Стальные конечности: как военным поворачивают ноги и руки, утраченные на войне с Россией

Каждый день из-за полномасштабной войны России против Украины десятки украинцев получают тяжелые ранения, многие военные и гражданские теряют конечности. 

Для полноценной жизни им понадобятся протезы. В Украине протезирование бесплатно. Но в этом процессе есть вызовы и проблемы.

Пострадавшие в результате боевых действий не всегда информированы или не верят в возможности украинской медицины, поэтому часто ищут возможность протезирования за границей.

Конечно, для получения качественного протеза в Украине необходимо пройти определенные бюрократические процедуры. Также эксперты говорят о проблемах с загруженностью отечественных врачей и нехваткой реабилитационных центров.

Кроме того, негативный опыт предыдущих лет подсказывает раненым, что в Украине качественный протез они могут не получить.

Но власти и врачи уверяют, что в Украине устанавливают современные протезы и делают это бесплатно и качественно.

Как получить протез за государственные средства и стоит ли для этого ехать за границу? Объясняем основные нюансы и рассказываем историю героев.

Количество пострадавших

Счет пострадавших, которым нужен протез, идет на сотни. И хотя официальных цифр власти не называют, каждый день их становится все больше.

Министр здравоохранения Виктор Ляшко в июне заявил, что протезирование и реабилитацию из-за потери конечностей нуждаются более 500 украинцев.

По приблизительным оценкам проекта поддержки протезирования в Украине, который является некоммерческой учебной инициативой, количество ампутаций по сравнению с прошлыми годами выросло в среднем в три раза.

В фонде социальной защиты лиц с инвалидностью, который отвечает за протезирование со стороны государства, ответили BBC News Украина, что с 24 февраля по 11 сентября за протезированием обратились 212 военнослужащих.

Уже 84 из них установили протезы конечностей и прошли реабилитацию. Еще 128 военных ждут изготовления протезов.

Благотворительные фонды и организации, помогающие пострадавшим украинцам, также говорят о большом количестве людей, которые обратились к ним за помощью с протезированием.

По их информации, это от 150 до 1500 человек.

“Хочу вернуться на фронт”

Влад и Максим – военнослужащие. Они пошли защищать страну сразу после полномасштабного вторжения России, получили ранения, оба потеряли одну ногу.

“В России – авиация и арта, поэтому так много наших ребят с оторванными конечностями”, – объясняет Влад, воевавший на Изюмском направлении.

Вместо правой ноги у него теперь современный протез. Сначала было трудно на него становиться – четыре месяца без движения сказались.

Но через полторы недели работы врача-протезиста и занятий с реабилитологом мужчина уже мог идти без костылей.

“Теперь, когда я ступаю с протезом, я чувствую свою стопу. Чувствую, будто это моя нога. Могу даже давить на газ в авто”, – радуется Влад.

Максиму также пришлось привыкать к протезу некоторое время. Говорит, ходить удобно, хотя до сих пор необычно. После протезирования и реабилитации военный вернулся на службу в ВСУ.

Вернуться на фронт планирует и Влад. “Буду проситься назад, потому что эту войну нужно закончить. Мы там были, мы там все знаем”, – говорит военнослужащий.

Влад очень рад, что ему удалось протезироваться за границей. Он напоминает своих собратьев, получивших протез в Украине в предыдущие годы. Они жаловались на дискомфорт и нефункциональность изделия.

Протезирование за границей

Влад и Максим были первыми из пяти украинских военных, которым установили протезы в США. Все расходы оплатил проект Prosthetics for Ukrainians. Вместе с ними протезы получили двое детей и гражданский мужчина из Бучи.

Подать заявку на протезирование может любой желающий. Для этого должна быть залечена культя (оставляющаяся после ампутации часть конечности) и готовый загранпаспорт.

“Также есть разделение на верхние конечности и нижние, чтобы к нам не попадали легкие случаи. Без очереди протезируем детей. А среди военных есть дополнительное разделение: если это специалист, который хочет вернуться на фронт, мы его возьмем в первую очередь”, – рассказывает соучредитель проекта Юрий Арошидзе.

Врач-протезист украинского происхождения Яков Градинар удивлен прогрессом и скоростью, с которой украинцы осваивают протезы.

Детей протезируют как можно быстрее, в частности, из-за эмоциональной составляющей такой потери для ребенка.

Несмотря на то, что пациенты учат самостоятельно справляться с протезом, они будут нуждаться в поддержке специалистов в Украине. Поэтому основатели проекта думают об открытии здесь своего центра.

“По нашей неофициальной и приблизительной статистике, в Украине 1500 человек, которым нужно протезирование. Это сборная информация от Нацгвардии, больниц и т.д.”, – говорят в Prosthetics for Russian.

Вызовы для системы

Протезирование и реабилитация в Украине за последние восемь лет значительно развились, отмечает руководитель патронатной службы “Азова” Елена Толкачева.

“Сейчас в Украине нет проблемы, что для постановки качественного протеза нужно ехать за границу. Врачи уже имеют практику и договоры с разными производителями, чтобы ставить протезы, которые по качеству не отличаются от американских или европейских”, – говорит Толкачева.

Вызовом для медицины сегодня большое количество раненых, появившихся после 24 февраля. Поэтому, по ее словам, в Украине катастрофически не хватает реабилитационных центров и профессиональных реабилитологов. Все это замедляет работу системы.

От эффективной реабилитации зависит не только скорость использования протеза, но и мотивация военного жить дальше.

Практика отправки военных за границу разгрузит украинских протезистов, говорит Толкачева и добавляет, что несколько военных полка поехали на протезирование в США в год.

Также за границу отправляют пациентов со сложными случаями, такими как ампутация выше бедра или ампутация части стопы.

Не уезжать, чтобы скорее в строй

В то же время в патронатной службе констатируют, что бойцы “Азова” не очень хотят выезжать на протезирование, чтобы поскорее возвращаться снова в строй.

“Есть ребята, раненые после 24 февраля, протезированные и вернувшиеся в свои подразделения. Их только в “Азове” до десятка”, – рассказывает Елена Толкачева.

Такова история Владислава с позывным “Картер”. В 17 лет он пошел добровольцем в батальон “Донбасс”, а затем присоединился к рядам полка “Азов”.

В начале марта получил ранение от поражения авиабомбой: “Последнее, что я помню, это взрыв в двух метрах от меня”.

В марте Картера эвакуировали из окруженного Мариуполя. 15 часов его везли в Запорожье, оперировали в Днепре и протезировали во Львове.

Картер уже научись ходить на протезе. И, как и большинство раненых военных, хочет возвратиться на службу.

“Протезируйся в Украине”

Протезирование на дому в Украине отстаивает специальный проект поддержки протезирования.

“Нет необходимости протезироваться за границей. Есть необходимость внедрять новинки протезирования в Украине”, – говорит представитель проекта Елена Цымбалюк.

Кроме того, добавляет основательница проекта Антонина Кумко, протезирование нужно делать там, где человек живет, ведь протез нужно обслуживать.

Проект поддержки протезирования в Украине обучает врачей-протезистов и реабилитологов, а также вместе с минсоцполитикой информирует пострадавших об их правах и возможностях.

“Проблема украинской отрасли протезирования в том, что ее до сих пор представляют себе как что-то отсталое. Подвальное помещение с деревянными ногами. Но все помнят состояние украинской стоматологии раньше. И все знают, на каком уровне она сейчас”, – говорит Антонина. Кумка.

Елена Цымбалюк объясняет, что качество протезирования зависит не от страны, в которой протезироваться, а от компетенции врача-протезиста. Как за границей, так и в Украине есть хорошие и плохие специалисты.

А все составляющие – кисти, стопы и колени – в основном покупают за границей (Шотландия, Германия, США, Япония).

Цена протеза

Сумма, которую сейчас государство тратит на протезирование, достаточно для приобретения современного и функционального протеза, говорят эксперты.

В этом году правительство заложило в бюджет около 2 млрд. гривен на технические средства реабилитации для людей с инвалидностью.

В проекте бюджета на следующий год эта сумма была увеличена, предусмотрев 2,8 млрд грн на вспомогательные средства реабилитации и еще 356 млн грн на протезирование изделиями повышенной функциональности.

Все потерявшие концовку украинцы могут получить качественный протез за деньги из бюджета, настаивают власти.

В Фонде соцзащиты лиц с инвалидностью сообщили, что протезирование военного зависит от его функциональных возможностей и подвида протеза.

“Это может быть от 20 тысяч грн (протез голени 1 мобильности) до 220 тысяч грн (протез бедра модульного типа с четырехзвенным коленным узлом и вкладкой из силиконовой композиции четвертой мобильности – то есть наивысшего качества”, – говорится в сообщении).

Кроме того, для участников боевых действий предельная цена может быть увеличена в три раза.

Самые качественные протезы доступны бесплатно

Средств, выделяемых государством, вполне достаточно, чтобы покрыть первичное протезирование – это механический или косметический протез. Если гражданские хотят получить высокофункциональный протез, то разницу должны доплатить за свой счет.

Для военных второй высокотехнологичный этап протезирования бесплатный. Это миоэлектрические протезы рук, миоэлектрические колени и функциональные стопы. Такой протез приводят в действие электроды, считывающие ток, производимый мышцами культи при сокращении.

Стоимость одной функциональной стопы от $3 тысяч, а цена миоэлектрической кисти стартует от $5-7 тысяч.

“Человек может бесплатно получить в Украине самые качественные протезы, которые существуют в мире. Никакой потребности уезжать за границу нет”, – говорят в проекте поддержки протезирования.

Бионический протез руки Truelimb печатается на 3D принтере.

Бионический протез руки Truelimb печатается на 3D принтере. Их уже устанавливают в Украине

Если протезирование для военных в Украине бесплатное и современное, почему тогда бывают случаи сбора средств на протез?

В проекте поддержки протезирования видны несколько вариантов таких действий. “Люди не осведомлены о своих правах и возможностях или хотят добра другому, потому что им кажется, что за границей лучшие возможности”, – считает Елена Цымбалюк.

Иногда на суперсовременный ценный протез действительно приходится подбирать деньги. С этим сталкивалась Елена Толкачева из патронатной службы “Азова”. “Когда нужно доплатить, то у нас есть деньги, которые мы собираем, и отчитываемся о них”, – говорит она.

Что делать, если вы потеряли конечность

Подготовка к протезированию начинается почти сразу после выхода из операционной – готовят культю и проводят реабилитацию.

Для протезирования за государственный счет нужно собрать пакет документов. Это, в частности, решение военно-врачебной комиссии и документ, объясняющий происхождение травмы.

Это может быть выписка из приказа командира, справка об обстоятельствах полученной травмы или копия другого документа с информацией об участии в мероприятиях по защите Украины.

Пострадавший самостоятельно выбирает протезное предприятие – в Украине их около полусотни. Он вместе с протезистом определяет комплектацию изделия.

В памятке, разработанной проектом поддержки протезирования в Украине, указано, что протез должен быть удобным и что успех в его овладении заключается в ежедневных упражнениях.

Несокрушимые и суперлюди

В Украине также анонсировали создание крупных реабилитационных центров, которые будут заниматься и протезированием, в частности. Оба центра расположены во Львовской области.

Инициатива Superhumans планирует создать реабилитационную клинику для пострадавших от войны на 100 коек и наладить изготовление протезов. Обещают, что все услуги будут бесплатными.

Также в регионе начали проект строительства национального реабилитационного центра “Несокрушимые”. Первым пациентом центра стал 33-летний десантник Михаил Юрчук. В марте 2022 года в бою под Изюмом он потерял руку и ногу.

В центре также был установлен самый легкий в мире протез компании Unlimited Tomorrow. Это бионическая рука, напечатанная на 3D-принтере. И она для 32-летнего Юрия из Львова.

Первым этот протез получила 9-летняя Саша Филипчук из Гостомеля. Она вместе с матерью находится сейчас на реабилитации в США.

Оба проекта хотят поднять уровень протезирования в Украине настолько, чтобы у украинцев не возникало мнения ехать за протезом за границу.

Кроме технологий, с которыми учатся работать украинские врачи-протезисты, сами украинцы являются разработчиками высокотехнологичного оборудования. Так, украинский стартап Esper Bionics разработал бионическую руку с электрическими датчиками, которые позволяют сигналам мышц так эффективно двигать протезом.

“Украина для нас это не о бизнесе и не расширении рынка. Это о возможности обеспечить наших людей хорошим продуктом и поддерживать их на протяжении использования нашего девайса”, – говорит операционный директор компании Анна Белянцева.

Украинцам устанавливают бионические протезы украинского производителя. Это бионическая рука компании Esper Bionics.

Esper Bionics планирует производить и устанавливать вместе с клиниками протезы верхних конечностей, а также обучать украинских специалистов.

В компании отмечают большой интерес и множество инициатив в области протезирования в Украине сейчас. “Я думаю, что все это поможет апгрейднуть технологии протезирования в Украине. Это должны быть долгосрочные проекты с поддержкой государства и общества”, – говорит Анна Белянцева.

По мнению представительницы Esper Bionics, в Украине есть ряд пделаем в области протезирования. В частности, не хватает современных быстрых технологий по изготовлению культеприемника. Также с таким количеством пострадавших не хватает квалифицированных врачей-реабилитологов.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-10-04