M1 Abrams в ВСУ: как американские танки себя покажут на войне против России

abrams

Военный обозреватель Кирилл Данильченко (“Ронин”) в своем блоге рассказывает о роли американских танков Abrams для украинской армии и потенциале больших поставок этих боевых машин в ВСУ. 

А также описывает геополитический контекст, стоящий за этими танками для Соединенных Штатов на другом возможном театре боевых действий – на побережьях Тихого океана. И анализирует, как это влияет на поддержку Украины.

31 танк M1A1 Abrams недавно прибыл в Украину.

Этот танковый батальон вместе с его тыловой структурой обошелся американским налогоплательщикам в 400 млн долларов — собственно 31 танк, восемь подвижных мастерских и эвакуационных машин, “Хамви” техников и боеприпасы.

Перед этим 200 украинских военных прошли напряженную учебу в Германии.

Сначала на полигоне Графенвор, чья территория составляет 90 квадратных миль и ценна для обучения не только огневыми директрисами и маршрутами вождения, но и симуляционным центром тяжелой техники.

А впоследствии на соседнем Хоэнфельсе украинские танкисты и пехотинцы провели боевое согласие — батальон работал как единое целое, поддерживая пехотные подразделения.

США действительно имеют на хранении несколько тысяч таких машин. Поэтому основания ожидать новых поставок Abrams в Украину есть.

Примером украинской войны могут быть системы ПВО Avenger – сначала для ВСУ передали огневой взвод, потом был еще пакет с этими машинами, и вот уже около 20 единиц находятся в процессе передачи украинской армии.

(Avenger – это “Хамви” с установленными на нем контейнерами для ракет Stinger, которые могут использоваться как для борьбы с вертолетами, так и против “Шахедов”. – Ред.)

США уже имеют опыт развертывания танковой бригады Abrams в других странах – так было в Ираке с последующей передачей местным силам для борьбы с “Исламским государством”.

Правда, этот опыт не очень положительный — большая часть машин вышла из строя уже в течение года и в большинстве своем по небоевым причинам, хотя и во время штурма Мосула были боевые потери.

Поэтому сейчас вокруг “украинских Abrams” так много разговоров о логистике, организационных трудностях и о том, что украинцам предоставят больше запчастей и других расходных материалов для танков.

Конечно, Украина – не Ирак по компетенциям ухода за танками, но и Россия – не исламисты по объемам противотанковых вооружений.

Повлияют ли эти танки на ход боевых действий в Украине?

Здесь следует четко понять более широкую ситуацию вне украинского контекста.

Следует учитывать, что США и их оборонный комплекс сейчас находятся в не лучшей ситуации.

По многим оценкам, сейчас в Соединенных Штатах идет подготовка к потенциальным конфликтам в Тихоокеанском регионе, а также, возможно, с Ираном на Ближнем Востоке.

(Об этом уже некоторое время пишут международные издания, в частности, американский журнал Foreign Policy недавно выпустил статью исследователя Зури Линецки из Eurasia Group Foundation под названием “Америка готовится к войне в Тихом океане с Китаем, которой она не хочет”. – Ред.)

Подготовка к учениям Talisman Sabre 2023 (“Сабля-талисман”) на Тихом океане, в американском Центре поддержки военно-морских операцийАВТОР ФОТО,U.S.ARMY
Подпись к фото,
Подготовка к учениям Talisman Sabre 2023 (“Сабля-талисман”) на Тихом океане, в американском Центре поддержки военно-морских операций

Через Индо-Тихоокеанский регион проходит каждый второй торговый корабль мира, и каждый третий из тех, которые транспортируют уголь, нефть или сжиженный газ.

Пять международных договоров США о взаимной обороне из семи активных касаются этого региона планеты.

Красноречивы здесь и сценарии тихоокеанских военных учений американцев и их союзников.

К примеру, на недавних учениях Talisman Sabre 2023 танковый полк армии Австралии перебрасывался транспортными кораблями США в индонезийский город Сурабая.

Такую логистику отрабатывали впервые со времен Вьетнамской войны.

Именно под Индо-Тихоокеанский регион, скорее всего, готовится новая партия танков Abrams свежей модификации – M1A3.

Эти боевые машины дополнят парк бронетехники упомянутого 1-го армейского корпуса США, который действует на Тихом океане и располагает двумя штатными бригадами на бронетранспортерах Stryker и четыреми бригадными группами с бронетехникой.

В тихоокеанском регионе они подставят плечо Корпуса Морской пехоты США, потерявших свои танковые батальоны после Холодной войны.

Но сейчас все поняли, что танки еще рано списывать со счетов в современных войнах.

И это нужно учитывать, чтобы понимать, кому и когда Соединенные Штаты смогут поставлять Абрамсы в ближайшей перспективе.

Производство и поставки

При таких перспективах танковый завод в небольшом американском городке Лима в штате Огайо завален заказами на “Абрамсы”.

Он выполняет экспортные контракты более сотни танков для Тайваня, 75 машин для Австралии и 250 “Абрамсов” новейшей модернизации для поляков.

Плюс модернизация танков для собственных Армии и Национальной гвардии США из версии M1A1 в новую М1А2С – этот процесс рассчитан на восемь лет и планируют несколько танковых бригад.

В конце концов, еще посреди задач Lima Army Tank Plant – освоение новейшей версии модернизации, которой еще практически нет “в природе”, но рабочих уже нужно переучать на новое создание.

Что касается самих танков, то и Тайвань, и Австралия, и Польша получают экспортные версии Abrams, а это означает извлечение из них урановых бронепакетов.

С ними все секретно даже в армии США – получив пробоину, где виднеется такой бронепакет, по правилам необходимо заварить дыру и вызвать представителя завода для проведения ремонтных работ.

Именно поэтому в Украину едут M1A1, также не имеющие бронепакетов из обедненного урана.

В американской армии есть старая версия Abrams, получившая такую же модернизацию, как более новые M1A2 в плане прицелов, системы управления огнем, тепловизоров, связи и бронированных композитных пакетов, но не получившая при этом урановой брони.

Таких в США пару батальонных комплектов из состава 4-й пехотной дивизии.

Возможно, теперь, когда в США планово идет перевооружение на новые версии, именно эти модернизации будут отправлять в Украину.

Очевидно, здесь также есть попытка обойти экспортные ограничения и экстренно отправить Украине помощь, несмотря на очередь ближайших союзников — Австралии, Польши, Тайваня.

Это при том, что США связаны с Тайванем договором о совместной обороне, поэтому “Абрамсы” туда, как и для Австралии, и перевооружение собственных бригад на Тихом океане – это приоритет для Вашингтона.

И, несмотря на это, американцы находят время и окно производства еще и для украинских поставок.

Вот как Украина “не важна” для Соединенных Штатов.

Перспективы для Abrams и Украины

Три десятка танков Abrams не смогут существенно изменить ход украинского наступления, но “нажать” на фронт возле Токмака им по силам.

Что же касается роли на украинском поле боя, то батальон танков с хорошим каналом ничего не видит, цифровой рацией и способностью пробивать урановым ломом любой российский танк в лоб вполне может переломить ситуацию на одном из участков фронта.

Вместе с полусотней “Леопардов-1”, восстановленными “Леопардами-2” (которые были подбиты в первые недели наступления ВСУ на юге) новоприбывшие “Абрамсы” даже до наступления бездорожья способны неплохо нажать в битве за Токмак, которая уже де-факто началась его дальних происков.

Система управления огнем и оптика у “Абрамсов” на голову выше того, что есть у типичного российского танка.

Цифровая защищенная связь лучше копий западных раций с китайскими комплектующими у машин россиян.

Пробивная сила западных снарядов для Abrams также лучше, особенно сейчас, когда украинцам передали урановые боеприпасы.

В американских танках прошитая система FBCB2 – боевое командование бригадой и подразделениями низшего уровня, а также автоматическая система управления боем. А в башнях “Абрамсов” все аналоговые системы изменены на цифровые.

Работает так, что командир видит свои подразделения, дружеские части и части поддержки на мониторе. Также в реальном времени на карте появляются индикаторы противника, например, по данным из дальномеров и дронов.

Ситуационная осведомленность, прокладка маршрута, составление карточек огня и выхода на рубежи атаки – это очень важная модернизация и по сути следующее поколение боевых машин.

С другой стороны, никуда не исчезают проблемы с достаточно большим весом “Абрамсов”, особенно в период бездорожья, с расходами топлива и с тем, что мотористы и специалисты по ремонту танков готовятся не за лето.

Но проблемы с логистикой реально решить посредством помощи американских частей в Европейском командовании Армии США, а также при участии поляков, имеющих опыт обслуживания этих танков.

При этом командование понимает, что “Абрамсы” россияне могут быстро сжечь на поле боя, как это было с частью “Леопартов” и “Челленджеров 2” в начале летнего наступления.

Как говорил руководитель ГУР Кирилл Буданов, Украина постарается использовать их только для хорошо спланированных операций прорыва.

“Их (Абрамсы, – Ред.) нужно использовать специально для очень конкретных, хорошо продуманных операций, потому что если их бросить на передовую, они не проживут на поле боя слишком долго. Их нужно использовать и в прорывных операциях, но очень хорошо подготовленных», – говорил руководитель ГУР американскому изданию The War Zone.

Но не менее важен вопрос о танках Abrams – продолжатся ли их поставки и в каких объемах.

Пока в Соединенных Штатах не принят бюджет, рано говорить о конкретике.

Однако следует понимать, что политические дебаты в США – это одно, а долговременная стратегия сдерживания РФ – другое.

Вряд ли американцы обещали бы поставить Украине еще пять батарей ЗРК PATRIOT, но при этом сворачивали танковую поддержку Украины.

Поэтому именно эти моменты принципиальны: как будет массово и быстро поставляться техника (и как будет идти выделение бюджета на это), как сможет завод в Лиме расширить производство (известно о планах до 33 машин в месяц).

Война – это эшелоны, логистика, “длинные тонны” грузовых кораблей и стабильное месячное производство техники и боеприпасов.

А не разовые передачи, от которых ожидают перелом в ходе боевых действий. Его не будет ни от передачи нескольких десятков танков, ни от поставок нескольких самолетов.

Однако в любом случае, Abrams в ВСУ – это бесценная помощь, которую невозможно получить еще где-то на рынке вооружений.

Три десятка “Абрамсов” доводят количество современных и модернизированных до актуальных версий западных танков, переданных ВСУ, около 300.

Это стратегические поставки для Киева, реально влияющие на ход боевых действий, благодаря которым Украина входит во вторую зиму войны, сохраняя за собой инициативу.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-10-14