“Вернуть из небытия”. Собирающие тела погибших на передовой

Свою работу Артур описывает как возвращение мертвых из небытия. У него и у Дениса, двое молодых украинцев, есть трудная задача – найти и унести тела гражданских и солдат, погибших в этой жестокой войне. Это касается всех мертвых – и россиян, и украинцев. 

Мы встретились с ними в недавно освободившемся районе на востоке Украины. Кругом обломками, заброшенные траншеи, глубокие воронки от снарядов. Им сказали, что где-то здесь, среди апокалиптического опустошения, осталось несколько тел, говорит Артур, их нужно унести.

Где-то вдалеке раздаются взрывы и звуки стрельбы. Ребята хорошо понимают, что их работа – опасна, но это оправданный риск. “Самое главное – вынести мертвых из этой страшной войны”, – говорит Артур.

Они открывают дверь белого фургона, обозначенного красным крестом и цифрой 200 – военный код для перевозки погибших бойцов. В нос бьет резкий трупный запах, страшный отвратительный аромат войны. Пол покрыт личинками от трупов, найденных раньше того дня.

Артуру и Денису сообщили, что неподалеку осталось несколько тел. Денис запускает маленький беспилотник с камерой. Ребята ищут не только тела, но и следы мин. Один из членов их команды недавно получил ранения.

Обнаружив тело, они сначала бросают крючок, чтобы перевернуть его, а уже потом приближаются. Отступая, россияне заменяли дома, инфраструктуру и даже трупы.

Накануне украинский военный инженер сказал мне, что на освобожденных территориях восточной Украины около 100 тысяч мин. Очищать их придется долго, ведь один год боев равняется примерно пяти годам разминирования, пояснил инженер.

После 20-минутной аэроразведки Артур и Денис определяют возможное место поиска. Это разбомбленное здание возле разрушенного железнодорожного пути. Они одевают каски, бронежилеты и осторожно пробираются сквозь завалы.

Внутри обрушившегося сооружения лежат обгоревшие остатки трех тел. Поначалу трудно отличить человеческие тела от сгоревших деревьев. Потихоньку Артур и Денис достают кости. Тщательно осматривают остатки, отыскивая признаки идентификации.

На этот раз возвращают не своих, а мертвых россиян. В ад войны документы не сохранились, но Артур и Денис находят почерневшую обгоревшую пряжку от российского военного ремня.

Небольшие фрагменты бронежилетов также свидетельствуют о том, что эти трое сражались за Россию. Есть несколько личных вещей, в частности, очки. Все вещи фотографируют и кладут рядом. Их вернут вместе с решками тел – осторожно поместят в мешки для трупов, которые затем погрузят в авто.

Им нужно несколько часов, чтобы выполнить эту щекотливую задачу, – восстановить каждую частицу того, что когда-то было человеческой жизнью.

Затем собранные тела доставляют в местный морг.

Достойно похоронить

Артур говорит, что испытывает почти духовное облегчение, когда обретает тело, независимо от того, чье оно.

“Мы радуемся, что тело наконец-то вернется с войны”, – говорит он.

Если это российские бойцы, “есть четкое понимание, что их обменяют на наших погибших, и наши погибшие будут похоронены в Украине”.

Артур и Денис часто провожают в последний путь солдат, вывезенных с поля боя.

За последний год они видели больше смертей, чем жизнь. Артур признает, что со временем это повлияет на их эмоциональное состояние, но добавляет: “Я понимаю, что мы делаем хорошую работу, и это меня немного мотивирует и дает веру в то, что война скоро закончится”.

Их роль показывает, что война в Украине – это не просто физическая битва. Здесь есть моральный компонент, демонстрирующий, как армия относится как к живым, так и к мертвым.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-11-18