Елена Курило стала лицом вторжения России в Украину. Окровавленная и перевязанная 53-летняя учительница говорит, что не может поверить в произошедшее с ней и ее родным Чугуевым.
Ее фото появилось на первых страницах газет всего мира.
Следующие несколько дней российские правительственные аккаунты в соцсетях публиковали видео, где утверждали, что Елена вообще не пострадала.
“Кстати, отличные фото, они были во всех новостях”, – говорит российский рассказчик.
Затем в видео рассказали, что позже Елену сфотографировали уже без повреждений.
“За несколько дней – вполне здорова, никакой царапины”.
BBC и Reuters подтвердили подлинность фото, поэтому это заявление не имеет никаких оснований.
Подобные дикие теории заговора – не редкость в соцсетях. Однако удивительно, что это сообщение распространил официальный правительственный аккаунт РФ – российская дипмиссия в Женеве.
Российское правительство располагает огромной сетью официальных твиттер-аккаунтов. BBC нашла более 100: от иностранных миссий или посольств с несколькими тысячами подписчиков до профилей, имеющих более миллиона подписчиков.
У президента Путина тоже есть официальная страница.
И хотя многие из этих сообщений – дезинформация, Twitter работает с ними иначе, чем с российскими государственными СМИ вроде RT или Sputnik.
28 февраля Twitter заявил, что не позволит рекламировать посты российских государственных СМИ, то есть их не будут рекомендовать к пересмотру в домашней хронике, сообщениях или другим способом. При этом Twitter подтвердил BBC, что эта политика не распространяется на правительственные аккаунты РФ.
Тим Грэм, аналитик в австралийском Центре исследования цифровых медиа QUT, считает это “лазейкой” в политике модерации Twitter, позволяющей российскому правительству распространять дезинформацию.
“Это безусловно слабое место в системе защиты Twitter от дезинформации”, – говорит он.
Грэм проанализировал 75 твиттер-профилей российского правительства, обладающих в общей сложности более 7 миллионов подписчиков. Совместно эти аккаунты получили 30 миллионов лайков, 36 миллионов ретвитов и 4 миллиона комментариев.
Он проанализировал, сколько раз каждый аккаунт ретвитнул сообщения других 74 профилей в течение часа. Оказалось, что кремлевская сеть аккаунтов работает очень слаженно для увеличения трафика. Эту практику иногда называют “астротурфингом” – когда владелец нескольких аккаунтов использует контролируемые им профили для распространения контента и увеличения охвата.
“Действует скоординированная сеть ретвитов”, – говорит Грэм.
“Если бы эти профили не делились информацией одновременно, это был бы просто набор несвязанных между собой точек. Пока очень ясно видно, как эти аккаунты ретветят друг друга”.
“Для них это инструмент продвижения необходимого контента, и им это сходит с рук”, – говорит он.
Правила Twitter не позволяют искусственно усиливать контент с помощью скоординированных действий нескольких аккаунтов.
Но правила модерации для разных аккаунтов – разные, и правительственные профили имеют больше свободы. Однако когда речь идет о скоординированном поведении, никаких исключений нет, сообщает компания на своем сайте.
ВВС разместила исследование Грэма в твиттере, но соцсеть пока не отреагировала на его выводы.
ВВС также обратилась в посольство России в Великобритании с вопросом о том, что официальные российские твиттер-аккаунты ведут себя скоординированно и многие из них распространяют дезинформацию. Ответа BBC не получила.
10 марта посольство сообщило в твиттере, что бомбардировка роддома в Мариуполе была сфальсифицирована, а женщины, изображенные на месте происшествия, – актрисы.
Там также разместили фото беременной женщины, которую несут на носилках, с надписью “Фэйк”. Однако через несколько дней стало известно, что и она, и ее ребенок умерли.
Twitter удалил несколько сообщений с надписью “Фэйк” после того, как ВВС заметила их. Однако российские правительственные аккаунты до сих пор содержат немало дезинформации.
Необоснованное заявление о том, что Елена Курило действительно не пострадала, не удалили. Ее распространили более 20 отдельных российских правительственных профилей.
Фейковые заявления о том, что у Украины есть биологическое оружие, которые распространили российские официальные сайты, также не удалили, как и заявления о химической атаке, которую готовят украинцы.
Проблема Twitter в том, что доказать ложность контента во время войны – сложно.
“Война еще больше усложняет контроль над соцсетями, – считает Саввас Заннеттоу из Технологического университета Делфта в Нидерландах. – Эффективно модерировать контент невозможно… информация поступает очень быстро и отовсюду”.
А Twitter удаляет только те фейки, которые легко проверить.
Усложняют ситуацию и исключения в политике Twitter по поводу правительственных профилей.
При этом соцсеть заявила, что будет принимать дополнительные меры для обозначения аккаунтов, связанных с Кремлем.
“Мы приняли многочисленные принудительные меры по учетным записям посольств России, в частности требовали удалить некоторые твиты”, – говорится в официальном заявлении компании.
Однако Кремль пишет не только в Twitter. У него есть аккаунты в Facebook и на других площадках.
В январе 2021 года после беспорядков на Капитолийском холме Twitter заблокировал аккаунт президента США Дональда Трампа. Соцсеть опасалась, что он воспользуется ею для подстрекательства к насилию.
Поскольку официальные российские аккаунты продолжают публиковать дикую дезинформацию во время войны, вполне возможно, что Кремль получит еще одну санкцию — блокировку в Twitter.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.