Как пандемия COVID изменила систему образования Украины

obuchenie_online_distancionka

Пробелы традиционной системы образования и неготовность школ организовать качественную работу онлайн во время карантинов заставили многих родителей задуматься о альтернативных формах обучения. Одной из них стали частные дистанционные школы. Заменят ли они впоследствии дневную школу? 

“Наши школы не изменились со времен промышленной революции”, – критика школьного образования звучала из многих платформ, от выступлений учителей ко Всемирному экономическому форуму, задолго до пандемии Covid-19.

Основным слоганом было то, что технологии, которые кардинально изменили почти все отрасли современной жизни, практически не повлияли на школу.

Как и 150 лет назад, школа собирает детей в группы по возрасту, переводит их из класса в класс фиксированные промежутки времени и ожидает, что большинство учащихся усваивать материал одинаково и в одном темпе.

Когда весной 2020 года стало понятно, что карантин продлится дольше обычных нескольких недель, школа вдруг получила уникальный шанс провести цифровую революцию, которой от нее так долго ждали.

Этого, по большому счету, не произошло. Система образования оказалась не готовой к изменениям практически на всех уровнях.

“Во-первых, учителя были знакомы с методами работы в онлайн и различными платформами, которые можно использовать для такого обучения”, – отмечает Артур Пройдаков, учитель украинского языка и литературы, который недавно получил звание “Лучшего учителя Украины”.

Подача материала и формы работы во время онлайн-урока заметно отличаются от урока в школе и требуют от учителя специальной подготовки, добавляет Лидия Насонова, которая преподает украинский язык и литературу в харьковском отделении школы Think Global и вошла в 10 лучших учителей Украины 2021.

Готовыми к онлайн-обучению оказались и сами родители, говорит Артур Пройдаков. Многим трудно побороть стереотип, что обучение происходит только тогда, когда “учитель стоит у доски, а дети сидят за партами”.

Впрочем, самой большой проблемой, на которую указывают как родители, так и учителя, стал доступ к образованию.

Более половины детей из сел и 20% городских жителей не имели технических устройств для участия в онлайн-уроках, а более 60% жаловались на плохое качество интернета, показал опрос Фонда “Демократические инициативы”, проведенный в июне 2021 года.

Оценивая уровень дистанционного обучения в школе за прошлый год в том же исследовании, большинство родителей указали на снижение успеваемости детей, недостаток внимания учителей, формальный подход к проведению уроков и проблемы с использованием онлайн-платформ.

Осознание, что “дистанционка” в школе означает преимущественно задачи в Вайбер и нерегулярные и неэффективные уроки в Зуме, заставило многих родителей искать альтернативные формы образования.

Многие семьи остановили свой выбор на частных дистанционных школах.

Сама управляет своим временем

За несколько дней до начала учебного года Оксана, мама восьмиклассницы Кати, узнала, что киевская гимназия, в которой училась ее дочь, остается на смешанном обучении (неделя – очно, неделя – дистанционно).

“За полтора года наша школа так и не смогла адаптироваться к дистанционному обучению, – рассказывает Оксана. – Многие уроки не проводилось, и казалось, что учителя являются только для того, чтобы задавать и проверять домашнее задание”.

Тогда семья приняла решение перейти в частную дистанционной школы “Оптима”. Основным аргументом были положительные отзывы друзей и высокое место в рейтинге школ по результатам ВНО.

Жизнь Кати изменилось. Если раньше она вставала в шесть утра, чтобы добраться до школы, теперь она может выспаться и начать обучение в девять.

Катя имеет определенный набор задач и видеоуроков, но она может сама решать, когда их выполнять. Она сама управляет своим временем.

После каждого урока она проходит тестирование, чтобы проверить, как усвоен материал, и получает за него оценку, которую сразу видит и она, и родители.

“Это еще одно отличие от обычной школы, где Катя не всегда знала, какую оценку ей поставили”, – отмечает Оксана.

По ее мнению, плюс системы и в том, что, в отличие от очной школы, тест можно пересдать, если ученик недоволен результатом. Раз в неделю каждый учитель проводит онлайн-консультации, на которых можно задать вопросы и разобрать непонятный материал.

Оксана рассказывает, что у нее были опасения относительно качества дистанционных уроков, но объяснением материала, задачами и нагрузкой дочери она пока довольна.

“Мы с мужем практически не вмешиваемся в процесс обучения, а вот во время дистанционки в обычной школе каждый вечер объясняли Кате ту или иную тему”, – добавляет Оксана.

Она отмечает, что Катя теперь меньше нервничает, что что-то не поняла, и всегда может связаться с учителем. В предыдущей школе сделать это было крайне трудно.

“Как ни странно, коммуникация в дистанционной школе налажена очень эффективно”, – добавляет мама школьницы.

С одноклассниками Катя встречается на выходных, они гуляют по городу и посещают экскурсии, в остальное время – общение происходит в чате. В классе Кати 45 учеников, среди которых есть дети из разных городов Украины.

Кроме школы Катя занимается английским и берет уроки гитары, где она также имеет возможность общаться вживую.

Девушке нравится ее новая школа, единственное, о чем она грустит, – это походы с одноклассниками после уроков “за чем-нибудь вкусненьким”.

Бум дистанционных школ

В Украине дистанционная форма образования внедряется уже более десяти лет. Сейчас таких школ в Украине около 20 и спрос на них растет с каждым годом.

Пандемия, несомненно, стала окончательным аргументом для перехода на дистанционное обучение для тех семей, которые давно обдумывали такой формат. Однако причина не только в ней.

Переполненные, душные и шумные классы, невозможность для учителя уделить внимание каждому ученику, грязные туалеты, частые простуды, иногда невкусная еда в столовой и длинная дорога в школу из-за пробок, а главное – неэффективное использование времени раздражают родителей в обычной школе все больше.

“Дистанционное обучение идеально подходит для детей, имеющих проблемы с коммуникацией, которым трудно находиться в большом коллективе”, – говорит Татьяна, дочь которой перешла сначала на домашнее обучение, а затем в дистанционную школу еще в 4 классе.

“Таким детям очень комфортно и хорошо в дистанционном обучении. А недостаток общения со сверстниками можно подобрать множеством внешкольных кружков, секций, курсов”, – считает она.

По словам директора “Оптима” Ольги Билодид, количество учеников в их школе возрастает вдвое ежегодно и сейчас составляет более 7500 детей.

Удаленные школы, как правило, предлагают несколько форм обучения.

Например, в “Оптима” можно выбрать стандартный формат “Ученик” (дистанционное обучение с полной проверкой работ и участии в групповых проектах), “Экстерн” с проверкой или без проверки робот и “Слушатель”.

Оплата варьируется от 3 тысяч грн. за стандартный пакет “Ученик” до 400 грн. за возможность прослушать лекции по 3 предметам без проверки работ.

Основное отличие от очной школы заключается в том, что уроки разрабатывают и выкладывают на платформу заранее, рассказывает основательница и директор другого Центра дистанционного образования “Джерело” Елена Кузьменко.

В своем личном кабинете ученики могут увидеть уроки за весь учебный год и изучать их в удобном для себя темпе. Урок обычно состоит из небольшого видеоролика, который объясняет материал и контрольных заданий.

Учебные курсы разработаны по программам МОН, но, как отмечает Елена Кузьменко, курсы сопровождают видео, визуализации и виртуальные лаборатории, созданные преподавателями дистанционного школы.

Дети в любое время могут контактировать с учителем посредством чата, вебинаров и онлайн-консультаций. В “Оптима” работает около 80 учителей, еще 40 человек технического отдела обеспечивают бесперебойную работу платформы.

По словам директора “Джерела” Ольги Кузьменко, школа понимает, что для развития эмоционального интеллекта, критического мышления и ораторских навыков учащиеся должны сотрудничать. Для этого разработана методика групповых проектов, есть “Спикинг-клабы” по иностранным языкам.

Дистанционная школа прилагает значительные усилия, чтобы дети учились самостоятельно, добавляет Ольга Билодид с “Оптима”. Итоговые тесты разработаны таким образом, чтобы учащиеся не передавали друг другу ответы, а письменные работы проверяют на плагиат.

Как и обычные школьники, ученики “Оптима” и “Джерела” участвуют в предметных олимпиадах, пишут научные работы в МАН.

Программа социализации дистанционных школ предусматривает ежемесячные встречи с куратором и одноклассниками, экскурсии и посещение музеев или просто прогулки по городу. Для жителей других городов школы имеют свои представительства в различных регионах Украины.

Ежегодно весной для учащихся 11 класса устраивают выпускной и вручают аттестаты государственного образца.

Не для всех

Конечно, дистанционный формат, как и очный, подходит не всем, отмечает Ольга Билодид. По ее мнению, прежде всего это – “артистические активные дети, которым очень важно участвовать в школьных мероприятиях, выступать на сцене”.

Есть и другие ситуации, когда полная школа не подходит именно родителям, ведь при такой форме обучения ребенок все время дома и требует родительского внимания.

Мама пятиклассника Алина рассказывает, что на начало пандемии перевела своего сына на домашнее обучение, а затем в дистанционную школу. Впрочем, уже в следующем году мальчик вернулся в обычную школу.

По словам мамы, ребенку не подошел формат онлайн-уроков. По ее мнению “в видео уроках хватало примеров для лучшего объяснения темы и отработки материала, многое оставалось ребенку непонятным”.

Правда, добавляет Алина, ее сын учился на экстернате, а в этом формате консультации с учителем не предусмотрены.

Кроме того, как отмечает учительница Лидия Насонова, “дети младшего школьного возраста нуждаются присутствии учителя, у них есть большая потребность в общении и игре, им труднее организовать себя во время дистанционного обучения”.

Она также добавляет, что школа – это не только заведение, где дети получают академические знания, но и место, где они общаются, попадают в первые сложные жизненные ситуации и учатся их решать.

Что дальше

Хотя пандемия, как лакмусовая бумажка, обнаружила слабые места в системе школьного образования, она принесла и положительные изменения, уверены учителя.

Одной из них является запуск Всеукраинской школы онлайн, которая весной 2020 работала в телевизионном формате, а с осени перешла на специальную платформу. Доступ к качественным уроков получили десятки тысяч учеников и учителей из всех регионов Украины, в частности с неподконтрольных территорий Донбасса и из-за рубежа.

“Педагоги начали использовать приемы дистанционного и онлайн обучение, теперь мы пытаемся синтезировать элементы и оффлайн, и онлайн в школе”, – объясняет Артур Пройдаков.

По его мнению, сейчас происходит переходный период, приходит осознание того, что сила обучения как раз и заключается в сочетании глазного и дистанционного форматов.

Учитель добавляет, что пандемия стимулировала навыки самостоятельной работы у детей, многим старшеклассникам она помогла улучшить мотивацию и самоорганизации.

По словам Елены Кузьменко, теперь уже никто не ставит под сомнение необходимость альтернативных форм обучения. Она уверена, что будущее – именно за дистанционным образованием, когда начальная школа будет устроена в смешанной форме, а средняя и старшая – полностью онлайн.

Учителя же как дистанционных школ, так и дневных уверены, что главное не то, какой будет форма обучения, а то, чтобы оно было качественным, а у детей был выбор.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-10-14