Аграрный фронт Украины. “Будет очень больно, если мое зерно погибнет”

Надежда Стоянова провела посевную на своих полях рядом с Николаевым, несмотря на обстрелы. Россия продолжает обстреливать зернохранилища на Николаевщине. Некоторые из тамошних аграриев таки решились засеять свои поля. Но хранить новый урожай будет негде, ведь старый так и не вывезли. 

Поэтому украинские власти и аграрии при поддержке Запада ищут срочные решения.

И, как находят их даже под обстрелами и в условиях блокады морских портов.

В поле Надежды Ивановой, как ножом, врезался окоп. “Большая благодарность нашим военным, разминировавшим мои поля. Видите, вот этим путем прошел уже трактор. Можем зайти вглубь”, – говорит Надежда.

Она является совладелицей и директором агропредприятия “Золотой колос” в Николаеве. Во время наступления русской армии на юге в самом начале оно оказалось прямо на линии фронта. Российские военные даже успели помародеритить в админзданиях – украли медные ложки, чашки, тарелки.

Ежегодно со своих 4000 га Надежда собирала до 12 тысяч тонн зерна. Это агрофирма среднего масштаба.

Эту ракету Надежда Иванова нашла на своем поле

Ступаем на колосистый николаевский лан – а под ногами металлические обломки снарядов.

“Могут обстрелять еще. Мы недалеко от линии фронта. Есть до сих пор перелеты, есть недолоты вокруг территории наших зернохранилищ. Если второй раз произойдет обстрел, это все зерно может сгореть. Очень этого не хотелось бы”, – говорит Надежда.

За время войны она уже потеряла до 1,5 млн. долларов. При обстреле пострадал ангар с сельхозтехникой. Ее ремонт стоит сотни тысяч долларов.

Заходим в этот ангар – словно в планетарий. Сразу взгляд парит темным куполом, усеянным пятнышками света. Но это не звезды – это дыры от обстрела российскими снарядами.

Обстрелянный ангар с техникой на предприятии Надежды Стояновой

 

К ущербу и вреду, причиненному войной, добавляются потери от падения цен на зерно.

В мире из-за искусственно созданного продовольственного кризиса стоимость зерна и хлеба растет. А вот цена одной тонны выращиваемого Надежью ячменя упала с прошлогодних 190-220 долларов до 60-70 долларов. Заблокированное зерно дешевеет мгновенно.

Теперь половину прибыли аграрии из разных частей страны тратят на транспорт. Но это если еще удастся найти зернотрейдера, желающего приобрести зерно.

“Этот ячмень, семена подсолнечника, которые вы вокруг видите, – результат тяжелого труда большого количества людей. Если мое зерно погибнет, это будет очень больно”, – говорит Надежда, стоя в сумерках своего зернохранилища.

Золотые зерна сыпучего ячменя тонут в этой темноте, как в бездне. Этот ячмень давно уже должен быть на борту судна – на полпути в Китай или ЕС. Именно туда продавали зерно зернотрейдеры, с которыми до войны работало это предприятие.

Только в этих нескольких зернохранилищах застряло сейчас около 5 тысяч тонн зерна. Это микроскопическая часть 25-30 миллионов тонн зерна, которое уже сейчас заблокировано в Украине. После сбора урожая озимых и других культур это количество может возрасти в два-три раза, по прогнозам украинской власти.

Украина экспортирует ежегодно около 10% мирового объема пшеницы и более 50% подсолнечного масла.

“Я это все через себя пропустила. Я сегодня ставлю крест на многих своих планах. Я мечтала о системе сращивания на полях, новом офисе, оборудовании. Война отбросила конкретно мое хозяйство на десятки лет назад”, – говорит Надежда.

Предприниматель считает, что государство могло бы выкупить зерно на складах, то есть заплатить фермерам таким образом за его сохранность. А затем, после разблокировки морских путей, вывезти его и продать.

Впрочем, и Надежда Иванова, и местные власти на юге страны понимают – только завершение войны позволит решить их проблемы.

“Единственное настоящее решение – победить. Мне очень хотелось бы, чтобы российские корабли снялись с рейда и уплыли прочь, чтобы они забрали свои мины, чтобы Украина забрала свои. Но на сегодня это невозможно. Железная дорога не рассчитана на тот объем вывозимого зерна. К тому же ее обстреливают”, – говорит Надежда. Но надеется, что определенную часть зерна из Украины вывезут именно поездами.

“Поля вокруг постоянно обстреливают, они горят. Спасатели даже не могут приехать погасить их, потому что боевые действия вокруг продолжаются”, – добавляет она.

Надежда Иванова уверяет: продержится до конца года. Но дальше старый урожай нужно во что бы то ни стало продать.

– До войны Украина экспортировала 5 млн. тонн зерна через четыре порта: Одессы, Черноморская, Южный, Херсона и Николаева.

– Этого зерна достаточно, чтобы прокормить в течение полугода такую ​​страну, как Дания.

– Это половина потребностей в импорте зерна таких густонаселенных стран, как Индонезия, Китай, Турция и Египет.

– Это больше зерна, чем потребляет за целый год такая страна, как Йемен.

– Это примерно одна пятая от потребностей в импорте зерна целой Африки.

Зерно в огне

В этом году засуха и война привели к тому, что по меньшей мере половина региональной экономики здесь не работает.

“Николаевщина экспортировала 28 миллионов тонн зерновых – это факт. И этого сейчас не происходит”, – говорит в интервью BBC глава Николаевской ОВА Виталий Ким.

И подчеркивает: “Будем вывозить зерно машинами и по железной дороге, но торговаться территориями никто не хочет, люди говорят: “Пошли отвоевывать Херсон, а потом будем разговаривать”.

В то время, как мы общались с Надеждой, на другом конце Николаева, даже через неделю после попадания российских ракет, горели склады долгосрочного хранения зерна.

Это зернохранилище стало известно на весь мир именно из-за войны войны. Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель и глава Евросовета Шарль Мишель заявили о целенаправленном уничтожении Россией украинских зернохранилищ. Боррель конкретно упомянул об обстреле второго по величине зернового терминала в николаевском порту “Ника Тера”.

Поврежденная обломками снарядов агротехника в Николаевской области

Из-за обстрела в этом порту сгорели четыре склада с зерновым кормом.

“Нельзя сказать – целенаправленно или нет их обстреляли. Они (российские военные) бьют везде. Эти склады – на портовой линии. Там предприятие на предприятии – все терминалы стоят в ряд. Поэтому можно было просто в том направлении стрелять и точно попасть в зерновой терминал”, – объясняет Виталий Ким.

Новые технологии

Надежде Ивановой удалось продать часть своих семян подсолнечника трейдеру, который смог довести его до одесского порта Измаил на реке Дунай. Но там грузовик, как и сотни других зерновозов, застрял в длинной очереди.

В Одесской области сейчас можно видеть эти очереди, в которых кузова грузовиков лоснятся на палящем южном солнце. Снимать их военные не разрешают из-за угрозы ракетных ударов.

Желающих вывезти зерно через речные порты в сотни раз больше, чем их пропускная мощность. Железная дорога, дунайские порты и автомобильный транспорт – вот три варианта замещения экспорта через море.

В дунайских портах сейчас не хватает площадок для подхода барж для погрузки зерна. Никто не ожидал, что им придется принимать так много грузов.

“За один день в Измаильском порту выгрузили 2,5 тысяч тонн зерна из 75 машин. Это очень мало. Машины стоят от 10 до 15 дней. Ни помыться, ни поесть. А за каждый день работы водителя нужно платить 1 000 грн”, – объясняет реалии зернового коллапса на юге страны Дмитрий Михайлов, глава ассоциации фермеров южных районов Одесщины.

По словам Аллы Стояновой, главы аграрного департамента Одесской ОВА, в области уже строят четыре отстойника для машин с зерном. Это будут места, где водители смогут переждать время в очереди.

Если Украина обустроит свои порты в Килии, Рени и Измаиле отстойниками и специальными площадками, то сможет перенаправить на речные порты из морских одну пятую – одну четвертую своего экспорта, прогнозирует Дмитрий Михайлов.

К тому же, пока на подъездах к этим торговым гаваням – пробки, нужно искать новые способы долгосрочного хранения зерна.

“Аграрии боятся везти свое зерно на портовые элеваторы, потому что это объекты критической инфраструктуры. Поэтому сегодня рассматривается дополнительная технология хранения зерна прямо в поле – в рукавах под тентами”, – объясняет Алла Стоянова.

“Даже если решение найдут сегодня, трех месяцев не хватит, чтобы его претворить в жизнь”, – предполагает она.

Сгоревший склад на зерновом терминале порта “Ника Тера” в Николаеве

 

Между тем Надежда Иванова из Николаева – совсем не из тех, кто опустил руки. Хотя война там и дальше – везде, а условия для ведения бизнеса экстремальные.

Достаточно подвести глаза в сторону ближайшей к полю посадки – а там сожжен танк. Достаточно в некоторых местах вдохнуть глубоко воздух, чтобы почувствовать трупный запах.

Сразу три члена съемочной группы ВВС заметили такой запах на одном из полей, где шли бои. Его покидают непогребенные остатки тела человека или животного.

Но даже если в Николаевской области еще продолжаются боевые действия, а на морском горизонте Одесщины – не видно судов, для зерна есть другие выходы в мир.

Если не находить их уже сегодня, то пострадает и Украина, и, по меньшей мере, полмиллиарда людей во всем мире. Это может произойти уже в ближайшие месяцы. Люди в более бедных странах будут недоедать или даже голодать.

Украинские аграрии еще и должны овладевать искусством малых шагов, то есть жить здесь и сейчас, не строить стратегические планы.

“Пока задача – удержаться, удержать коллектив из ста людей и удержать хозяйство. Дальше – как-то собрать урожай этого года. Я уже не говорю о следующей посевной”, – заключает Надежда Иванова.

Источник BBC

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-06-16