уехать ради детей”

Но пока их матери и бабушки могут спрятаться здесь от войны, дом и семья никогда не исчезают из их мнений – и это объясняет, почему они не убежали из Украины раньше.

“Мы ждали 100 дней, потому что поначалу не хотели ехать, но мой муж заставил нас уехать” – рассказывает Екатерина.

“Это было опасно. Мы так часто сидели в подвале из-за этих воздушных тревог все время, в частности ночью, когда мне приходилось будить своих детей, – вспоминает она. – Но мы решили поехать, чтобы найти безопасное место для моих детей”.

До того как две недели назад они приехали в центр в Уэльсе, Екатерина не знала Елену Андрщук.

Но теперь мамы подружились и поддерживают друг друга, пока мужчины остаются в Украине.

“Той ночью, когда мы уехали, неподалеку бомбили”

“Там до сих пор опасно”, – говорит 36-летняя контент-менеджер.

Елене непросто было принять решение уехать.

“В тот же день, когда мы уезжали, очень близко от того места, где мы живем, я проснулась посреди ночи из-за очень сильного взрыва”, – вспоминает женщина.

“Это было нелегкое решение, потому что я должна была покинуть родной город, моего мужа, все, что у меня есть, но я поехала ради своих детей”, – говорит Елена.

Она рассказывает, что ей очень нравится в Уэльсе, и сравнивает центр с “курортом” с множеством новых друзей, но жестокие напоминания о происходящем дома никуда не исчезли.

“У меня есть приложение на телефоне, и я все еще получаю уведомления о сиренах в Украине, и они довольно частые”, – рассказала Екатерина, чей муж Олег является волонтером в родном Тернополе на западе Украины.

“Поэтому я знаю, когда позвонить мужу, чтобы спросить, как он”, – говорит она.

Снова в школу

В центре Urdd обычно работают валлийские школы, но последние два месяца здесь живут, учатся и смеются украинские дети – наслаждаясь тем, что они снова могут просто играть и развлекаться в безопасности.

“Мои дети не ходили в школу в течение трех месяцев, потому что это было опасно”, – говорит Екатерина.

“Но теперь они счастливы, поскольку каждый день ходят в школу и чувствуют себя в безопасности”, – добавляет она.

Елена соглашается, поскольку ее молодой четырехлетний Леонард страдал из-за нехватки общения с детьми своего возраста, потому что большинство из них сидели дома, потому что родители боялись разрешить им играть на улице, когда там постоянно ревут сирены воздушной тревоги.

“Это была большая проблема для моего маленького ребенка в Украине”, – говорит она.

“Теперь мы приехали сюда, и дети могут социализироваться, общаться друг с другом, и они имеют доступ ко всем развлечениям, которых им так долго не хватало, поэтому они просто счастливы”, – добавляет Елена.

“Конечно, им не хватает отца и дедушек с бабушками, но это лучше, чем то, что было у нас в Украине”.

Беженцы думают, как жить дальше

Пока дети наслаждаются ежедневными уроками – английским и валлийским языками – и разными занятиями, их родители могут сосредоточиться на поиске работы, получении льгот и думать, что делать дальше.

В центре беженцы получают разную помощь, в том числе и медицинское освидетельствование – и это очень порадовало бабушку Марту Бурак.

“Я была очень рада, ведь моему внучку здесь диагностировали болезнь, чего не смогли сделать дома”, – сказала 64-летняя учительница на пенсии.

“Теперь он будет три месяца принимать лекарства. Это очень важно для меня”, – добавляет она.

В то время как у ее дочери Кристины интенсивные уроки английского языка в местном колледже, Марта, которая находится в центре пятой недели, получает помощь и советы от местных органов власти, чтобы остаться в Британии.

“Пока мы выполняем необходимые юридические процедуры, чтобы остаться в Британии, мы хотели бы остаться здесь навсегда, – говорит она. – Но однажды нам придется двигаться дальше”.

В то же время Марта говорит, что “хотя половина ее сердца в Уэльсе, половина осталась в Украине”.

“Мой сын, моя невестка и зять остаются в Украине, а мои внучки ежедневно скучают по отцу, – говорит она. – Они не могут нормально с ним разговаривать, потому что начинают плакать, но мы здесь в безопасности, это самое главное”.

“Вчера я получила печальную новость о том, что погиб единственный сын в семье моих друзей, а ему было всего 30. Он был таким красивым, положительным молодым человеком, и грустно, что молодые люди все еще гибнут в этой войне, это нужно остановить”.

В то же время, местные жители вывешивают в своих окнах украинские флаги, и это дает беженцам надежду.

А на стоянке возле центра есть несколько машин с украинскими номерами – одной семье пришлось проехать через Россию, прежде чем наконец попасть в Уэльс.

Люди в Уэльсе собрали миллионы фунтов для гуманитарного фонда Украины, в то время как Уэльс принял более 2500 беженцев.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-06-23