Летом правительство выдвинуло несколько инициатив, предполагающих, что уже осенью украинцы будут платить более высокие налоги. Некоторые из них уже одобрены парламентом, другие пока являются лишь законопроектами. Но все они, по крайней мере, по словам чиновников, рассчитаны на то, чтобы найти больше средств для финансирования обороны Украины.
Одни, как повышение акцизов на горючее, уже вызвали беспокойство, а планы облагать налогом сладкую воду – насмешки. Но последствия для людей и экономики от других налоговых изменений, предложенных правительством, могут оказаться серьезными.
Какие налоги могут увеличиться и как именно? Каковы последствия повышения налогов, кроме декларируемого правительством роста доходов бюджета? И есть ли сейчас какие-либо альтернативы большим налогам?
Почему правительство хочет повысить налоги
В первые недели и месяцы российского вторжения украинские власти пошли на ряд шагов на встречу бизнеса: снизили ставки некоторых налогов (например, НДС на дефицитное топливо, за которым выстраивались очереди на заправках, уменьшили до 7%, а акцизы вообще отменили), мелкий бизнес мог взять налоговые каникулы, а налоговые проверки были отменены.
Это сделали, чтобы поддержать бизнес и население в первые месяцы военной неопределенности и предотвратить коллапс экономики. И бизнес ответил быстрой адаптацией к работе в условиях войны и добровольной авансовой уплатой налогов, а экономика после сокращения на треть в первый год войны даже начала восстанавливаться.
“В начале войны вообще деньги не считали – речь шла о спасении страны, о спасении экономики, и государство во многом пошло на встречу бизнесу”, – объясняет старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимир Дубровский.
По его словам, в стране “заключился определенный общественный договор, когда бизнес при всем уплачивал налоги добровольно”.
Однако на второй год войны сначала вернулись довоенные налоговые ставки, а затем и налоговые проверки. На третий год войны, когда и финансовая, и военная помощь партнеров стала поступать не так ритмично, как в 2023, а перспективы этой поддержки на 2025 остаются неопределенными, правительство и провластные депутаты (как и предупреждали эксперты) заговорили о необходимости повысить налоги.
Украина вынуждена защищаться от государства, военные расходы которого сопоставимы с размером всего украинского ВВП.
Как утверждает министр финансов Сергей Марченко, каждый день войны, продолжающейся уже третий год, стоит Украине в среднем 5,6 млрд грн. (т.е. каждые 10 дней требуют более 1 млрд долларов). При этом, как напоминает чиновник, военные расходы Украина финансирует исключительно за счет собственных средств, – финансовая помощь западных партнеров идет только на финансирование гражданских расходов – выплату зарплат бюджетникам, пенсиям.
Читайте также: Податки в Україні стрімко зростуть: що підготував Кабмін для українців?
То есть все, что сейчас производит украинская экономика и что в виде налогов поступает в бюджет, идет на финансирование обороны – зарплату военным, оружие, технику, оборудование, медицинское обеспечение.
При этом военный бюджет России, отпор которой вынуждена давать Украина, втрое больше украинского.
“Согласно открытым данным, РФ в 2024 году планирует потратить 120 млрд долларов на финансирование агрессии против Украины. В то же время расходы на сектор безопасности и обороны Украины в текущей редакции госбюджета-2024 составляют 42 млрд долл. США (по расчетному обменному курсу 40,7 грн /доллар)”, – отмечает в колонке в LB.ua министр финансов.
Нехватка средств вполне объективна, признает Владимир Дубровский, – “наш враг имеет такие военные расходы, как весь ВВП Украины”. И еще до войны российский ВВП более чем в 10 раз превышал украинский.
“То есть масштабы экономики абсолютно несопоставимы, а надо удерживать сопоставимую по размеру армию, а военные должны получать сопоставимые зарплаты, не такие, как у врага, но достойные, и такие, чтобы они могли удерживать свои семьи”, – объясняет экономист.
Вдобавок к этому разрыву в финансовых возможностях, который был между Украиной и Россией еще до начала войны, в 2024 году ситуация усложнилась с задержкой помощи от партнеров, особенно с американским помощным пакетом из-за блокирования в Конгрессе.
Поэтому в первые месяцы этого года Украина была вынуждена увеличить расходы на безопасность и оборону на 6 млрд долларов. Именно это, а также повышение выплат военным на передовой глава бюджетного комитета парламента Роксолана Пидласа в интервью “Украинской правде” называет главной причиной нынешних поисков дополнительных средств.
До конца года, по расчетам правительства, нужно еще 500 млрд грн (в частности, и на дополнительную мобилизацию). И все это не было предвидением в бюджете на 2024 год, при подготовке которого считали, что интенсивность боевых действий пойдет на спад во второй половине года.
“Этого не произошло. Поэтому сейчас так панически ищут дополнительные поступления”, – говорит Дубровский.
Неотвратимым называет повышение налогов и экономист Центра экономической стратегии Юрий Гайдай. В сообщении на Фейсбуке он отмечает, что 500 млрд грн нужно “чтобы профинансировать совершенно базовые потребности армии и сохранить хотя бы приблизительный паритет из РФ”.
Как хотят повысить налоги
18 июля Верховная Рада приняла изменения в Налоговый кодекс, которые предусматривают постепенное повышение акцизов на горючее с сентября этого года до 2028 года. Несмотря на то, что название закона говорит о гармонизации украинского законодательства с европейским, на практике речь пойдет об увеличении бюджетных доходов для увеличения военных расходов.
Об этом напрямую заявил глава финансового комитета парламента Даниил Гетманцев, отвечая на критику тех, кто считает, что поднимать акцизы на горючее в момент, когда “вся страна живет на генераторах”, не ко времени.
“Люди, которые критикуют повышение акциза, прекрасно знают, что не стоит альтернатива повышать акцизы или не повышать. Стоит альтернатива – либо платить зарплаты военным, либо не платить”, – пояснил депутат, оценив сентябрьское повышение в 1,5-2 грн за литр.
Кроме того, правительство направило на рассмотрение парламента еще два законопроекта, предусматривающих изменения в бюджет на 2024 год и изменения в Налоговый кодекс.
Акцизы на топливо начнут повышаться тогда, когда вся Украина живет на дизельных генераторах.
Львиная доля этих изменений касается повышения военного сбора, как для физических лиц, так и для ФЛП, а также введения его для юридических лиц, а также на определенные операции.
В частности, правительство предлагает следующее:
- повысить ставку военного сбора на доходы физических лиц до 5%;
- ввести уплату военного сбора юридическими лицами в размере 1% дохода от любой деятельности для плательщиков налога на прибыль предприятий и плательщиков единого налога ІІІ и ІV группы;
- 5% военного сбора в расчете двух минимальных заработных плат в месяц для ФЛП-плательщиков единого налога I, II и IV группы;
- 1% военного сбора от дохода ФЛП III группы;
- 5% военного сбора от стоимости операций с банковскими металлами (на покупку-продажу золота, серебра);
- 30% военного сбора на продажу ювелирных изделий;
- 15% военного сбора на продажу новых легковых автомобилей;
- 5% военного сбора от дохода по продаже недвижимого имущества физическими лицами, которые в течение одного налогового года уже продавали один объект недвижимости;
- 5% военного сбора от стоимости предоставленных услуг по мобильной связи, уплаченной конечными пользователями таких услуг;
- ввести ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль предприятий в розничной торговле горючим в размере 0,5 минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января каждого года, в расчете на 1 кубический метр резервуаров для хранения бензина и дизельного топлива и сжиженного газа на конкретной заправке.
Что дает повышение налогов
По расчетам правительства первый этап приближения акцизов к европейским стандартам по уже принятым законам должен начаться с 1 сентября и принести в бюджет дополнительные 16,9 млрд грн.
Повышение военных сборов, по расчетам правительства, должно принести в бюджет еще почти 122 млрд грн, а в целом налоговые изменения должны прибавить до 140 млрд грн в бюджет.
Это станет частью плана по поиску средств на увеличение расходов на оборону на 500 млрд грн, предусмотренных во втором поданном правительством законопроекте, предусматривающем изменения в бюджет этого года. Из них более половины – 256 млрд грн – должно пойти на закупку оружия, почти 78 млрд – на зарплаты военным, и более 40 млрд грн – на фортификационные сооружения.
Чтобы профинансировать все это в проекте закона правительство планирует сократить расходы более чем на 65 млрд грн, дополнительно заимствовать через ОВГЗ более 220 млрд грн, а также привлечь более 75 млрд грн от перевыполнения плана по налогам в первом полугодии (преимущественно за счет дополнительного налогообложения банков и доходов) НБУ, который тот перечисляет в бюджет). Еще около 60 млрд грн сэкономят за счет реструктуризации и отсрочки выплат предыдущих долгов.
По словам министра финансов, подпись которого стоит под обоими законопроектами, правительство предложило “наиболее мягкий вариант финансирования дополнительных военных потребностей среди всех возможных”.
Как прогнозирует замглавы парламентского налогового комитета Ярослав Железняк, “это не будет быстро… и очень больно”, ведь голосовать за повышение налогов не нравится никому.
В сообщении в Телеграмм депутат прогнозирует, что ввиду графика работы Верховной Рады рассмотрение законопроектов в первом чтении может начаться в 20-х числах августа, а второе чтение возможно в сентябре (при условии, что за это время не произойдет смена правительства, которая требует и отзыв представленных им законопроектов).
В общем, как предполагает Железняк, при рассмотрении повышения налогов будет немало “подводных камней”.
А глава бюджетного комитета Роксолана Пидласа предполагает, что депутаты согласятся не на все предложения правительства. Но, по ее словам, изменения в бюджет и нужные для этого повышения налогов должны быть одобрены до конца августа – начале сентября, иначе украинские военные уже в конце сентября могут оказаться без зарплат.
Какими будут последствия повышения налогов и каковы альтернативы
Повышение налогов позволит не только справиться с вызовами в текущем году, но и закладывает базу для обеспечения стабильности в 2025 году, считают в правительстве.
Это очень важно и “учитывая меняющийся политический контекст во всем мире и перспективы международной помощи Украине”, считает министр финансов Сергей Марченко. И речь идет не только о президентских выборах в США.
Но расчеты правительства могут не оправдаться. Хотя, как признает старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский, и особых альтернатив у него нет.
Восстановление печати денег – как в первые месяцы войны – было бы самым плохим вариантом, ведь это будет означать новый всплеск инфляции. Фактически, говорит экономист, инфляция это также налог, но он очень несправедлив и разрушителен для экономики. К тому же, за последние месяцы инфляция и без того ускоряется.
“Эмиссия очевидно худшим инструментом, шагом последней надежды”, – утверждает экономист ЦЭС Юрий Гайдай.
Сокращение невоенных расходов, новые заимствования правительство также уже предусмотрело.
Не решить, но значительно смягчить проблему можно было бы, если бы принял закон об экономическом бронировании.
“Это значит, что и предприятия будут более устойчивыми, и бюджет получит деньги”, – говорит Дубровский, однако отмечает: как экономист он поддерживает бронирование, но понимает и моральные аргументы, которые приводят противники этой идеи.
Поэтому избежать повышения налогов (и связанных с этим проблем в виде роста цен, ухудшения настроений бизнеса и, следовательно, и уменьшения доходов) вряд ли удастся.
Но и это можно было делать по-другому. К примеру, можно было бы установить временную военную надбавку к НДС в 5%.
“Это бы решило в основном проблему по деньгам, и не несло бы дополнительной административной нагрузки”, – объясняет Владимир Дубровский. Конечно, это приведет к определенному повышению цен (но менее чем на 5%), а также к “росту схематоза”, но поскольку НДС в Украине администрируется достаточно неплохо, то это было бы “наименьшим злом из всех возможных”.
В то же время, отмечает экономист, правительство хоть и говорит, что деньги нужны срочно, но предлагает “кучу новых, несогласованных между собой и действующей системой сборов, которые будет очень трудно администрировать, которые сразу не принесут доходов в бюджет”.
Впрочем, как прогнозирует Роксолана Пидласа, к идее повышения НДС еще могут вернуться.
Зарплаты и бизнесы уйдут в тень
Настораживает и то, что большую часть доходов правительство планирует получить от дополнительного военного сбора, а это дополнительная нагрузка на фонд оплаты труда. С одной стороны, по данным ОЭСР, это самые вредные для экономического роста налоги. А с другой стороны, “это те налоги, от которых чаще всего и успешнее уклоняются”.
В стране, где, по данным Госстата, около 3 млн человек работают неофициально, и еще, по опросам и подсчетам, около 2 млн получающих доплаты в конвертах это будет означать еще больший уход рабочей силы в тень.
“Если повышается этот налог, это означает, что будет еще большее уклонение, что бюджет, соответственно, недополучит доходы”, – предостерегает Владимир Дубровский.
Он также входит в группу экономических экспертов из 13 аналитических центров, подписавших совместное обращение по налогам. В нем говорится, что правительственный законопроект “содержит ряд крайне негативных норм, которые нанесут значительный ущерб экономике”.
Еще больше оговорок вызывает введение 1% военного сбора для предприятий, который по сути станет налогом с оборота, – “это самый плохой налог, не имеющий права на существование, потому что это налог на рыночные транзакции”, объясняет Дубровский.
А Юрий Гайдай из ЦЭС называет тех, с кого правительство хочет получить львиную долю бюджетных доходов от повышения налогов “дойными коровами”, и предостерегает, что “в целом предлагаемые шаги возлагают практически всю нагрузку на белый бизнес и наемных работников”.
Если в начале войны автосалоны в Украине опустели из-за российских обстрелов, то сейчас они пустеют из-за планов правительства повысить налоги, в частности, и на продажу новых авто.
Повышение военного сбора для отдельных отраслей будет означать уход в тень. Особенно это касается “ювелирки”, где “30% никто доплачивать не будет”.
15% военного сбора на новые авто могут сработать – и то под вопросом – только в люксовом сегменте, где “торгуют только официально, а покупатели не очень бедны и могут себе позволить заплатить на 15% больше”, говорит Дубровский. Но и там покупатели могут откладывать покупку, чтобы дождаться отмены этого налога. А все остальные просто будут занижать стоимость продаж, то есть уйдут в тень.
Примечательно, что сразу после представления законопроектов о повышении налогов в парламент, в Украине выросли продажи авто. Как рассказал генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко специализированному изданию AUTO-Consulting, скачок в продаже автомобилей начался с 19 июля. “Автосалоны пустые”, – заявил Назаренко.
Так же может вернуться в давно забытую тень и рынок недвижимости, – туда его водят 5% военного сбора. Кроме того, говорит Дубровский, “выходит, что покупка у физического лица на вторичном рынке дискриминируется по сравнению с покупкой на первичном рынке”.
“Не знаю, кто это пролоббировал – пожалуй, застройщики?” – саркастически предполагает экономист.
Поэтому в случае, если предложенные правительством изменения в налогах все же одобрят парламент, “поступлений больших оно не принесет, а искажения создаст большие”, предостерегает экономист.
“Когда рынок уходит в тень, вытащить его оттуда всегда очень тяжело”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.