Темные облака «большой войны» между Россией и Украиной возвращаются в медиапространство через полгода после того, как весной россияне сосредоточили у украинских границ и в Крыму более 100 тысяч своих войск.
Соцсети и западные СМИ снова пишут, что российские эшелоны двинулись «на Запад».
BBC News Украина поговорила с командующим Объединенными силами ВСУ генерал-лейтенантом Сергеем Наевым о том, какие подразделения российская армия стянула к Украине, действительно ли была угроза вторжения России весной этого года и возвращается ли она сейчас.
По словам Наева, создания ударных группировок российских войск у украинских границ сейчас не наблюдается.
Весной этого года Россия стянула в Украину 22 батальонно-тактические группы — это 16,7 тысячи военных в дополнение к тем подразделениям, которые были у украинских границ с 2014 года.
«Максимально вокруг Украины, а также во временно оккупированном Крыму было 105-110 тысяч российских военнослужащих», – рассказывает Сергей Наев о весне 2021 года.
«Это с учетом сил российско-оккупационных войск на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей – 1-го и 2-го армейских корпусов 8-й армии России», – добавляет он.
8-я общевойсковая армия Южного военного округа РФ – кадровое подразделение российской армии, которое расформировали в 1990-х и заново создали в 2017 году в Ростовской области.
В Минобороны утверждают, что именно эта армия руководит «народными милициями» так называемых «ДНР» и «ЛНР» и обеспечивает пророссийские силы офицерами и техникой.
В Кремле это отрицают, а задачей новой армии называют «безопасность России на стратегическом юго-западном направлении».
Как говорит Сергей Наев, весной Россия собрала 100 тысяч военных у украинских границ для «шантажа с помощью вооруженных сил» — чтобы давить на украинских политиков и продемонстрировать готовность к активным действиям.
«Не исключаем, что российские войска под видом внеплановой проверки боевой готовности отрабатывали вопросы перегруппировки, развертывания системы управления войсками, формирования ударных группировок и ведения наступательной операции против Украины», — считает он.
Но для полномасштабной войны против всей украинской армии даже тех сил было явно мало — численность ВСУ превышает 200 тысяч военнослужащих.
В мае российская армия начала постепенно возвращать собранные подразделения в их пункты постоянной дислокации.
«Они отошли, но оставили определенное количество – от 20 батальонно-тактических групп сначала до девяти – сейчас. То есть полностью не отвели все» – отмечает Наев.
Батальонно-тактические группы – подразделения численностью 600-800 бойцов, которые способны самостоятельно выполнять боевые задачи.
Снова наращивание сил?
Как и весной этого года, в российских соцсетях снова активно распространяют видео перемещения российской техники.
Сообщения о якобы новой переброске российских войск в украинские границы начали появляться в российских соцсетях, а затем и в медиа после 26 октября.
Тогда украинская армия впервые задействовала на Донбассе «Байрактар» в качестве ударного дрона против батареи гаубиц Д-30 пророссийских сил.
В последующие дни в соцсетях начали публиковать видео о перемещении военной техники.
«От подписчиков – эшелон идет на запад. Центральный федеральный округ России», – так подписал 28 октября российский журналист Юрий Котенок видео с танками, перевозившими по железной дороге.
На других Telegram-каналах показали движение колонны оперативно-тактических комплексов «Искандер», по всей вероятности, под Брянском, что сравнительно недалеко от Украины.
А 30 октября вышла статья Washington Post о том, что неназванные официальные источники в США и Европе обеспокоены новым развертыванием российских войск у украинских границ.
Собеседники издания рассказали, что эти действия России напоминают апрельские «самые большие за последние годы» перемещение Вооруженных сил РФ в направлении Украины.
«Российские официальные лица, начиная с президента Путина, в последние месяцы обострили
свою риторику и совершают нападки на западные связи Киева и даже ставят под вопрос его суверенитет. Путин же предупредил, что любое расширение военной инфраструктуры НАТО в Украине является «красной линией» для Москвы», — пишут авторы Washington Post.
Смену риторики они также связали с боевым применением ударных дронов «Байрактаров» против пророссийских сил на Донбассе.
В то же время в Washington Post констатировали, что «остается непонятным, какие силы Россия собирает у украинской границы».
О каких именно частях идет речь
После завершения учений «Запад-2021» Минобороны России объявило о возвращении участвовавших подразделений в свои пункты постоянной дислокации в Воронежскую, Московскую, Курскскую, Ивановскую, Белгородскую, Тверскую, Смоленскую, Тамбовскую и Брянскую области. Часть этих регионов — на территории Украины и перемещение военной техники в свои ППД (пункты постоянной дислокации) по маршрутам может напоминать движение в сторону Украины.
Опрошенные Washington Post эксперты отмечают, что движение российской армии происходит в последние недели после завершения масштабных учений «Запад-2021».
Обозреватели со ссылкой на спутниковые снимки говорят, что после этих учений в свои пункты постоянной дислокации в Новосибирске не вернулись подразделения 41 общевойсковой армии России.
Но командующий Объединенными силами Наев констатирует — это как раз одно из тех подразделений, которые остаются на полигоне в Воронежской области еще с апреля.
«После учений «Запад-2021» основная часть сил и средств усиления Вооруженных сил РФ выбыли в пункты постоянной дислокации. Но в базовом лагере на полигоне «Погоново» продолжается содержание трех батальонно-тактических групп 41-й армии Центрального военного округа, в Крыму — в шесть батальонно-тактических групп из состава 58-й армии Южного военного округа и Воздушнодесантных войск ВС РФ», — объясняет генерал Наев.
По его словам, эти девять дополнительных батальонно-тактических групп – это около пяти тысяч военных.
Сейчас их активно вовлекают в боевую подготовку.
«Это практика в Вооруженных силах РФ — они проводят тактические учения на незнакомой местности с выдвижением из глубины. То есть отрабатывается переброска войск», — говорит генерал Наев.
А в Крыму из этих дополнительных сил десантников сейчас формируют новый 56-й десантно-штурмовой полк в Феодосии.
56-ю бригаду ВДВ, из которой в Крыму формируют новый полк, начали перебрасывать на аннексированный полуостров из Камышина Волгоградской области еще весной.
Эксперты Washington Post также предупреждают об активном движении 1-й гвардейской танковой армии.
По словам Сергея Наева, подразделения этой танковой армии активно участвовали в учениях «Запад-2021» на территории Беларуси.
В то же время, другое американское издание Politico 1 ноября опубликовало спутниковые снимки, как отмечается, техники этой же 1-й танковой армии в городе Ельня возле Беларуси.
А также подразделений 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии из Подмосковья — в Курской и Брянской области, уже ближе к России.
Там наблюдатели заметили танки Т-80 и самоходные артиллерийские установки.
Опрошенные Politico эксперты считают, что снимки свидетельствуют об изменении стандартных маршрутов упомянутых подразделений, в том числе 1-й гвардейской танковой армии.
Действительно ли Россия перебрасывает войска?
Центр оперативного информирования Минобороны Украины назвал распространение данных о наращивании российских группировок «элементом специальных информационно-психологических действий», а движение войск России — «плановым перемещением после завершения учений».
Генерал Наев также говорит — действительно масштабных перемещений российских военных в создание ударных групп на Украине сейчас не наблюдают.
Хотя риск «большой войны» вообще никуда не исчез с 2014 года.
Основа таких рисков, по словам Наева, – наращивание количества российских войск в Крыму (с 33 тысяч сейчас до 40-45 тысяч, запланированных до 2025 года) и «удержание оккупационных войск на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях».

«А также овладение Россией нового театра военных действий путем активизации военного сотрудничества с Республикой Беларусь и отработки единых планов применения Региональной группировки войск Союзного государства [России и Белоруссии]», — добавляет Наев.
По данным украинского генштаба, после учений «Запад-2021» российские военнослужащие в полном составе уехали из Беларуси.
Но военное присутствие там остается.
«На постоянной основе на территории Республики Беларусь продолжают находиться отдельный радиотехнический узел (Ганцевичи) и узел связи ВМФ (Вилейка) ВС РФ», – говорит Наев.
«А с сентября этого года в боевое дежурство противовоздушной обороны Беларуси вступили звено Су-30СМ (в Барановичах) и дивизион зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф» (в Гродно) из состава Вооруженных сил РФ», — добавляет он.
Ни одну из этих локаций нельзя назвать полноценной военной базой РФ в Беларуси, которая может представлять угрозу для Украины.
«Но это начало и нужно наблюдать, как будет развиваться ситуация», – предупреждает генерал Наев.
В Вооруженных силах Украины традиционно говорят, что готовы к разным вариантам развития событий и подстраиваются под изменение военной угрозы.
В целом Наев не исключает, что Россия действительно попытается вернуть Украину в сферу своего влияния силой, «при дестабилизации и ослаблении центральной власти» в Киеве.
«Для этих задач РФ должна создать соответствующие группировки войск, признаки формирования которых в настоящее время нами не отмечены», — констатировал Сергей Наев.
Но предупреждает, что в ближайшей перспективе Кремль, вероятно, примет гибридные меры, «сосредотачивая усилия на поддержании управляемой нестабильной на востоке Украины, дестабилизации общественно-политической ситуации внутри нашего государства и завоевании преимущества в информпространстве».





