Стратегия доходов: переход к экономике военного времени или тормоз ее развития

1000_grn_list

В последние дни 2023 года правительство обнародовало документ, который анонсирует кардинальные изменения в том, кто и как будет платить налоги в Украине уже через несколько лет – “Национальную стратегию доходов”. Речь, конечно, не о доходах граждан или бизнеса, а о бюджете. 

Хотя в правительстве и говорят, что изменение налоговой системы является одним из условий сотрудничества Украины с МВФ и членства в ЕС, там не скрывают: эти изменения должны привести к экономической мобилизации.

До 2022 года налоги давали около 9/10 доходов государственного бюджета. Больше всего поступало от налога на добавленную стоимость (НДС), налогов с доходов граждан и на доходы предприятий.

С началом войны бюджетные расходы выросли вдвое – преимущественно за счет расходов на оборону, на которую теперь уходит в 10 раз больше, чем до 24 февраля 2022 года.

В то же время, за первый год великой войны ВВП Украины сократился на треть, а налогов поступило на 15% меньше. В 2022 году нехватку средств покрыли печатью денег и помощью от международных партнеров. Эта же многомиллиардная помощь закрыла военную дыру в бюджете и в 2023 году. Изменилась и структура доходов бюджета, – в прошлом году от налогов уже поступало лишь немногим более половины.

Но чем дольше идет война, тем яснее становится, что международная помощь не может длиться вечно, особенно в начальных объемах (около 40 млрд долларов в год). Так что на передний план вышел поиск дополнительных доходов. В 2025 году это, как говорят большинство обозревателей, без преувеличения станет вопросом выживания.

На это и направлена новая национальная стратегия.

“У нас нет альтернатив”, – говорит глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, и добавляет, что власть руководствуется одним “основным инстинктом” – “чтобы не было дыры в бюджете, чтобы мы могли финансировать армию”.

Разработчики стратегии говорят, что предложенные налоговые изменения будут происходить только после реформы налоговой службы.

В бизнес и экспертных кругах стратегию критикуют: начинают с того, что документ разрабатывали без консультаций, собственно, с предпринимателями или экспертами.

“Документ впервые за последние годы нарабатывался в закрытом режиме, по имеющейся у нас информации, без каких-либо консультаций с учеными, гражданским обществом и представителями бизнеса”, – говорится в заявлении, совместно подготовленном семью аналитическими и консультационными центрами, специализирующимися на экономике и финансам. А это изначально подрывает доверие к переменам.

“Отсутствие коммуникации” признал даже министр финансов.

Кроме того, реформа налоговых органов, которая продолжается уже давно и без очевидных положительных последствий, также не прибавляет оптимизма.

О чем же идет речь в раскритикованном документе?

Мы собрали несколько самых противоречивых налоговых изменений, которые могут произойти, если реализуют планы правительства.

1. Ликвидация упрощенной системы налогообложения?

Ключевым изменением Стратегии доходов является, как говорят ее разработчики, реформа упрощенной системы налогообложения (ССО). Но на самом деле речь может идти об отказе от системы, которая позволяла малым и средним предпринимателям, а также части аграриев платить меньшие налоги по более простым правилам.

На упрощенке работают около 1,7 млн налогоплательщиков, и в предыдущие годы она стабильно давала около 1% ВВП.

Разработчики стратегии хотят, чтобы этой системой в дальнейшем могли пользоваться только мелкие предприниматели, а не крупный бизнес уклонения от налогов.

Регистрация ФЛП планируют отменить. Вместо этого физическое лицо будет считаться предпринимателем автоматически после того, как откроет в банке счет для предпринимательской деятельности, а когда закроет, прекратит существование и соответствующий ФЛП.

Доходы, получаемые человеком вне статуса предпринимателя, будут облагаться налогом на общих основаниях как доходы физического лица. Именно этот пункт, похоже, вызвал опасения, что власти хотят облагать налогом все операции по банковским картам украинцев. И минфину пришлось срочно опровергать это.

Для первой группы ССО пересмотрят перечень деятельности, чтобы исключить так называемые “высокомаржинальные” бизнесы, то есть приносящие большие и быстрые доходы, например, торговля ювелирными изделиями. Кроме того, для первой группы отменят фиксированный налог – “первогруппники”, равно как и другие, будут платить налоги в зависимости от доходов.

Вторую и третью группы ССО предлагают объединить и ввести для них дифференцированные ставки от 3% до 17% – в зависимости от того, о каком бизнесе идет речь (подобная система налогообложения малого бизнеса существует в Польше, отсюда и название – “польская система”). Наименьшая ставка может быть для торговли, а вот для сферы услуг она будет максимальной. И разработчики стратегии не признают, что хотят подтолкнуть упрощенцев к переходу на общую систему налогообложения.

Для юридических лиц, ныне имеющихся у третьей группы упрощенки, налог на доходы возрастет до 18%, то есть до уровня, уплачиваемого бизнесом на общей системе налогообложения. После трехлетнего переходного периода юридическим лицам вообще запретят воспользоваться упрощенной системой налогообложения.

Сходные процессы должны состояться и в налогообложении аграрного бизнеса. Взимать больше налогов с фермеров-физлиц, которые останутся в режиме четвертой группы, планируют за счет расширения перечня того, с чего, собственно, уплачиваются налоги. Это произойдет после того, как в Украине введут налогообложение земли на основе ее рыночной, а не нормативной оценки.

Для аграриев-юридических лиц ставки единого налога повысят до общих 18% в течение трех лет. При этом упрощенку для аграриев считали единственным преимуществом для украинских фермеров, компенсировавшим значительные дотации, предоставляемые аграриям стран ЕС.

Все упрощенцы должны будут использовать РРО (регистраторы расчетных операций), обязательное введение которых до войны вызвало сопротивление у мелкого бизнеса. А также быть плательщиками НДС.

“Это еще хуже, чем уничтожение упрощенки, потому что это означает, что практически любой бизнес, крупнее мелкого, становится нерентабельным, потому что для того, чтобы быть плательщиком НДС, нужно иметь бухгалтера, и он должен работать постоянно”, – говорит старший экономист CASE-Украина Владимир Дубровский.

Все это, подчеркивают правительство, введут только после реформ в самой налоговой. В частности, налоги не будут менять, пока не наладят деперсонифицированную работу налоговиков: если они не будут знать, чью именно отчетность проверяют, а значит – не смогут давить на бизнес.

В то же время предприниматели и эксперты говорят, что бизнес выбирает упрощенную систему налогообложения не из-за того, что хочет платить меньшие налоги, а потому, что общая слишком сложная и рисковая. А правительство вместо упрощения общей системы пытается ликвидировать упрощенную.

“Изменения, которые правительство планирует внедрить по ССО, на практике приведут к превращению упрощенной системы в приближенную к общей. Ею не смогут воспользоваться сотни тысяч малых предпринимателей, которых привлекала в ССО ее простота, отсутствие учета и умеренные ставки”, – говорится в совместном анализе , совместно подготовленном несколькими аналитическими центрами. Это может привести к массовому возвращению бизнеса в тень.

При этом, как считает старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE-Украина Владимир Дубровский, о настоящей перезагрузке налоговой и таможенной службы речь не идет.

“Речь идет о том, чтобы их там снова как-то перетасовать, сделать какие-то тренинги, снова подразделения внутренней безопасности переработать – то есть, попытаться применить еще раз все, что не работает. И убрать то, что работает – упрощенку”, – считает экономист.

Он также напоминает, что предыдущая попытка уничтожить упрощенку была при премьерстве Николая Азарова. И тогда Украина потеряла 2,2 млн. легальных рабочих мест именно в микробизнесе.

“Это данные Госстата. Я сам в них сначала не поверил, когда увидел, и даже писал запрос, не является ли это каким-либо изменением в методологии. То есть 2 млн рабочих мест ушли в тень. Сейчас еще 2 млн уйдут в тень”, – рассуждает экономист о возможных последствиях перемен.

2. Возврат к прогрессивным налогам и доступ к банковским счетам

В настоящее время все физические лица, вне зависимости от размера доходов, платят 18% налога. Единую ставку ввели в 2016 году. Тогда власти декларировали, что хотят простимулировать украинцев вывести зарплаты из конвертов и зарабатывать больше. До этого люди платили 15 и 20% в зависимости от размера доходов.

Уже в первый год после этого доходы от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) выросли на треть.

Теперь в правительстве говорят о спросе на справедливость – от украинского общества и международных партнеров, чтобы те, кто получают большие доходы, платить больше налогов. В то же время даже министр финансов Сергей Марченко называет такое предложение наиболее противоречивым – для себя.

“Я помню, в каких условиях в 2016-м вводилась единая ставка. Не считаю, что это было ошибкой: тогда она имела свой эффект для госбюджета”, – заявил министр.

Владимир Дубровский считает, что прогрессивный налог демотивирует людей работать больше и направлен против среднего класса, “потому что очень богатые найдут способ, как от него уклоняться”. И не зря Украина уже дважды отказалась от него.

“Это попытка наступить на те же грабли при том, что ни один Евросоюз от нас этого не требует. В ЕС есть страны с плоским налогом на доходы, например, в Болгарии, где он очень хорошо работает”, – говорит экономист.

Параллельно разработчики стратегии предлагают отказаться от необлагаемого налогом минимума и заменить его на персонифицированную социальную помощь.

А “подсластить” все это может вернуть налоги, если человек тратил свои доходы на образование, лечение, строил собственное жилье или расширял бизнес.

Бороться со утаиванием налогов правительство планирует лучшим контролем, в том числе и благодаря доступу налоговиков к данным о движении средств на банковских счетах украинцев. Но это уже после реформы самой налоговой.

“До момента, пока не будут введены защита и безопасность данных, деперсонификация работы фискальных органов, никакие меры по упрощенной системе и по налогу с доходов физических лиц мы вводить не собираемся”, – заявил министр финансов.

В то же время в министерстве финансов не считают это нарушением банковской тайны.

“В Европе и мире нет вообще такого понятия, как банковская тайна, когда речь идет о налоговых органах: у них есть доступ к информации о доходах физлиц или компаний”, – рассказала во время обсуждения правительственной стратегии в ЦЭС заместитель министра финансов Светлана Воробей.

По стратегии, администрирование налогов будет заниматься Минфин, где будет создана отдельная IT-структура, администратора которой планируют определить уже в 2024 году.

В то же время бывший заместитель министра экономики по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Игорь Дядюра говорит, что не верит в способность правительства обеспечить защиту данных: “Я работал в банке в защите. Смотрю на то, что было с “Киевстаром”, где лучшая команда. Поэтому в защиту данных не очень верю”.

Если посмотреть шире, то доступ налоговиков к банковским данным граждан без решения суда и уголовных производств имеет “значительные коррупционные риски”, говорится в экспертной оценке нацстратегии доходов.

Представители сразу нескольких аналитических центров считают, что равно как и налоговые проверки, дополнительную информацию можно использовать, чтобы давить на бизнес и людей.

3. Ликвидация льгот и будущее Дии

Бизнес, который работает не на упрощенной системе, но и не на общей, тоже ожидают изменения.

Как утверждают авторы стратегии доходов, интеграция в ЕС предполагает, что ставка корпоративного налога не может быть ниже 15%. Все, что ниже считается уклонением от налогов. Но именно так в Украине работают некоторые отрасли.

Новейший пример – Дия. Этот специальный режим налогообложения в ИТ секторе был введен буквально за пару недель до начала великой войны, в феврале 2022 года.

Резиденты Дія.City платят за работников 5% НДФЛ, ЕСВ 22% от минимальной зарплаты и 1,5% военного сбора. Еще одним бонусом этой системы для резидентов есть 9% налога на выведенный капитал вместо 18% налога на прибыль.

В настоящее время в Действие работает более четырехсот резидентов из 35 000 специалистов в штате.

По логике новой стратегии доходов все льготные налоговые режимы, включая это, должны быть ликвидированы.

Однако даже министр финансов Сергей Марченко говорит, что ликвидировать именно Действие. Ситы было бы неправильно:

“Мы должны быть последовательными: если уже ввели определенные налоговые режимы, надо дать им время реализоваться. Но это не значит, что мы не будем вводить меры, прописанные в стратегии”.

Портал DEV.UA обнародовал несколько отзывов самих айтишников о возможных налоговых нововведениях. Вот один из них.

“В то время, когда стране нужна максимальная экономическая либерализация, предлагается наоборот: увеличение контроля и роли государственных служб в бизнесе/экономике”, – цитирует DEV.UA основателя компании Kindgeeks Юрия Гнатюка.

Что касается других налоговых льгот и “спецрежимов”, например, индустриальных парков, говорит старший экономист CASE-Украина Владимир Дубровский, то от них нужно отказываться. На этом уже давно настаивают и МВФ, и украинские эксперты. В то же время, обращает внимание экономист, в стратегии правительство несколько лукавит – декларирует намерения поступать так, но параллельно предлагает и новые льготы для перерабатывающей промышленности:

“Есть много просто коррупционных льгот, которые пролоббировали себе разные отраслевые лобби, их не стоит сохранять. Их действительно стоит отменить. Но эта стратегия снисходительно относится к льготам для перерабатывающей индустрии”.

Что нужно, чтобы были доходы

Чтобы было больше молока, нужно больше доить корову или лучше ее кормить?

Как заявил министр финансов Сергей Марченко, цель стратегии доходов – “максимизировать прямые налоги”.

Доходы действительно нужно повышать, соглашается экономист Дубровский. Но, отмечает он, это нужно делать так, чтобы меньше вредить экономическому росту. А для него наиболее вредны именно прямые налоги, отмечает экономист.

В правительстве сейчас властвует не экономический, а сугубо фискальный подход – там считают, что “чтобы корова давала больше молока, ее нужно больше доить”, говорит Владимир Дубровский.

Зато и в мирное время, а тем более, когда экономика страны истощена войной, лучшей стратегией было бы предельно упростить и перезагрузить налоговую и таможню, считает старший экономист CASE-Украина.

К такому же выводу пришли и эксперты, проанализировавшие правительственную стратегию:

“Такое сверхсложное и раздутое, нестабильное и недружественное к бизнесу налоговое законодательство, скорее всего, не способно обслуживать ослабленную войной экономику и продуцировать быстрое экономическое восстановление”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-01-16