Почему женщины во всем мире стали злее

Женщины во всем мире за последние десять лет стали злее. Об этом свидетельствует ежегодный опрос американского института общественного мнения Gallup. 

Два года назад Таша Рене стояла на кухне, как вдруг из глубины ее лёгких вырвался глубокий, темный, пустой крик. Это было странно и неожиданно.

“Я всегда легко вспыхивала”, – говорит она. Но эта эмоция отличалась от тех, что были раньше.

Был разгар пандемии, и Таша очень устала. 20 минут до этого она ходила по дому и перечисляла вслух все, что ее слило.

Но выплеснув негатив, почувствовала физическое облегчение.

С тех пор Тахша, гипнотерапевт и лайф-коуч, собирает женщин со всего мира в зуме, чтобы обсудить причины гнева, а затем выкрикивать его.

BBC проанализировала данные опроса Gallup и пришла к выводу, что последние десять лет женщины все хуже контролируют чувство злобы и раздражения.

В ежегодном опросе принимают участие более 120 тысяч человек из более 150 стран. Их, среди прочего, спрашивали об эмоциональном состоянии в течение дня.

Когда речь идет, в частности, о негативных чувствах – гневе, унынии, стрессе и беспокойстве – женщины постоянно говорят, что испытывают их чаще, чем мужчины.

Анализ BBC показал, что с 2012 года женщины чаще, чем мужчины, жалуются на грусть и беспокойство.

Однако когда доходит до гнева и стресса, разрыв с мужчинами значительно увеличивается. В 2012 году оба пола сообщали о гневе и стрессе на одинаковом уровне. Но за девять лет женщины стали более раздражительными на шесть процентных пунктов и более подвержены стрессу. И особенно это стало заметно во время пандемии.

Сару Хармон, терапевта из США, это не удивляет. В начале 2021 года она собрала группу своих пациенток среди поля и заставила их кричать.

“Я мама двух маленьких детей, которая работала дома. Это было непросто. Напряжение накапливалось и постепенно перерастало в волну ярости”, – говорит она.

Через год она снова вышла в поле, чтобы вылить накопленный негатив. “Этот крик стал вирусным”, – говорит она. О нем написал журналист с родительского чата, и на меня посыпались звонки репортеров со всего мира.

Сара считает, что уловила эмоции женщин. Это, в частности, сильное разочарование от того, что бремя пандемии непропорционально легло на их плечи.

Опрос Института фискальных исследований 2020 года среди почти 5 тысяч родителей, находящихся в гетеросексуальных отношениях в Англии, показал, что во время карантина матери взяли на себя больше домашних обязанностей, чем родители. Поэтому они сократили свой рабочий день. Так было даже у тех, что были главными кормилицами в семье.

В некоторых странах разница среди женщин и мужчин, которые говорят, что испытывают гнев, значительно выше, чем в среднем по миру.

В Камбодже разрыв составил 17 процентных пунктов в 2021 году, а в Индии и Пакистане – 12.

Психиатр доктор Лакшми Виджаякумар считает, что это, в частности, является результатом прогресса: все больше женщин в этих странах получают образование, работу и становятся экономически независимыми.

“Дисонанс между патриархальной системой дома и эмансипацией вне дома вызывает раздражение”.

Каждую пятницу вечером в Индии можно увидеть эту динамику в действии.

“Мужчины отдыхают, идут в кафе, курят. А женщины спешат на автобус или электричку и думают, что приготовить на ужин”.

Раньше, по ее словам, считалось неуместным, когда женщины говорили о своем раздражении, но ситуация меняется. “Появилось больше возможностей выражать свои эмоции, потому и гнева стало больше”.

Также сказалась пандемия.

Прогнозируют, что в этом году количество работающих женщин в 169 странах будет ниже уровня 2019 года.

“Наш рынок труда разделен по признаку пола”, — говорит писательница-феминистка из США Сорая Чемали, написавшая о гневе в своей книге “Горят ей подходит”.

Выгорание, связанное с пандемией, в большинстве своем фиксируют в отраслях, где доминируют женщины, например, в сфере ухода.

“Это плохо оплачиваемая псевдоматеринская работа. Такие работницы имеют высокий уровень подавленной злобы. Во многом это связано с тем, что от них ожидают неутомимой работы без каких-либо законных ограничений. Подобная динамика часто наблюдается в гетеросексуальном браке”, — говорит писательница.

В США много написано о тяжести пандемии, которая легла на женщин, но результаты опроса Gallup World Poll не показали, что женщины там страдают от гнева больше, чем мужчины.

“Женщины в США очень стесняются проявлять гнев”, – объясняет Сорая Чемали.

Важным фактором является то, что американские женщины говорят о более высоких уровнях стресса и уныния, чем мужчины.

Такая же картина и в других странах. В Бразилии, Уругвае, Перу, на Кипре и в Греции гораздо больше женщин, чем мужчин, заявили о стрессовом состоянии. В Бразилии почти шесть из десяти женщин говорят, что большую часть дня страдают от стресса, в то время как среди мужчин этот показатель составляет четыре из десяти.

Однако Тахша Рене считает, что многие женщины в США и других странах теперь достигли такого состояния, когда могут сказать: “Довольно!”

“В определенном смысле это способствует изменениям. И они используют для этого свой гнев”, – говорит она.

“Ярость и гнев нужны, – соглашается Джинетт Аскона из “ООН-женщины”, – Иногда, чтобы привести себя в тонус и заставить людей обратить на вас внимание и выслушать”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-12-12