Экономический паспорт украинца. Чьему примеру хочет подражать Зеленскому

“Денежные средства, плата за использование наших недр, будет накапливаться на счетах детей украинцев”, – так в речи в парламенте президент Зеленский анонсировал введение экономических паспортов.

Он пояснил, что накопившиеся деньги можно будет использовать на образование в Украине или покупку жилья – после достижения совершеннолетия.

Идею о выплатах на образование и жилье Владимир Зеленский озвучивал еще во время избирательной кампании. В начале 2020 года в парламенте даже зарегистрировали соответствующий проект, в котором авторы предлагали отчислять на специальные счета несовершеннолетних в Фонде будущего 1% от продажи полезных ископаемых.

Единственным условием получения этих средств являлось постоянное проживание ребенка в Украине до 18 лет. Счета предлагалось ввести для украинцев, которые родятся с 1 января 2021 года.

Депутаты так и не начали рассмотрение этого законопроекта.

Однако его авторы указывали, откуда подсмотрели идею: “Такая система уже давно действует в Объединенных Арабских Эмиратах, где каждый араб получает от государства свой процент от продаж нефти”.

Там при рождении ребенка государство открывает счет, где скапливаются фиксированные суммы от экспорта нефти. К совершеннолетию ребенка сумма достигает около 100 тысяч долларов.

Какие еще страны практикуют “фонды будущего” и являются ли они похожими на Украину?

Эмираты, султанаты и королевства

“Фонды будущего” действуют в странах Персидского залива – и все они имеют несколько общих черт, которых у Украины нет.

Самое очевидное – эти страны являются мировыми лидерами в добыче и экспорте нефти и газа.

Нефтяные и газовые компании, которые дают львиную долю бюджетных доходов этих стран, принадлежат государству.

Фонды “будущих поколений” там являются одними из ведущих инвесторов мира, в том числе и в государственные облигации США. В их распоряжении средства в сотни миллиардов долларов, в том числе более 700 млрд долларов в ОАЭ и почти 600 млрд долларов в Кувейте.

Кроме того, эти страны похожи и большим количеством работников-мигрантов, на которых подобные льготы не распространяются, так же, как и на их детей, ведь гражданство в этих странах не определяется только местом рождения.

На неграждан “нефтяное благополучие” не распространяется.

В королевстве Саудовская Аравия есть первоначальный счет для новорожденных в 10 тысяч долларов.

Еще около 80 тысяч можно получить на жилье. Из фонда страны, где нефтяной сектор обеспечивает почти 90% доходов бюджета и от экспорта, также финансируют ряд программ для граждан с низкими доходами, выплаты на свадьбу и семью.

В эмирате Кувейт также есть первоначальный счет новорожденному на 3 тысячи долларов, который могут пополнять и родители ребенка. Кувейтский фонд “будущего” является самым старым – его основали еще в 1953 году. В него идет 10% доходов от добычи полезных ископаемых. Из этого же фонда выплачивают средства на свадьбу (240 тысяч долларов жениху), дешевые кредиты на строительство жилья (до миллиона долларов), 300 долларов в месяц неработающей жене.

Из нефтегазовых доходов обе страны также финансируют медицину и образование, при этом граждане могут лечиться и учиться не только у себя дома, но и за рубежом.

Еще одна статья расходов из подобных фондов – возможность выйти на пенсию в 49 лет.

Один из самых молодых арабских “фондов будущего” – в Катаре. Его основали в 2005, сейчас он оперирует капиталом в 320 млрд долларов.

Значительно меньший фонд в Омане – более 22 млрд долларов, но и он имеет инвестиции в около 25 стран.

В общей сложности страны Персидского залива имеют около 40% средств всех суверенных государственных фондов мира, а те оперируют суммой в 5,5 триллиона долларов.

Норвегия

Самый суверенный или государственный фонд национального благосостояния в мире имеет Норвегия. Он называется Государственным пенсионным глобальным фондом.

К началу 70-х годов ХХ века главной отраслью промышленности этой страны был лов рыбы, а сельди – главной статьей экспорта.

Однако с открытием запасов углеводов на норвежском шельфе Северного моря добыча нефти и газа стала составлять более пятой части всего ВВП страны, около трети доходов государственного бюджета и около половины экспорта.

Чтобы обезопасить экономику от “перегрева” и инфляции, а также избежать зависимости от цен на энергоносители, норвежцы создали специальный пенсионный фонд, который впоследствии стал крупнейшим суверенным инвестором в мире.

В настоящее время он инвестирует в 6000 компаний в 74 странах.

В 2017 году размер средств “нефтяного” фонда превысил 1 трлн долларов.

За тем, чтобы фонд инвестировал в “правильные” компании, следит специальный Совет по этике.

Средства норвежского Пенсионного фонда нельзя вкладывать в компании, производящие оружие, табак (запрет действует с 2009 года), вредят окружающей среде, нарушают права человека или способствуют распространению коррупции. Недавно в черном списке фонда, основанного на нефтегазовых сверхприбылях, оказались и компании, ориентирующиеся на использование выкопанного топлива.

В январе 2021 года фонд Норвегии продал весь пакет акций компаний, работающих в сфере разведки и добычи нефти. Впрочем, он и дальше владеет акциями таких компаний, как Shell, имеющих подразделения “зеленой” энергетики.

Несмотря на название средства фонда предназначены преимущественно для будущих поколений – пока норвежцы используют лишь проценты от “тела” фонда, размещенного на счете в центральном банке страны. Теоретически на начало 2021 года на каждого норвежца приходилось около 250 тысяч долларов из средств фонда, активы которого оцениваются более чем в 1,35 трлн долларов.

“Чтобы пользу от фонда извлекли как можно больше людей, в частности, и в будущем, (норвежские) политики договорились о фискальных правилах использования средств фонда, – говорится на официальном сайте. – В среднем правительство может потратить из фонда столько же, сколько ожидает получить доходов – примерно 3% в год”.

Россия

Россия, являющаяся мировым лидером по добыче газа и нефти, свои сверхприбыли от них (когда цена нефти марки Urals превышает 40 долларов за баррель) вкладывает в пенсии.

Денежные средства Фонда национального благосостояния идут на финансирование дефицита Пенсионного фонда и добровольных пенсионных накоплений граждан.

Деньги предшественников ФНД – Стабилизационного и Резервного фондов – пошли преимущественно на тушение последствий финансового кризиса 2008 года.

С этими же фондами связан кредит на 3 млрд долларов, выданный украинскому президенту Януковичу в конце 2013 года – как “плата” за отказ от евроинтеграционного курса.

А вот с детьми в России скорее связан так называемый “материнский капитал” – выплаты, производимые при рождении или усыновлении детей.

Получить “маткапитал” можно только один раз и потратить его на приобретение или строительство жилья (или паевого взноса), пенсионные накопления матери или образование.

Аляска (США)

Едва ли не единственным примером максимально прямого и широкого использования средств от продажи полезных ископаемых, в частности нефти, имеет американский штат Аляска.

С 1982 года там действует так называемый Постоянный фонд, куда идет четверть доходов от добычи нефти, и по которому выплаты получают все жители штата – нужно только прожить там больше года.

Сами выплаты, происходящие по завершению финансового года в октябре, колеблются от 300 до 2000 долларов и зависят от цен на нефть. Все жители Аляски получают одинаковую сумму, которую можно потратить на что угодно.

Швейцария

Едва ли не единственный случай, когда пыталась ввести гарантированный доход для всех пытавшаяся страна, не имеющая больших доходов от добычи углеводородов, но имеющая один из самых высоких уровней жизни, была пока неудачной.

В 2016 году в Швейцарии предложили выделять ежемесячно 625 швейцарских франков детям до 18 лет и 2500 франков всем взрослым независимо от того, работают они или нет.

Несмотря на то, что петицию об этом поддержали 100 тысяч подписантов, на референдуме за нее проголосовали менее четверти населения.

Хватит ли средств Украине?

По словам главы финансового комитета Совета Данила Гетманцева, инициаторы “экономических паспортов” рассчитывают, что в 18 лет украинец сможет рассчитывать на сумму около 10 тысяч долларов.

Средства на счета могут поступать не только от рентных платежей, говорит Гетманцев. Это могут быть и доходы от приватизации (план которой уже не первый год не выполняется), и поступления от НДС на импортные товары. Однако речь идет именно о плате за добычу полезных ископаемых из недр Украины.

Пока не совсем понятно, когда начнет действовать эта инициатива, и будет ли она касаться детей, которые родятся уже после принятия закона, или всех неполнолетних, которых сейчас в Украине более 7,5 миллиона. Это станет известно после оглашения всего текста президентского проекта.

Однако наверняка можно сказать, что Украина не только не входит в лидеры добычи нефти и газа, а на протяжении многих лет в значительной степени зависит от импорта газа, и еще больше – нефти и нефтепродуктов. Впрочем, в Украине есть другие полезные ископаемые, в частности железная руда, а газа внутренней добычи достаточно для покрытия потребностей населения.

В бюджете на 2022 год правительство заложило более 71 млрд грн доходов от ренты – около 2,5 млрд долларов по среднему прогнозируемому на следующий год курсу.

В предыдущие годы рентные поступления в бюджет были значительно меньше и не превышали 60 млрд грн. К примеру, в 2021 году доходы от недр запланированы на уровне менее 42 млрд грн. А их рост стал возможным только из-за роста мировых цен на сырье. Именно на него правительство рассчитывало, принимая и последние налоговые изменения и изменения в бюджет.

Впрочем, если цены на полезные ископаемые, прежде всего, руду и газ упадут, то и доходы от ренты будут меньше.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-12-06