Президент и правительство обещают, что лекарства в Украине существенно подешевеют. Некоторые – уже с 1 марта, остальные – позже. Это должно произойти благодаря административному регулированию цен и договоренностям с производителями лекарств.
Первоначально появилось правительственное постановление, согласно которому цены на 100 видов самых популярных лекарств должны снизиться на 30% уже с 1 марта. Впоследствии в список добавили еще 100 позиций. На часть этого лекарства цены должны снизиться с марта, на часть – с апреля. Анонсированное снижение цен на вторую сотню – 10-50%.
Что касается остальных препаратов, то ситуация пока не определена. Потому что, хотя Верховная Рада приняла закон 11493, который, по мнению правительства, должен изменить цены на лекарства, его еще не подписал президент.
В то же время представители бизнеса и эксперты отрасли уже протестуют, считая, что регуляция фармрынка чревата кризисом в фармацевтической отрасли и может привести к исчезновению из аптек жизненно важных препаратов.
Фармбизнес призывает Владимира Зеленского ветировать закон.
Но министерство здравоохранения говорит, что считает регуляцию наиболее эффективной в ситуации, когда цены на лекарства растут.
По данным Минздрава, с 2022 года лекарство украинского производства подорожало на 25-131%.
Что стало причиной протестов производителей и продавцов лекарства и почему они говорят о вероятности дефицита лекарств?
ВВС Украина разбиралась в этом, читая принятые законы и постановления и общаясь со специалистами.
Что будет с ценами с 1 марта
Украинские производители лекарств обязались снизить на 30% цены на 100 самых популярных лекарств украинских производителей с 1 марта. Они подписали декларацию об этом, а Кабинет Министров принял соответствующее постановление.
Первыми декларацию подписали около 10 производителей лекарства. Именно лекарства их производства вошли в список препаратов, которые аптеки с 1 марта будут продавать по более низкой цене. Больше всего препаратов, на которые снизят цены, производят “Киевский витаминный завод”, “Дарница”, “Фармак” и “ИнтерХим”. Среди производителей также “Кусум Фарм”, “Юрия-Фарм”, “Артериум”, “Виола”, “Борщаговский химико-фармацевтический завод”.
Лекарство в списке, которое должно подешеветь почти на треть, – это преимущественно те, которые есть в каждой домашней аптечке и пользуются спросом. Среди них ибупрофен, цитрамон, парацетамол, валидол, корвалол, левомицетин, диазолин, нафтизин, пиколакс, физраствор, раствор глюкозы, мукалтин, амброксол и другие.
Правда, среди 100 наименований почему-то около 10 видов аскорбиновой кислоты с разными вкусами и капли для носа “Нафтизин”.
Однако, как объяснял министр здравоохранения Виктор Ляшко, 100 препаратов выбирали, проанализировав объемы продаж и популярность препаратов по итогам 2024 года.
Эксперты прогнозируют, что инициативы правительства могут привести к дефициту лекарств.
После недель обсуждения и критики Минздрав объявил о скидках на еще один список из 100 лекарств. Список опубликован на сайте Минздрава.
Среди них будут обезболивающие, сорбенты, витамины, микроэлементы, антибиотики, анестетики, противоэпилептические средства, жаропонижающие, лекарства для регуляции давления.
Однако такой административный способ урегулировать цены на лекарства эксперты называют не слишком эффективным. В частности, Павел Ковтонюк, соучредитель Украинского центра здравоохранения (UHC) и бывший заместитель министра здравоохранения, говорит, что предложения правительства не учитывают инфляцию и другие факторы.
“Представим, что эта политика сработала. И средний чек из аптеки уменьшился с 600 гривен до 500 или 400 гривен. Но за год инфляция “съест” эту разницу, потому что сырье завозят из-за границы, потому что растут цены на все”, – говорит Павел Ковтонюк.
Почему бизнес начал протестовать
Достичь договоренностей о снижении цен на первые 100 видов лекарств властям и бизнесу удалось довольно быстро. Однако другие шаги Кабмина и Верховной Рады на пути регуляции цен вызвали протесты участников фармрынка.
Они считают принятые правительством и парламентом решения существенным барьером для ведения бизнеса, которые могут привести к сокращению деятельности международных компаний-производителей лекарства на территории Украины. А также к тому, что из аптек исчезнут жизненно важные препараты.
Профильные ассоциации производителей, дистрибьюторов и продавцов лекарств, а также Европейская бизнес-ассоциация (ЕБА) 13 февраля провели форум и призвали президента остановить решение правительства и парламента.
Правительственное постановление уже действует, а закон еще должен подписать президент. Если это произойдет, то нормы закона вступят в силу через два месяца после опубликования.
Подпись к фотоНовации, которые предлагают правительство и парламент, критикуют не только производители и дистрибьюторы, но и Европейская бизнесассоциация.
Что так возмутило производителей, поставщиков и продавцов лекарств?
Речь идет о трех ключевых новациях.
Первая – Кабмин своим решением запретил дистрибьюторам устанавливать наценку на все лекарственные средства выше 8 процентов от оптовой цены, а аптекам – выше 35%. И эта норма начнет действовать с 1 марта. Бизнес считает это ограничение слишком низким.
Второе новшество, которое критикует фармрынок, закреплено в законе и его реализация зависит от того, подпишет ли его президент. Речь идет об ограничениях для производителей и импортеров: они смогут реализовывать лекарства только в ограниченном объеме – не более 20% их чистого дохода за предыдущий год.
Депутаты, голосовавшие за статью закона, говорят, что целью было устранить монополию на фармацевтическом рынке.
“Этим законом убирается монополия на рынке двух посредников-дистрибьюторов, овладевших рынок на 175 миллиардов гривен в год и доведших систему до того, что у нас в аптеках в полтора, два, три раза выше цены, чем в европейских аптеках на важнейшие препараты”, – цитирует активно поддерживавшую лидерку “Батькивщины” сайт.
Однако такие оптимистичные заявления Юлии Тимошенко разделяют далеко не все. В частности, член комитета парламента по вопросам здоровья нации Ольга Стефанишина считает, что такие изменения “создают еще одну бюрократическую полосу препятствий”.
“Это заставит компании либо значительно задерживать поставки, либо просто уйти с рынка Украины. То есть некоторые лекарства исчезнут, некоторые подорожают”, – пишет она в фейсбуке. Одной из причин Стефанишина называет отсутствие официальной информации о том, какими были те 20% прошлогодних продаж по каждой позиции лекарства.
Третье замечание фармбизнеса касается нормы создания национального каталога цен, который, по замыслу властей, станет сдерживающим фактором для роста цен на лекарства. Эта норма также заработает, когда президент подпишет соответствующий законопроект.
Как объясняет глава парламентского комитета по вопросам здоровья нации Михаил Радуцкий, производители или импортеры обязаны будут вносить в него цену на лекарственные препараты.
Эта цена не может превышать референтную цену из трех стран Восточной Европы. Аптеки будут продавать лекарства по одной из трех низких цен, которая будет указана в открытом каталоге цен.
“Если цена будет превосходить референтную, мы не разрешим это лекарственное средство реализовывать в аптеках”, – заявлял Виктор Ляшко.
По словам министра, повышение цены на такое лекарство будет возможно только в случае колебания курса валют в пределах 5-10%, а снижение цен можно будет делать “хоть ежедневно”.
Но, как объясняют в ЕБА, если лекарства не попадут в национальный каталог из-за того, что цены на них не могут быть снижены, производители не смогут их реализовать и будут убытки.
Почему растут цены
И правительство и президент обосновывают потребность в регулировании рынка тем, что цены на лекарства в Украине быстро растут, потому что производители, поставщики и аптечные сети делают на них большие наценки.
Так, по данным Виктора Ляшко, цены на лекарства украинского производства увеличились с начала российского вторжения в 2022 году на 25-131%.
“Если выделить лекарства, которые больше всего покупают украинцы, то цены на них выросли на 70 до 110 процентов”, – пишет Ляшко в фейсбуке.
Министр здравоохранения говорит, что “сбалансировать интересы всех благодаря механизму конкуренции и обеспечить приемлемые цены на лекарства не удалось”, именно поэтому власти прибегают к административным мерам.
Что может ожидать больных
Эксперты и те, кто занимается снабжением лекарствами, говорят, что такие новации регулирования в случае вступления в силу приведут к тому, что с рынка могут вообще исчезнуть жизненно необходимые препараты.
Фонд Таблетки много лет закупает препараты для онкобольных детей. Покупают лекарства в основном из-за границы, потому что их официально не завозят в Украину.
По мнению исполнительного директора фонда Вячеслава Быкова, применение минимальных наценок и другие меры регуляции могут отпугнуть международных производителей. Поэтому он считает, что онкопациенты столкнутся с тем, что часть лекарств исчезнет с официального рынка.
“Риски, которые несет этот новый подход, – качественные новейшие препараты не будут появляться, а имеющиеся на нашем рынке могут исчезнуть и появиться на “черном” по более высоким ценам”, – считает он.
Представитель “Таблеточок” говорит, что оригинальные импортные препараты предлагают заменить украинскими аналогами, а они могут иметь более низкую эффективность.
“Если в Украине место оригинальных препаратов займут дешевые дженерики, можем ожидать снижения качества жизни во время и после лечения. Оригинальный препарат может быть “чистее” в буквальном смысле. В дженериках больше примесей, что может привести к дополнительным аллергическим реакциям или осложнениям”, – говорит Быков.
Мнение, что такая регуляция рынка лекарства отпугивает международных производителей, разделяет и гендиректор ООО “Ново Нордиск Украина” Владислав Мороз. В интервью “Интерфакс-Украина” он предположил, что ограничения, введенные властями, могут повлиять на ассортимент аптек, потому что из-за сложностей в формировании наценок и покрытии расходов иностранные компании просто уйдут с украинского рынка.
По оценке Мороза, особенно это может затронуть стоимостные лекарства, требующие специальных условий хранения и транспортировки, а также жизненно важных препаратов для пациентов с хроническими заболеваниями, таких как сахарный диабет и сердечно-сосудистые заболевания.
Скептически оценивает предложенный правительством путь удешевления лекарства и Павел Ковтонюк, соучредитель Украинского центра здравоохранения (UHC) и бывший заместитель министра здравоохранения.
“Если ты достаточно грубо вмешиваешься в рынок, то никогда не знаешь, какими будут последствия этого вмешательства. Работа с рынком так просто не работает. Поэтому нужно быть очень осторожными с такими инициативами”, – говорит он.
“Когда государство думает, что оно само будет регулировать рынок, то это всегда заканчивается дефицитом, который может возникнуть в другом месте. Большинство жизненно необходимых лекарств – это импортные лекарства, к нам их завозят. Международные компании не будут разбираться, кто какие надбавки здесь делает. Они посмотрят показатели и прекратят завозить препарат”, – сказал он.
“Снижать цены на некоторые обычные лекарства и этим ставить под угрозу жизненно необходимые – это хорошая идея?” – спрашивает экс-замминистра здравоохранения.
“Понимаю беспокойство рынка, – отреагировал на критику фармбизнеса глава профильного комитета Верховной Рады Михаил Радуцкий. – В ближайшее время Минздрав презентует подзаконные акты, где будут подробно прописаны все нормы, а участникам рынка предоставят разъяснения”.
Есть ли другой способ сделать лекарство доступнее
Ситуация с ценами на лекарства давно нуждалась в изменениях. Сумма, которую украинцы в среднем тратят на лекарства в месяц, растет ежегодно, по данным исследования “Индекс здоровья”. Если в 2016 году это было 550 грн, в 2020 – 750 грн, то в 2023 – 1576 грн.
Какой бы ни была разумная цена лекарства, говорит Павел Ковтонюк, они всегда будут дорогими для малоимущей части общества – пенсионеров, людей, имеющих серьезные хронические заболевания.
“Чтобы лекарства в Украине не были “дорогими”, люди со скромным состоянием не должны покупать жизненно необходимые препараты. Ни в аптеке, ни если попадают в больницу”, – говорит Ковтонюк и добавляет, что их должны покрывать государственные программы.
Пока, по данным Proxima Research, 88% лекарств украинцы покупают за собственные средства и только 12% потребления лекарства покрывает государство своими программами.
В Украине пять лет существует программа “Доступное лекарство”, которая позволяет людям с некоторыми хроническими заболеваниями безвозмездно получать лекарства в аптеках по электронному рецепту или с незначительной доплатой.
В 2020 году бюджет программы был 2,1 млрд гривен, на 2025 год – 6,6 млрд грн. Программа “Доступное лекарство” сейчас работает во всех аптеках страны и охватывает более 650 наименований лекарств.
По мнению Ковтонюка, эту программу нужно максимально расширить, чтобы большинство основных лекарств, по которым в аптеки регулярно ходят люди с низким достатком, оплачивала Национальная служба здоровья Украины.
Параллельный импорт
Еще один путь удешевления лекарств в Украине предлагает пациентское сообщество – введение параллельного импорта на аптечные закупки.
Одна из крупнейших пациентских организаций страны “Пациенты Украины”, представляющая интересы тяжелобольных людей, направила обращение президенту с просьбой ввести параллельный импорт лекарств.
Это позволит официально ввозить оригинальные лекарственные средства из стран, где они стоят дешевле без участия официального представителя производителя, но с соблюдением всех норм качества и безопасности.
К примеру, метилфенидат, препарат для лечения психических расстройств у детей, стоит в Украине 4900 грн за упаковку. В Испании этот же препарат можно приобрести за 1350 грн – то есть в 3,6 раза дешевле, говорят в “Пациентах Украины”.
Пока же больные часто вынуждены искать альтернативные способы получения дорогостоящих лекарств, например, завозить их через знакомых из-за границы или покупать онлайн.
Лечение рака остается дорогим
Но есть категории лекарства, которые не попадают ни под государственные программы, ни под регулирование цен, и при этом они остаются критическими для пациентов.
У Оксаны – рак легких. Один из препаратов, который жизненно необходим женщине и который она принимает уже долгое время, стоил около 80 тыс гривен за упаковку. Это огромная сумма для семейного бюджета Оксаны.
С января 2025 года цена на ее лекарства “Алекенза”, по данным сервиса tabletki.ua, выросла с 80 тыс. гривен до 92 тыс. за упаковку.
Это лечение не покрывает государство в рамках пакетов НСЗУ, его нет в перечне 200 лекарств, цена на которые должна снизиться с 1 марта.
“В этом перечне вообще нет онкопрепаратов”, – говорит Виктория Романюк, основательница общественной организации “Афина. Женщины против рака”, объединяющая десятки тысяч людей онкозаболеваниями в Украине.
По ее словам, в последнее время многие пациенты общественной организации сообщают о подорожании препаратов для лечения рака.
“Мы не знаем, связано ли это с предстоящей регуляцией цен государством, или это инфляция. Но люди вынуждены покупать это дорогое лекарство сами, потому что для них нет другого выхода”, – говорит Виктория Романюк.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.