10-летний сын Марии попал с скорой сразу на операционный стол. Ему диагностировали разрыв аппендицита. Начали капать антибиотик, но он не помогал. Пока ждали результата анализа чувствительности флоры, антибиотик меняли несколько раз, но высокая температура держалась, показатели крови не улучшались. Лишь четвертый вид антибиотика произошел, когда уже были известны результаты посева на флору.
Мария описала типичный пример ситуации, когда антибиотики были бессильны против бактерий.
В Украине в последние годы таких случаев становится все больше. Антибиотикорезистентность – проблема не новая в Украине, которые и вообще в мире.
Но на третьем году войны специалисты говорят об угрожающих тенденциях для украинцев. По данным Всемирной организации по здравоохранению, Украина по показателю антибиотикорезистентности среди лидеров в Европе.
Почему же сейчас ситуация ухудшилась и почему в группе риска оказались военные? ВВС Украина разбиралась вместе с экспертами и врачами.
Лечить инфекционные болезни все труднее
Антибиотикорезистентность означает, что бактерии становятся более устойчивыми к лекарству. Это приводит к тому, что каждый следующий раз для воздействия на бактерии требуются новые виды антибиотиков.
Ситуация, в которой оказался сын Марии, это и продемонстрировала. До того, как он попал в больницу с острым аппендицитом, болел скарлатиной и принимал антибиотики.
Как говорят в Минздраве, на увеличение антибиотикорезистентности существенно повлияла пандемия коронавируса. Тогда врачи не всегда оправданно назначали антибиотики, иногда сразу несколько разных. То же могли делать и сами больные, занимаясь самолечением, “для перестраховки”. Украина не была исключением, подобная ситуация наблюдалась повсюду в мире.
Хирургические операции, такие как аппендицит или кесарево сечение, трансплантация органов, химиотерапия становятся все более рискованными.
По данным ВОЗ, в 2019 году около пяти миллионов смертей были связаны с устойчивостью бактерий к антибиотикам и к 2050 году эта цифра может удвоиться.
Как отмечают в Минздраве Украины, из-за антибиотикорезистентности с каждым годом лечить инфекционные болезни бактериального происхождения – пневмонию, ангину, туберкулез, гонорею – становится все труднее. Хирургические операции, такие как аппендицит или кесарево сечение, трансплантация органов, химиотерапия также становятся все более рискованными.
“Если антибиотики перестанут действовать, то три из 10 случаев пневмонии будут заканчиваться смертью, пять из 1000 женщин не будут выживать после родов и только четверть болеющих туберкулезом смогут вылечиться”, – говорят в Минздраве.
Антибиотики на всякий случай
Главной, но далеко не единственной причиной стойкости бактерий к антибиотикам специалисты называют их употребление тогда, когда они не нужны, “на всякий случай” или даже по назначению врача. Ибо бактерии мутируют и через некоторое время для их угнетения потребуется новый вид антибиотика.
Мы обратились через соцсети к читателям сайта, чтобы они рассказали о своем опыте применения антибиотиков. Многие корреспонденты признали, что применяют их самостоятельно, потому что им так удобнее и надежнее, чем идти к врачу.
“В моем городе к врачу не попасть, семейная в Киеве, онлайн-запись через “Хелси”. Всю жизнь самолечения чего-либо. Пока запишешься, дождешься времени – так уже и сдох бы”, – объясняет корреспондент Павел Николаевич.
“В современном мире пока дойдешь до врача и умереть можно!!!! Я сама себе врач и своему ребенку!!! До сих пор живы и здоровы. Дай Бог!” – добавляет Елизавета Чемерис.
При этом врачи всегда говорят не заниматься самолечением и обращаться к специалистам. Опыт журналистов BBC Украина показывает, что попасть к специалисту через направление семейного врача все же возможно. Также врачи рекомендуют ни в коем случае не принимать антибиотики без профессиональной консультации.
Киевлянка Екатерина говорит, что антибиотики в аптечке ее семьи постоянно. Она привыкла их использовать, когда болеют ее дети.
“Я их не боюсь. Они у нас всегда есть. Когда я вижу, что высокая температура и другие симптомы не проходят 3-4 дня, я даю антибиотик. Иногда советуюсь с врачами. Практически всегда в таких ситуациях они подтверждают, что я поступила правильно”, – рассказывает она ВВС Украина.
Украинские беженцы, как сбежали от войны, часто закупают лекарства в Украине. В сообществах соцсетей часто обсуждают, кто, какие лекарства и сколько смог провезти через границу. Удивляются и возмущаются, что в других странах без разрешения врача ни один антибиотик не купишь.
“Я просто не понимаю, когда за каждым препаратом мне нужно бежать к врачу, платить. Это очень дорого”, – говорит украинка Александра, которая сейчас живет в Польше. Она и другие пытаются запастись лекарством вперед, заказывая передачи с родины.
В Украине их формально тоже без рецепта не купишь, но на самом деле покупают.
Однако бывают случаи, когда человек принимает новые группы антибиотиков из-за врачебных ошибок.
Мама Марии, о которой мы рассказывали в начале, два года принимала антибиотики, леча воспаление легких.
Периодически ее клали в больницу в маленьком городе, проводили курс антибиотиков и выписывали домой.
“Но при выписке ей не делали контрольного рентгена легких, и так болезнь вошла в хроническую фазу. Через какое-то время ни один из трех антибиотиков, который обычно дают при пневмонии, уже не действовал. Ей давали большие дозы, но через некоторое время все повторялось сначала” , – говорит Мария.
В конце концов, 60-летнюю женщину длительное время лечили в институте пульмонологии в Киеве ударными дозами нового антибиотика. Мария убеждена, что причиной было безответственное лечение в местной больнице и недостаточный контроль состояния больной.
Сколько антибиотиков потребляют украинцы
Как говорит заведующий отделом антибиотикорезистентности и инфекционного контроля Центра общественного здоровья при Минздраве Артем Горбачевский, точной картины, сколько антибиотиков потребляют украинцы, нет. Причина в том, что во время наводнения и начала войны существенно возросли объемы лекарств, поступавших как гуманитарная помощь.
Однако можно представить картину, сколько продается антибиотиков.
Специализированное издание “Аптека.ua”, проанализировав данные системы исследования рынка “PharmXplorer” компании “Proxima Research”, говорит о резком увеличении объемов покупки антибиотиков с началом пандемии накове.
В 2019 году эти объемы составляли 6,5 млрд. гривен и 82,2 млн. упаковок. А уже в 2020 г. эти объемы выросли на 56% в денежном и 27% в натуральном выражении.
После начала полномасштабного вторжения России в Украину объемы сократились.
“Уровень закупок снизился на 20-30%. Но это было время получения гуманитарной помощи, и это лекарство было совершенно неконтролируемое. Отследить на общегосударственном уровне что именно завезли, куда и что попало и главное – как лекарство применялось, к сожалению, невозможно”, – говорит ВВС Украина Артем Горбачевский.
Введение в августе 2022 года требования о продаже антибиотиков только по рецепту почти ничего не изменило. Как признают в разговоре с ВВС Украина сами врачи, в аптеках до сих пор можно свободно купить антибиотики.
Когда вводили это требование, планировали привязать его к электронному учету продаж лекарств, что дало бы возможность контролировать покупку и потребление антибиотиков. Но электронный рецепт так и не внедрили из-за войны войны.
Опасности для военных
В Украине есть еще свои, специфические причины, по которым устойчивость бактерий к антибиотикам растет. И связаны они с войной.
Как рассказывает ВВС Украина специалист Центра общественного здоровья при Минздраве Артем Горбачевский, находящиеся в прифронтовых медицинских учреждениях раненые “обмениваются” флорой, устойчивой к антибиотикам. С одной стороны, это усложняет лечение военных, с другой, новые штаммы распространяются на другие территории, куда перевозят раненых.
“Есть угрожающие тенденции именно на этапах эвакуации. Последние исследования показали, что выделяется много опасных штаммов, устойчивых к антимикробным препаратам. Бывает, что в 90% случаев не было реакции на цефтриаксон, например. И такие новые штаммы передаются другим пациентам, далее раненым перевозят” в медицинские учреждения в тылу. Контролировать распространение этих полирезистентных штаммов очень трудно”, – рассказывает он.
За годы войны врачи убедились, что у раненых военных растет антибиотикорезистентность, и это затрудняет лечение.
“Мы уже знаем точно, что определенные группы антибиотиков не подействуют на раненых. Когда ребят привозят с поля боя с тяжелыми ранениями, у нас нет времени думать, с какого препарата начинать. Потому что уже есть сепсис, гангрены, нам главное – чтобы он выжил”. Поэтому сразу применяем более сильные препараты”, – рассказывает ВВС Украина главный врач Днепровской областной клинической больницы им. Мечникова Сергей Рыженко.
Последствия употребления антибиотиков
Долгое время в Украине не занимались исследованием резистентности к антибиотикам, потому что не было оборудования. После начала пандемии коронавируса стационарных лабораторий стало больше.
И хотя теперь врачи имеют более четкую картину, как и чем лечить инфекционные заболевания, они предупреждают, что употребление антибиотиков по своему усмотрению может иметь тяжелые последствия в будущем и напоминают, какие болезни лечить сразу антибиотиками не стоит.
Это грипп, простуда и другие вирусные заболевания, поскольку антибиотик не действует на вирусы, а только на бактерии.
Бронхит, синусит, инфекции уха могут возникать впоследствии как вирусных, так и бактериальных инфекций, и это должен определить врач с помощью дополнительных исследований. Так же и с воспалением глаз – капать капли с антибиотиками, если покраснели глаза, вредно.
На незначительные порезы не следует накладывать мазь с антибиотиком, потому что только 3% ран инфицируются. Такая мазь потребуется только при диабете или раны значительные и загрязненные.
И главное – антибиотики не употребляют профилактически, потому что они не предотвращают инфекцию, они ее лечат.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.