“Первый “российский” газ, поступивший в Западную Европу, был украинской добычи, сибирской тогда еще не было”, – рассказывает руководитель аналитического центра “Стратегия ХХІ” Михаил Гончар о контракте 1968 между СССР и Австрией.
Это был первый, но далеко не последний интересный поворот в судьбе украинской газотранспортной системы, которая – вместе с подземными хранилищами – крупнейшая в Европе.
С самого начала, а это более полувека назад, система строилась для транспортировки газа из Украины в восточном и северном направлении – в Москву, республики Балтии, соседнюю Белорусскую СССР.
Страны “соцлагеря” также получали сначала украинский газ из Дашавы и Шебелинки – месторождениях во Львовской и Харьковской областях.
И только разработка сибирских месторождений в Советском Союзе и строительство крупных проектов по экспорту газа, а затем распад СССР и украинская независимость создали транзит российского газа по территории Украины.
Эта история может завершиться 31 декабря 2024 года – вместе с завершением последнего в настоящее время контракта между “Нафтогазом” и “Газпромом”.
Его действие не прекращалось ни после начала российского полномасштабного вторжения, ни даже после того, как украинские войска вошли в Курскую область, где в Судже расположена единственная работающая газоизмерительная станция на маршруте транспортировки российского газа через Украину в Европу.
По иронии судьбы, еще до завершения контракта РФ прекратила поставки своего газа в Австрию – самый древний и один из крупнейших своих клиентов в Европе.
“Отключив Австрию от газа, Россия снова использует энергоносители как оружие… Эра Европы, которая полагалась на российский газ, закончилась”, – написал об этом событии в Х министр иностранных дел Украины Андрей Сибига.
Какова была эта эпоха? Как Европа зависела от российского газа? Что будет после того, как транзит все-таки прекратится?
Система, сжавшаяся в 10 раз
Украинская ГТС была рассчитана на транспортировку 146 млрд кубометров газа в год. Это втрое больше, чем проектная мощность обеих ветвей “Северного потока” вместе. И в пять раз больше пропускной способности обеих ветвей “Турецкого потока”.
Фактически за первые 20 лет после обретения Украиной независимости через эту систему транспортировалось более 100 млрд кубов газа. В 1990-х транзит был близок к максимумам, однако с 2009 года после очередной зимней “газовой войны” между “Нафтогазом” и “Газпромом” – объемы начали уменьшаться.
По контракту, подписанному в ночь на 31 декабря 2019 года – только за день до истечения срока действия предыдущего соглашения о транзите, – объемы транспортировки должны составить 65 млрд кубов в 2020 году и по 40 млрд кубов в 2021-2024 годах.
Документ был подписан на пять лет, с возможностью пролонгации еще на десять.
На момент подписания этого соглашения прошло почти пять лет от российской аннексии Крыма и начала конфликта на Донбассе.
Несмотря на все напряжение, предшествовавшее подписанию, которому способствовала и Еврокомиссия, украинские эксперты назвали договор практическим и выражали надежду, что он обеспечит Киеву многолетнюю передышку, которую можно использовать для закрепления украинских позиций на европейском энергетическом рынке.
Военная терминология аналитиков в вопросах газа использовалась не в первый раз. Об украинско-российских газовых войнах говорили задолго до гибридной или полномасштабной.
Транзит позволял Украине получать миллиарды долларов, в Киеве говорили, что получили гарантированные объемы транзита до 2025 года. А главное, как говорил тогдашний руководитель оператора ГТС Сергей Макогон, было время на технологическую модернизацию, стабилизацию финансов и развитие сотрудничества, чтобы в конце 2024 года иметь возможность выбирать из нескольких дальнейших путей развития ГТС».
В “Нафтогазе”, а также ряд экспертов придерживались мнения, что транзит газа по территории Украины является одним из факторов, которые после аннексии Крыма и оккупации части Донбасса удержит россиян от полномасштабного вторжения.
Но все обернулось по-другому.
В Украине третий год продолжается большая война. Несмотря на это, транзит российского газа не прекращался, хотя сократился.
За 2023 год по украинским трубопроводам прошло 14,6 миллиарда кубометров российского газа – вместо 40 млрд кубов, указанных в соглашении 2019 года, и в 10 раз меньше проектной мощности системы.
В общей сложности за пять лет от подписания транзитного соглашения по украинским трубам, по оценкам экспертов, прошло около 146 млрд кубов российского газа – объем, транспортировать который система могла бы за год.
Но транзит по Украине начал уменьшаться задолго до аннексии Крыма и полномасштабной войны.
Главными виновниками сокращения украинского транзита стали газопроводы в обход Украины, которые последовательно строила Россия последние четверть века.
Первая ветвь “Северного потока” лишила Украину 55 млрд куб. м транзита в год. Первая очередь “Турецкого потока” – еще 15 млрд кубов. Его вторую ветвь, рассчитанную также на 15 млрд кубов, запустили в 2021 году. Она позволила России поставлять газ в Венгрию в обход Украины.
Помимо сокращения объемов транспортировки газа через Украину (и соответствующих доходов от этого) обходные газопроводы уменьшали и силу действия транзита как предохранителя против российской агрессии, считает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
“Когда Россия на 50% зависела от Украины в экспорте своего газа в Европу, когда еще не было “Северных потоков”, “Ямалу-Западная Европа” через Беларусь, когда россияне полностью зависели от Украины, никакой войны не могло быть, – отмечает эксперт и отмечает – У нас масштабные военные действия практически пели с завершением строительства газопровода “Северный поток-2”.
Как изменилась газовая зависимость Европы от России
До полномасштабного вторжения Европа являлась основным экспортным рынком для российского газа.
На пике – в 2018-2019 годах – годовой объем экспорта достигал более 80% в структуре продаж “Газпрома” в далекое зарубежье.
Несколько лет до войны поставки в Евросоюз составляли 150-155 млрд кубов. В то время это составляло около 40% всего газового импорта блока. Из России в ЕС шли пять газопроводов.
С начала российского вторжения в Украину ЕС так и не ввел никакие газовые санкции, но с 2022 года импорт российского газа по трубопроводам сократился.
Уже в 2023 году он составил всего 8% от общего импорта в ЕС. Эти поставки идут через “Турецкий поток” и одну из двух точек входа в украинскую ГТС. Оба “Северных потока”, как и газопровод “Ямал-Европа”, остановлены.
Впрочем, что касается сжиженного газа из России, то за время войны поставки не снизились, а в 2024 году даже немного превысили показатели сжиженного газа из США.
Подпись к фото, Брюссельский аналитический центр Bruegel представляет ежеквартальные данные о том, откуда Европа импортирует газ. Брунатным – показатели России
Но даже если учитывать сжиженный газ, по данным, приводимым еврокомиссаром по вопросам энергетики Кадри Симсон, в целом доля российского газа в импорте ЕС снизилась с 45% в 2021 году до 18% в июне 2024 года. В абсолютных цифрах сокращение составляет с более чем 150 млрд кубов до 25.4 млрд кубов.
В программе RePowerEU ЕС задался целью до 2027 года вообще отказаться от российских энергоносителей.
Ее одобрили вскоре после начала российского вторжения в Украину. Тогда в ЕС заявляли, что существует двойная необходимость трансформировать энергетическую систему Европы: это прекращение зависимости ЕС от российского ископаемого топлива, “используемое как экономическое и политическое оружие и стоившее европейским налогоплательщикам почти 100 миллиардов евро в год”, а также преодоление климатического кризиса.
Частично эти цели достигают расширения поставок из Норвегии, США и других мировых поставщиков газа. Еще один важный шаг к энергетической независимости Европы от России – всеобщее сокращение потребления.
По нескольким показателям ЕС даже опережает цели. К примеру, при цели сократить потребление газа на 15%, менее чем за два года ЕС удалось сократить спрос на газ на 18%, или 138 миллиардов кубов. В первой половине 2024 года более 50% европейского электричества уже производилось на возобновляемых источниках.
Евросоюз радикально изменил использование своих подземных хранилищ. Если раньше преимущество было за российским газом “из колес”, то есть из трубопроводов, то сейчас европейские хранилища заполняются по максимуму преимущественно сжиженным газом.
“Мы больше не под властью трубопроводов Путина”, — заявляла еврокомиссар по энергетике. Она подчеркнула, что ЕС достиг 90% своего зимнего целевого показателя газа в хранилищах еще в августе, значительно опередив крайний срок 1 ноября, а цены на энергоносители более стабильны и остаются “значительно ниже пиковых уровней энергетического кризиса 2022 года”.
Тогда же Кадри Симсон заявила, что ЕС готов жить без газа.
Лишь через 2,5 года после начала масштабного вторжения о избавлении от зависимости от российского газа заявила Германия – крупнейшая экономика Евросоюза и недавно крупнейший европейский клиент “Газпрома”. Страна импортировала из России 55% газа. И многие говорили, что на избавление от такой зависимости уйдет много лет, а экономика будет разрушена.
Однако в сентябре 2024 года министр экономики Германии Роберт Габек заявил, что “отсутствие российского газа больше не ощущается… дефицита газа нет”.
В то же время чиновник признал, что такие изменения не дались просто так: цены на газ в ФРГ сейчас выше, чем до полномасштабной войны.
Это отразилось на бюджете каждой семьи, особенно болезненно это переживает немецкая химическая промышленность, один из локомотивов всей экономики.
В декабре 2022 года канцлер Германии Олаф Шольц и министры экономики и финансов радовались запуску плавучего LNG терминала в Вильгельмсгафене.
Не волнуются в Германии и из-за прекращения транзита через Украину. Правительство Германии уверяет, что страна способна сохранить поставки газа не только к югу и востоку Германии, но и в соседние страны.
“Немецкие терминалы сжиженного природного газа являются страховым полисом на случай нехватки природного газа даже для европейских стран, не имеющих доступа к побережью”, – заявили в министерстве экономики Германии.
Кто до сих пор зависит от российского газа
Преимущественно именно такие страны – без доступа к морю, а значит и к терминалам LNG – в отличие от большинства других стран ЕС за время войны сохранили зависимость от российских энергоносителей.
По итогам 2023 г. российские поставки составляли около 47% импорта газа в Венгрию. В Словакии и Австрии – до 90%. По данным Bloomberg, в первом полугодии текущего года для Австрии эта цифра снизилась до 50%.
У местных компаний в этих трех странах есть действующие долгосрочные газовые соглашения с Россией. В 2008 году государственная газовая компания Словакии подписала соглашение с “Газпромом”, срок действия которого истекает только в 2028 году.
В 2021 году Венгрия заключила с “Газпромом” аналогичное 15-летнее соглашение.
Крупнейшая газовая компания Австрии OMV связана с Россией контрактом, рассчитанным до 2040 года.
Часть этого газа – в Венгрию – поступает “Турецким потоком”. Но львиная доля газа в Словакию и Австрию по-прежнему идет через Украину.
Или скорее шла – до последнего момента, когда в середине ноября Россия перестала поставлять газ Австрии.
“Газпром” говорит, что прекратил поставки из-за неуплаты за октябрьские объемы газа. А в Австрии утверждают, что таким образом взыскали с “Газпрома” выигранный в международном арбитраже платеж.
Перед этим один из крупнейших потребителей газа из РФ в самой Австрии, столичная энергетическая компания Wien-Energie, снабжающая электричеством и теплом более 1 млн жителей Вены, заявила, что откажется от него уже в 2025 году.
“Вена признает, что Россия – ненадежный поставщик, поэтому будет покрывать собственные потребности в газе из альтернативных источников, в том числе из Северного моря”, – говорится в заявлении компании.
“Из-за захватнической войны России независимость от российского газа имеет решающее значение для безопасности поставок. В 2025 году все домохозяйства, коммерческие потребители и электростанции будут работать на нероссийском газе”, – объявил глава управления финансов Вены Петер Ханке.
В 2025 году все домохозяйства, коммерческие потребители и электростанции будут работать на нероссийском газе, говорят в мэрии Вены.
Чувствовать себя уверенно австрийцам позволяют те изменения, которые европейцы начали воплощать после первого российско-украинского газового кризиса 2006 года, а также после “газовой войны” 2009, когда Россия перекрыла транзит газа по украинской территории.
Европейцы начали активно строить так называемые интерконнекторы, что позволило повысить соединенность национальных сетей в Европейском Союзе, чтобы можно было опрокинуть газ с мест, где его достаточно или есть избыток, туда, где возникает дефицит.
Европейцы нарастили мощность подземных хранилищ газа, чтобы было использовать зимой на пике потребления. Еще они переняли украинский опыт реверсного использования газопроводов, к которому Украина была вынуждена прибегнуть в январе 2009 года.
“Когда “Газпром” перекрыл поставки и в Украину, и транзит, Украина на протяжении 36 часов развернула газотранспортную систему в реверс – то есть стала поставлять газ из группы западноукраинских хранилищ в центр, на восток и на юг. И тогда все удивились: а что, да можно?” – рассказывает Михаил Гончар.
Что же касается Венгрии и Словакии, то для тамошних политических лидеров важнее цена газа, которую они превращают в политические дивиденды, считает аналитик:
“Кремль дает им газ по специальной цене – как и по нефти”.
Проблема Молдовы
Еще одна потенциально проблемная точка после прекращения транзита – это Молдова. В конце 2021 г. она пережила собственный газовый кризис и была вынуждена подписать новый контракт на поставку российского газа.
Пока контракт не подписали, Молдова объявляла 30-дневное чрезвычайное положение в энергетике, когда Украина предоставила экстренную газовую помощь. Президент Мая Санду не признала долги за российский газ, которые образовывались годами в контролируемом россиянами Приднестровье.
Именно оттуда – с одной газовой электростанции – Молдова получает львиную долю электроэнергии. Станция работает на российском газе, импортируемом через Украину.
Международное энергетическое агентство (МЭА) предупредило, что энергетическая безопасность Молдовы может пострадать из-за остановки транзита российского газа через Украину и призвало Молдову обеспечить поставки за счет энергетических связей с европейскими соседями. Кроме того, в начале 2024 Молдова начала импорт газа из Европы через Украину, а также держит небольшие запасы в украинских хранилищах.
“С Молдовой сложнее, – говорит Владимир Омельченко, но отмечает – Молдова достаточно теплая страна, и у них не такое большое потребление. Там есть и альтернативная линия электропередачи, и возможность поставок из Румынии, поэтому российский газ или скорее электрическая энергия из него будет заменена “румынской”.
Молдова находится в проблемном состоянии, соглашается Михаил Гончар. Но, утверждает эксперт, “там тоже не будет апокалипсиса”, потому что были проработаны варианты, чтобы подать газ из Румынии через соответствующий интерконнектор.
Конечно, цена на этот газ будет другой. В то же время и потребности Молдовы в газе не так велики. Поэтому, считает Михаил Гончар, “реальных проблем не будет – больше будет медиа-шумов”.
Как Газпром из великана превратился в убыточную компанию
Нефтегазовый сектор российской экономики давно называют “спонсором” российского бюджета, а с февраля 2022 года – это и главный источник финансирования войны в Украине.
По данным Еврокомиссии, с 2022 года доходы России от поставок газа в Европу – как по трубопроводам, так и LNG – уменьшились на 70%.
По итогам 2023 года экспорт “Газпрома” в страны ЕС составил 28,3 млрд кубов – это уровень, который не видели с 1970-х годов. В довоенном 2021 году только Германия покупала почти вдвое больше.
Уменьшились и цены, по которым газовый гигант продает свою продукцию. Поэтому по итогам 2023 года “Газпром” впервые за четверть века получил рекордные убытки более чем в 6 млрд долларов и стал самой убыточной компанией России.
Без возможности продавать газ своему самому платежеспособному клиенту – Европе – “Газпром” был вынужден сократить добычу до минимума за всю свою историю. По стечению обстоятельств сокращение примерно равно уменьшению поставок в Европу.
В первом полугодии 2024 года убыток газового бизнеса компании составил более 480,6 млрд рублей (около 4,4 млрд долларов). Впрочем, в третьем квартале 2024 года “Газпром” сообщил, что получил чистую прибыль в 171,5 млрд. руб. Но за 9 месяцев текущего года валовая прибыль кампании снизилась на 9%.
Заменить Европу Китаем не удалось.
Экспорт российского газа в Китай в первом полугодии 2024 впервые превысил объемы, которые все еще покупают некоторые страны ЕС. Но поставки осуществляются через запущенный в 2019 году газопровод “Сила Сибири”, который имеет проектную мощность 38 млрд кубометров в год. Хотя с 2027 года Газпром планирует увеличить ежегодные поставки в Китай еще на 10 млрд кубов, это все равно будет лишь частью того, что компания экспортировала в Европу до начала полномасштабного вторжения.
За время войны в Украине по меньшей мере 19 компаний из более чем 10 европейских стран подали иски к “Газпрому” из-за нарушения газовых контрактов, а их общая сумма достигла 18,6 млрд евро (более 20 млрд долларов).
По подсчетам Reuters, сумма претензий к “Газпрому” превысила его выручку от продажи газа на все внешние рынки.
Вместе с тем, как подсчитали в аналитическом Центре глобалистики “Стратегия ХХІ”, только от продажи газа, который все еще идет в Европу по украинскому маршруту, “Газпром” получит около 6 млрд долларов.
При этом, напоминают эксперты, цена одной из самых массовых ракетных атак России, состоявшаяся 26 августа, оценивается в 1,25 млрд долларов.
Готов ли ЕС к прекращению украинского транзита
В Москве утверждают, что от прекращения поставок российского газа на украинскую территорию пострадают прежде всего европейские потребители.
“Решение Украины нанесет ущерб интересам тех европейских потребителей, которые еще хотят покупать российский газ”, – заявил спикер Кремля Дмитрий Песков. По мнению Пескова, европейцам придется платить больше за энергоносители, это “ослабит конкурентоспособность их промышленности”.
Однако в Европе говорят, что готовы.
“ЕС готов жить без российского газа, поступающего по украинскому транзитному маршруту”, – заявила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон.
При этом она напомнила, что это Россия решила прекратить поставки газа в большинство европейских стран более двух лет назад, и с тех пор страны искали – и успешно находили – замену российским поставкам, а государства-члены или их компании, которые все еще получают газ. из России фактически получили два дополнительных года по сравнению с другими компаниями, которым Россия решила прекратить поставки еще в 2022 году.
В целом, по словам представительницы Еврокомиссии, странам ЕС “нет необходимости искать какие-то новые способы продления торговли с “Газпромом”.
Что касается украинской ГТС, то, как заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйн, “Украина сама должна решать, как поступить с трубопроводом, поэтому это ее ответственность и ее право поступить с этим должным образом”.
О том, что в ЕС поддерживают любое решение Украины по транзиту газа по ее территории, заявил “Укринформу” директор секретариата Энергетического сообщества Артур Лорковский.
“Это суверенное решение правительства Украины и секретариат поддержит любое решение”, – сообщил Лорковский.
Он напомнил, что и после прекращения транзита Украина останется важным собственником газовых хранилищ в Европе. При этом, по его словам, секретариатом в сотрудничестве с украинским оператором ГТС подготовлены продукты для трейдеров, а также собрана информация о стабильности системы во время войны.
“Мы были свидетелями попыток атаковать газохранилища в Украине. Именно поэтому секретариат вместе с другими партнерами изучал устойчивость системы – в частности, ее техническую устойчивость – при разных сценариях. Это исследование продемонстрировало, что газохранилища относительно устойчивы к военным атакам”, – заявил Лорковский.
Поставить точку или запятую
С лета 2024 года высшие представители украинских властей, а также руководство “Нафтогаза” утверждает, Украина не собирается вести переговоры с Россией о новом или продлении действующего соглашения транзита газа и нефти.
“Не хотим продлевать газовый контракт, – заявил в июле президент Украины. – Мы не хотим, чтобы они зарабатывали здесь деньги”.
В августе президент Зеленский также заявил, что “договор с Россией никто продлевать не будет, на этом поставлена точка”. Но в то же время он отметил, что “если будет продолжаться запрос некоторых наших европейских коллег, а мы все в Евросоюзе, будем рассматривать их просьбу”.
То, что страна не будет продлевать транзитное соглашение, заявлял и премьер Денис Шмигаль. Показательно, что это заявление он сделал на пресс-конференции с Робертом Фицо, премьером Словакии, которая, похоже, заинтересована в продолжении транзита.
Почти сразу стало известно и о потенциальном поставщике – Азербайджане.
Сначала об этом, как об одном из предложений, заявил Зеленский. Президент Азербайджана Ильхам Алиев сказал о заинтересованности в этом как в Украине, так и в ЕС.
“Мы поможем, если сможем. Я думаю, что можно продлить это соглашение”, – заявил азербайджанский лидер.
В конце октября Bloomberg со ссылкой на источники сообщил о возможном подписании контрактов между европейскими покупателями газа в Словакии и Венгрии с Азербайджаном. Но этого пока так и не вышло.
При том, что официально какие-либо переговоры в Киеве не комментируют, аналитики говорят, что у Азербайджана нет свободного ресурса, чтобы обеспечить такое соглашение, и что под видом азербайджанского через Украину так же продолжал бы идти российский газ.
“Свободного азербайджанского газа не существует, весь их газ расписан по внутренним и внешним контрактам”, – говорит Владимир Омельченко. По его словам, если в конце концов такую схему реализуют – через Socar или какую-то другую компанию – “это может быть только реэкспорт российского газа через “прокладку”, так как это когда-то было с пресловутой РосУкрЭнерго, которая вроде бы поставляла в Украину туркменский газ.
Омельченко говорит, что по его информации, по состоянию на данный момент шансов на такое соглашение немного – и Азербайджан, и потенциальные покупатели в Европе остыли.
“Даже в Словакии уже не очень-то верят в этот мифический азербайджанский газ”.
Впрочем, Азербайджан и Словакия все-таки заключили соглашение – о поставке небольшой пробной партии газа, при этом в Братиславе посчитали, что доставка нынешних объемов не по украинскому маршруту будет стоить на 140 млн евро дороже.
Через Украину без Украины
Говоря о каких-то вариантах газового транзита по украинской территории, стоит упомянуть, что на протяжении многих лет газовых споров в Украине многие выступали за перенос точки приема российского газа с западной границы Украины на восточную. В Киеве полагали, что это может ослабить давление Москвы.
Но это не удовлетворяло “Газпром”, поскольку разрушало бы практику обвинения Украины как ненадежного партнера, который “ворует газ”, пока транспортирует его. Европейским клиентам “Газпрома” также не хотелось усложнять подписание выгодных контрактов.
“Перенесение точки приема российского газа на восточную границу должно было состояться еще в 2019 году, когда подписывалось действующее соглашение на транзит. Но тогда Европейская комиссия, хоть и поддерживала заключение соглашения между “Нафтогазом” и “Газпромом” европейского образца, не захотели брать на себя, то есть на европейские компании, риски”, – объясняет Гончар.
Завершение последнего соглашения на транзит с “Газпромом”, похоже, вновь подбросило возможность возобновить тему переноса точки приема с европейской границы на российскую.
Как говорит Владимир Омельченко, это и сейчас было бы возможным вариантом при определенных условиях.
Во-первых, перенос должен быть реальным и учтенным в любых контрактах. Второе условие: прекращение обстрелов украинской энергетической инфраструктуры. И третье – возвращение под полный контроль Украины Запорожской АЭС и прилегающих территорий вместе с городом Энергодар, чтобы обеспечить ее работу.
Все три условия смотрятся не очень реальными.
И это если не учитывать еще один фактор – войны. С началом вторжения ситуация так изменилась, что “мы не можем позволить России зарабатывать столь огромные деньги”, которые она все еще получит от экспорта газа, говорит Омельченко. Эксперт обращает внимание и на еще одну деталь: своим дешевым газом Россия поддерживает лидеров, блокирующих евроинтеграцию Украины.
В вопросе сохранения или отказа от транзита Украина прежде всего должна определиться, “насколько это помогает нам, и насколько мы будем помогать агрессору”, говорит Михаил Гончар. Одно дело, когда все это рассматривалось только через призму газового бизнеса. Другое дело, когда РФ начала полномасштабную злость.
Здесь возникает уже другая, военная система координат.
Хорошо, мы получим свои 890 млн долларов, как сейчас, хотя должны получать 1,3 млрд. долларов. Но “Газпром” получит 5-6 млрд долларов за проданный в Европе газ”, – приводит расчеты Гончар. Он напоминает, что с середины 2022 года “Газпром” начал оплачивать только часть суммы, определенной действующим соглашением о транзите 2019 года, из-за чего “Нафтогаз” подал в арбитраж.
Другими словами, каждый заработанный Украиной доллар на транзите приносит России около 6 долларов экспортной выручки. При этом деньги, получаемые Украиной за транзит, идут преимущественно на поддержку работы ГТС, тогда как “газпромовский экспорт через соответствующие платежи будет ощутимо пополнять бюджет войны”.
Аналитик считает, что к теме транзита можно будет вернуться только после войны, когда будет ясно, насколько договороспособна Россия.
Не последнее влияние оказывает и европейская политика отказа от ископаемых энергоносителей. Возможно, она “обнулит и снимет этот вопрос”.
Аналитики отмечают, что от того, как решится вопрос с украинским транзитом, возможно, будет зависеть и судьба “Северного потока”. Одна из его ветвей до сих пор в рабочем состоянии, и если “азербайджанский” газ сможет идти через Украину как собственность словацких или венгерских компаний, то почему по “Северному потоку” в Германию не сможет идти условно “катарский” газ?
Готова ли Украина прекратить транзит
“ГТС Украины готова к сценарию “нулевого транзита”, – заявлял еще в 2019 году тогдашний глава “Укртрансгаза” Сергей Макагон, когда только начинали дискуссии по контракту с Россией.
Уже тогда оператор ГТС, учитывая опыт январской газовой войны 2009 года, модернизировал ряд компрессорных станций так, чтобы система работала в реверсном режиме.
“Единственный выход – других вариантов нет, ГТС будет переведена в реверсный режим, для того чтобы обеспечить всех потребителей в Украине природным газом”, – говорит Омельченко.
Эксперт отмечает, что для этого необходимы несколько большие запасы в хранилищах, чтобы создавать соответствующее давление, а также определенные технические меры на компрессорных станциях.
“Насколько я понимаю, там все готово, и каких-то проблем нет”, – говорит Омельченко.
Транспортная работа ГТС будет десятикратно меньше по сравнению с ее потенциалом, признает Михаил Гончар. К тому же сейчас отпадает потребность в импорте, поскольку внутренняя добыча – около 19 млрд кубов – покрывает собственное потребление.
“Это не предмет для гордости, потому что это следствие падения промышленности и тех разрушений, которые нанесены и наносятся российской агрессией”, – говорит эксперт, но в то же время отмечает, что основные объемы транзита отсутствуют уже длительное время.
Украине пришлось оптимизировать ГТС задолго до начала полномасштабной войны – по мере того, как Россия строила обходные газопроводы.
“ГТС на пике своей мощности обеспечивалось 72 газокомпрессорными станциями. Сейчас работает десяток – и этого достаточно”, – приводит пример эксперт. Гончар убежден, что все и дальше будет функционировать, просто на более низких показателях.
В дальнейшем, по словам Владимира Омельченко, можно только надеяться, что по завершении войны будет расти добыча и спрос на газ, и система будет более загружена. Кроме того, Украина имеет самые большие газовые хранилища в Европе – “их можно использовать и зарабатывать на этом хорошие деньги”. А еще эксперт предполагает, что “эта система пригодится, когда Россия будет вынуждена оплачивать Украине репарации”, и частью репараций может быть транзит газа в Европу. Конечно, это перспектива не “через месяц-два”, отмечает эксперт.
Обозреватели также напоминают и о “зеленом курсе” ЕС для сокращения выбросов и предотвращения климатических изменений, – наконец трубами может транспортироваться не традиционный ископаемый природный газ, а биометан или даже водород, перспективы которого активно обсуждали в довоенной Украине.
Но пока с завершением последнего контракта на транзит российского газа в конце этого года, как объясняет Михаил Гончар, “на газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород поэтапно от одной газокомпрессорной станции к другой будут снижать давление, и на компрессорной станции Курска где-то в 100 км от Суджи , окончательно будет закручен вентиль – вот и все”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.