Действительно ли Кремль планирует “референдумы” на оккупированном Юге Украины и чем это ему грозит

Когда стало ясно, что России не удается взять под контроль всю Украину, Москва не скрывает, что планирует провести псевдореферендумы хотя бы на уже оккупированных территориях и аннексировать их по крымскому сценарию. Но уже сейчас понятно, что РФ здесь столкнулась с серьезными проблемами, а референдумы, даже если и состоятся, могут стать для Владимира Путина вовсе не тем, что он ожидал.

Заявления от оккупационных властей в Херсонской и Запорожской областях относительно так называемых “референдумов о вхождении в состав России” стали особенно часто звучать в начале августа.

Были, в частности, предложения провести их 11 сентября в день единого голосования в России или другой день сентября, но одновременно на всех неподконтрольных Украине территориях в Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областях.

При том что российская армия до сих пор не контролирует почти половину Донетчины и треть Запорожской области, включая главный город региона – Запорожье.

Российское издание Meduza в июне со ссылкой на источники писало, что план Кремля – объединить оккупированные территории Украины в новый федеральный округ в составе РФ.

В Кремле традиционно убеждают, что они здесь ни при чем. В частности, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что планы по референдумам – исключительно воля самого населения регионов. Хотя сам Путин в июне сравнивал себя с царем Петром I и заявлял, что ему также “выпало возвращать” новые земли.

В ответ украинский президент Владимир Зеленский дал понять – если Россия таки проведет псевдореферендумы с последующей аннексией, это “закроет для нее любую возможность переговоров с Украиной и миром”.

Эксперты склоняются к тому, что именно сейчас переговоры Владимиру Путину очень нужны, а если Москва решится аннексировать новые оккупированные территории, это может сыграть с ней злую шутку.

Технические трудности

Чтобы провести псевдореферендум в Крыму в 2014 году, России потребовалось менее двух недель. Но на этот раз даже через полгода после вторжения в Украину Москве такие планы реализовать не удалось.

Заявления по поводу так называемых референдумов звучали постоянно с начала оккупации южных территорий, но термины каждый раз сдвигались.

Сначала фигурировали разные даты в апреле и мае, тогда российские СМИ и представители оккупационных властей называли вероятной датой 11 сентября – день, когда в России должны пройти местные выборы.

В последние дни сроки стали еще более туманными. 10 августа Институт изучения войны отмечал, что дата 11 сентября перестала фигурировать в официальных заявлениях, а впоследствии сразу несколько представителей оккупационных властей заявили, что “референдумы” проведут, когда Россия полностью захватит Донецкую область.

Такое промедление глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель объясняет тем, что повторить крымский сценарий в Херсонской и Запорожье для россиян стало непосильной задачей.

“У оккупантов не просто проблемы, а огромные проблемы даже с тем, чтобы просто создать видимость референдума, – говорит он. – Можно конечно собрать несколько участков с переодетыми “фсбшниками”, но чтобы были, как в Крыму, красивые цифры, действо, чтобы можно было любимых актеров Путина привезти – такой картинки у них не получается”.

По его данным, в последние недели на оккупированных территориях пытаются формировать так называемые избирательные комиссии, но найти нужное количество людей не получается. Мешают также низкая поддержка населения и активное партизанское движение.

По его информации, только за последнюю неделю два представителя так называемых комиссий получили ножевое ранение в пгт Михайловка и еще одного взорвали в Мелитополе. На оккупированных территориях эту информацию не подтверждали.

Кроме того, у оккупационных властей нет базы персональных данных избирателей, а главное – нет понимания, сколько людей осталось, а сколько уехало. К примеру, по данным Херсонской областной военной администрации, из региона уехала практически половина жителей.

“Мы можем говорить с уверенностью 99%, что никакого референдума или имитации мы не увидим 11 сентября, – уверен Кошель. – У россиян просто не хватает ресурсов, плюс тотальное сопротивление населения”.

“Не исключаю, что они разыграют картинку просто для российского зрителя на 20 показательных участках, но с нынешним развитием соцсетей они будут просто смешными и смеяться над ними будут даже в российской глубинке”, – добавляет он.

Политическая нецелесообразность

Контроль над югом и востоком Украины для России очень желателен, ведь эти территории обеспечивают сухопутный коридор между Крымом, Донбассом и территорией России.

Но не факт, что для этого Кремль выберет инструмент так называемых референдумов, считает российский политолог Кирилл Рогов. Москву вполне может устроить промежуточный формат контроля, как в случае так называемых ДНР и ЛНР.

“Россия не контролирует до конца эти территории, – говорит он. – Стабильности нет, поддержки нет, так что референдум будет очень и очень кривой, симитировать его будет очень сложно. Поэтому все эти разговоры скорее фактор давления, а не прямая программа действий”.

Сама оккупация даже без референдумов достаточно опасна, говорится в отчете Института изучения войны за 10 августа.

“Принудительная паспортизация, введение рублей, “фильтрация” и другие “интеграционные” мероприятия, которые уже проводятся на оккупированных территориях Россией, гораздо более важны и вредны для Украины, чем референдумы”, – отмечают эксперты организации.

Разговоры о “референдумах” и промедлении с ними имеют скорее политические причины, чем организационные, убежден Игорь Семиволос, исполнительный директор Центра ближневосточных исследований, который также занимается вопросом стратегической безопасности юга Украины.

“Я предполагаю, что ключевая проблема с отложением этого действия связана именно с переговорным процессом, попыткой России закрепить за собой эти территории, но и добиться создания оперативной паузы на фронте”, – считает эксперт.

По мнению Семиволоса, именно с этим был связан визит в Украину президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и генсека ООН Антониу Гуттереша 18 августа, которые могли привезти Зеленскому предложения Москвы по мирным переговорам и возможности прекращения огня.

На этом фоне разговоры о “референдумах” логичнее использовать как элемент давления и шантажа, соглашается политолог Николай Давыдюк.

“Путин хочет договориться о прекращении огня, ему нужна передышка, если референдумы проведут, они шанс на такую ​​передышку упустят, – объясняет эксперт. – Пистолетом можно угрожать, только пока ты его не используешь. Поэтому сейчас Путин ими может угрожать, манипулировать, пугать , но пока не проводить”.

Девальвация референдумов

Если Россия действительно пойдет на формальную аннексию новых украинских территорий, то это фактически не изменит военно-политическую ситуацию в регионе, считают эксперты.

И не только потому, что такие референдумы не признает никто кроме России и ее немногочисленных союзников.

Формальная аннексия территорий теоретически повышает градус противостояния, потому что тогда война вроде бы перемещается на территорию России, отмечает Николай Давидюк, но для Украины и ее вооруженных сил это уже не имеет значения.

Он напоминает, что в 2014 году украинские генералы боялись отдавать приказы стрелять по территории России, а украинские власти действовали крайне нерешительно, даже когда речь шла о защите Крыма – суверенной территории Украины.

“Вирус бесстрашия перед российской конституцией в Украине установился в течение этой войны, – говорит политолог. – Все эти референдумы могут влиять на Макрона и Шольца, но украинцы скажут – окей и дальше будут обстреливать эти территории”.

“Это будет бить по статусу Путина в глазах международного сообщества, и он понимает, что эта гибридная война, еще срабатывавшая в 2014-м, не сработает сейчас”, – добавляет он.

В августе удары и подрывы уже неоднократно происходили на военных объектах на территории аннексированного Крыма. Хотя формально Украина не признает свою причастность, а Москва каждый раз закрывает на это глаза и предпочитает списывать все в нарушение правил пожарной безопасности.

Украинские власти неоднократно заявляли, что западные партнеры, поставляющие Украине оружие, действительно требуют не бить по территории России, но аннексированные территории Россией не считают.

Поэтому проведение так называемых референдумов скорее девальвирует их значение как для мирового сообщества, так и для внутреннего потребителя, считает Кирилл Рогов. Это также будет подвешивать так называемый крымский референдум, который для Москвы имеет особое значение.

Кроме того, новую аннексию сложно будет представить в качестве победы в самой России.

“Идея присоединения новых территорий не слишком популярна в России, как это ни парадоксально, – говорит политолог. – Такую идею в последние годы поддерживало около 25% населения, остальные скорее не поддерживают. Плюс включение в состав России – это целый ряд проблем, в том числе в числе это потребует больше финансовых вложений, чем если просто заморозить неопределенность”.

“Сама по себе идея, что население самостоятельно решает вопрос, относиться к той или иной стране – достаточно опасна”, – добавляет он.

К тому же, прогнозирует Игорь Семиволос, новая аннексия наверняка приведет к усилению санкций, заблокирует возможность возобновления переговоров и только создаст новые проблемы самой России.

Если Россия все-таки пойдет на такой шаг, лучшим ответом для Киева будет самому поднять ставки, считает Давидюк.

“Условно, в день оглашения результатов референдума украинские ракеты должны улететь в Крымский мост, – считает он. – Путин понимает только силу, поэтому важно не бояться того, что Путин поднимет градус, а самим поднять градус в ответ”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-08-19