“Стрижи” прилетели. Могла ли Украина старым советским БПЛА атаковать тыловые авиабазы РФ

Российские аэродромы стратегической авиации попали под удар с воздуха 5 декабря. Это стало неожиданностью для Кремля, поскольку эти объекты находятся в тылу и на значительном расстоянии от границы с Украиной. Киев, как считается, не имеет столь дальнобойного оружия. 

Украина не взяла на себя ответственность за атаки на авиабазе в Рязани, Курске и Энгельсе (Саратовская область) 5-6 декабря. Однако чиновники намекают, что это было возмездие за ракетные удары по украинской инфраструктуре.

“Земля круглая… если очень часто запускать что-то в воздушное пространство других стран, рано или поздно неизвестные летающие объекты вернутся к месту вылета”, – так прокомментировал эти события советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк.

Запад прямо называет нападение на российские стратегические авиабазы шоком и “большим унижением” для Кремля.

Как говорится в ежедневном отчете британской разведки, Россия может считать эти инциденты “одними из наиболее стратегически значимых провалов” с момента ее вторжения в Украину.

Но если за этим стоит Украина, то как ей удалось нанести удар в наиболее болезненное место противника?

Дроны из прошлого

По версии министерства обороны России, украинские военные нанесли удар с помощью беспилотников советского производства.

Военный корр и член совета по правам человека при президенте РФ Александр Коц называет конкретную модель – беспилотник Ту-141 “Стриж”.

Действительно, такой БПЛА (беспилотный летательный аппарат) есть у Вооруженных сил Украины. И он действительно рассчитан для работы на дальних расстояниях.

Следует заметить, что расстояние от саратовского аэродрома “Энгельс-2” до украинской границы – примерно 600 км, от рязанского “Дягилево” – около 450 километров, от Курска – 100 км.

Советский “Стриж” способен летать на 1000 км. Его “собрат”, который тоже есть в ВСУ, беспилотник Ту-143 (“Рейс”) имеет дальность лишь до 200 км.

Оба аппарата были разработаны в “Конструкторском бюро Туполева” в 1960-х годах. В этой связи КБ с конца 1950-х разрабатывали серию беспилотных аппаратов, среди которых были стратегические сверхзвуковые разведчики и дроны-камикадзе. Однако в более или менее серийное производство пошли только “Стриж” и “Рейс”.

Но “Стриж” задумывался не как ударный дрон, а как беспилотник для военной разведки.

Предполагалось, что аппарат будет прорываться за линию фронта со сверхзвуковой скоростью (более 1230 км/ч), вести разведку на расстоянии в несколько сот километров, а затем таким же способом прорываться назад.

“Рейс” создавался как более простая модель с постоянной крейсерской скоростью 950 км/ч для ведения разведки на глубине 60-70 километров.

Оба БПЛА достаточно массивны и совершенно не похожи на современные известные дроны, такие как “Байрактар”. Скорее, они напоминают уменьшенные копии реактивных самолетов.

Например, Ту-141 имеет длину около 14 метров (у “Байрактара ТВ2” – 6,5 м), размах крыльев – почти 4 м (у турецкого БПЛА – 12 м), а вес – почти 5,5 тонн (“Байрактар” весит всего 650 кг).

“Стриж” выпускался на Харьковском авиазаводе, находился на вооружении военно-воздушных сил СССР с 1979 по 1989 год. После развала Союза запасы БПЛА сначала были в харьковской эскадрилье, впоследствии расформированной, а затем – в Хмельницком полку, а также в некоторых других частях.

Но самое главное – и Россия, и Украина долгое время не видели перспектив в использовании устаревших советских дронов по прямому назначению. В последние годы их использовали только как воздушные мишени, сбиваемые во время тренировок зенитно-ракетных комплексов.

Только минувшей осенью такие учения проводили Вооруженные силы Украины. В рамках командно-штабных учений “Объединенные усилия – 2021” на юге Херсонщины украинские ЗРК удачно сбили несколько запущенных “Стрижей” и “Рейсов”, сообщало командование Воздушных сил.

Беспилотник Ту-141 (“Стриж”) во время учений ВСУ в сентябре 2021 года

Новая роль для старого “хлама”

С начала полномасштабного вторжения старые советские БПЛА смогли обрести новую роль. Их стали использовать прямо на фронте.

В частности, об этом сообщали специалисты группы Oryx, анализирующей данные о вооружении из открытых источников.

Кроме того, об этом писали и многие российские военные блогеры, причем как телеграмм-каналы, так и государственные СМИ часто сообщали о том, что Украина перерабатывает эти беспилотники в ударные БПЛА.

Правда, не всегда удавалось четко установить, какому аппарату принадлежат обломки. Так, например, 14 сентября сразу несколько российских каналов заявили, что на Ставрополье якобы упал украинский “Стриж”, в результате чего пострадали несколько человек. Впоследствии канал “Астра” узнал на снимках детали российской крылатой ракеты “Калибр”.

В одном случае принадлежность такого дрона установить не удалось. 10 марта 2022 года в столице Хорватии Загребе упал беспилотник, в котором был опознан Ту-141. Судя по траектории его полета, он пересек территорию Венгрии, откуда уже перелетел в Хорватию.

Россия обвиняла в его запуске Украину, а украинцы настаивали, что это российский “Стриж”. Москва настаивала на том, что не использует эти дроны с 1991 года, а Киев указывал, что на этом аппарате были красные звезды, тогда как ПС ВСУ используют как эмблему трезубцев.

Более того, как написал 13 ноября пророссийский телеграмм-канал Хроника оператора БПЛА, ВСУ перестали в какой-то момент использовать Ту-141 и Ту-143. По версии этого канала, запас этих дронов у Украины либо иссяк, либо ВСУ стали их для чего-то беречь.

Военный аналитик, который, в частности, занимается вопросом применения авиации в войне, Михаил Жирохов говорит, что с начала полномасштабной войны украинцы как минимум дважды использовали “Стриж” в боевых действиях как ударный дрон.

Кроме того, в 2014-15 годах этот советский дрон, по его словам, был фактически единственным разведывательным БПЛА в ВСУ.

По словам эксперта, украинцы сняли снимавшую на пленку советскую аэрофотоустановку и установили вместо нее обычный автомобильный видеорегистратор.

Это позволило таким “кустарным” методом получить разведывательную информацию о позициях и перемещениях противника.

С марта текущего года, говорит Жирохов, в Украине начались работы по переработке “Стрижа” в ударный беспилотник.

“Раньше не было идеи использовать их как ударные беспилотники. Считалось, что это устаревшая техника, которую можно использовать исключительно как воздушную мишень и все. Но разговоры о том, что это реально сделать, были внутри профессиональной среды, понимавшей настоящий потенциал этой техники СССР”, – объясняет он.

Реактивный и взрывной

Информированный источник, ознакомленный с ходом указанных разработок, отмечает, что первым боекомплектом, который украинцам удалось установить на Ту-141, была 500-кг авиационная бомба. Правда, это значительно снизило дальность его полета.

“Вместо боевой части поставили 500-кг авиационную бомбу. Но такой ударный БПЛА можно использовать только на 100-200 км”, – говорит собеседник.

Он также отмечает, что это уже было не “кустарное производство”, а работа по заказу государства.

Михаил Жирохов говорит, что действительно установить боевую часть на Ту-141 возможно, если убрать ненужное и громоздкое советское оборудование, например ту же аэро-фотоустановку. Однако есть вопросы относительно дальности полета и силы поражения.

Например, судя по спутниковым снимкам российского аэродрома “Энгельс”, беспилотнику удалось повредить частично только один или два самолета.

Аналитик допускает, что в этой ситуации в качестве БК в беспилотнике был использован артиллерийский снаряд.

“У нас в Украине нет производства порохов. Поэтому я могу высказать предположение, что использовали либо снаряд 152-мм или 250-кг бомбу. То есть БК, который уже есть и который не нужно делать с нуля”.

Главный плюс “Стрижа”, объясняет он, это его реактивность, способная преодолевать ПВО противника.

“Основное преимущество – реактивный двигатель. Он фактически летит быстрее самолета. Если не знать его маршрут, то ПВО очень тяжело его засечь”, – говорит эксперт.

Кроме того, “Стриж” может в теории лететь на очень малых высотах, что также усложняет его обнаружение.

Но есть и проблемы. К примеру, система навигации и наведение на цель беспилотника. Оба беспилотника Ту-143 и Ту-141 были автономными, то есть руководствовались не с помощью внешнего оператора, а с помощью бортового компьютера – автоматической бортовой системы управления АБС-143. Она включала в себя инерционную систему навигации, проще говоря, автопилот.

Задачей дрона-разведчика было полететь над определенным районом, фотографируя “квадраты”, а не конкретные небольшие объекты. Отклонение в несколько десятков метров вряд ли было критическим. Даже возвращение и посадка не нуждались в большой точности – “Стриж” садился с помощью парашюта, и достаточно было выбрать для этого большую поляну.

При этом во время удара по рязанскому аэродрому “Дягилево”, судя по оказавшимся в интернете фотографиям, беспилотник взорвался вблизи бомбардировщика Ту-22М3 на стоянке. Это подтверждается и спутниковым снимком ImageSat, на котором видны следы пожара у одного из бомбардировщиков.

Следы пожара возле одного из российских бомбардировщиков на аэродроме “Дягилево” в Рязани

То есть беспилотник промахнулся мимо самолета всего на несколько метров. Это означает, что круговое вероятное отклонение, то есть точность, у него соответствовало показателям хорошей современной крылатой ракеты.

Но система навигации “Стрижа” обеспечить и точность скорее всего не смогла бы. В ракетах и высокоточных снарядах обычно используются две разные системы. Одна навигационная отвечает за доставку ракеты к цели. Это может быть система спутниковой навигации или инерционная или вместе. С их помощью ракета достается району, где расположен объект, который нужно поразить.

Далее включается головка самонаведения – радар, сканирующий площадь в поисках мишени, пассивная система, ловящая сигнал от радара противника, инфракрасный датчик, приводящий ракету на источник тепла, или датчик, ищущий пятно лазерного луча, которым подсвечивают цель.

Современные высокоточные системы спутниковой навигации уже достигли такого уровня точности, что некоторые ракеты могут попадать в цель, используя только ее координаты, но Ту-141 управляется обычным автопилотом 1970-х годов, точность которого очень далека от GPS. Такой навигатор годится разве что для ракет с ядерной боеголовкой, для которых отклонение в десятки метров не играет роли.

Украинский военный аналитик Михаил Жирохов предполагает, что эту проблему ВСУ решили с помощью иностранных недорогих навигационных систем.

“Я думаю, что что-то дешевое и китайское из других БПЛА приделали к Ту-141”, – отмечает он.

Авиабаза “Энгельс” в России – одна из немногих, которая способна принимать и обслуживать самолеты стратегической авиации. В том числе и несущие ядерный заряд.

Старые запасы или новые разработки?

По официальным данным, после развала СССР в украинских войсках на вооружении оставалось примерно полторы сотни “Стрижей”.

В качестве мишени для ЗРК их начали использовать только в последние 4-5 лет и тратили не слишком много. Сбить могли 1-2 БПЛА только для демонстрации работы систем ПВО.

Источник ВВС среди военных говорит, что на самом деле старых советских беспилотников осталось “не так уж мало”.

Это связано с тем, что многие из них были списаны и хранились на складах. Поставить их в строй за короткое время вполне возможно.

“Их не пару сотен точно, а больше. Потому что многое было списано, они есть на хранении”, – говорит собеседник.

А вот возобновить их полноценное производство, в частности, на Харьковском авиационном заводе, почти нереально, считает Михаил Жирохов.

В частности, из-за сложной конструкции малогабаритного реактивного двигателя, который стоит у “Стрижа”.

Может быть, “Укроборонпром” разработал новый БПЛА со схожими характеристиками?

Так, в начале ноября менеджер “Укроборонпрома” Олег Болдырев сообщил, что до конца года Украина получит новый тяжелый беспилотник дальностью в тысячи километров и с 75-килограммовой боевой частью.

Это тяжелая машина, более 200 кг взлетного веса. Это разработка, которая отвечает задачам, которые были поставлены нам Валерием Залужным еще в начале августа. Тогда был поставлен перечень задач по комплексу, одна из них была такой. Думаю, что до нового года мы его презентуем и покажем ВСУ. Как нашему пока единственному заказчику”, – сказал он.

Эта версия могла бы объяснить информацию, которую распространила со ссылкой на неназванного высокопоставленного украинского военного газета New York Times. Согласно этой информации, в одной из атак 5 декабря принимала участие украинская диверсионно-разведывательная группа, которая помогала наводить дрон на цель.

В условиях войны проверить такую информацию невозможно, но если бы она оказалась правдой, это объяснило бы точность, с которой дроны нанесли удары по самолетам.

Правда, это обстоятельство подняло новый вопрос – об охране стратегических аэродромов в глубине российской территории. Как рассказал BBC известный российский диггер, пожелавший сохранить анонимность, “аэродромы всегда были доступны”, добавив, правда, что так было “ранее”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-12-09