Украинские военные на передовой на Донбассе рассказали BBC, что россияне “учатся каждый день и меняют свою стратегию”, и продолжают завоевывать позиции вокруг города Бахмут, за который идет ожесточенная борьба. В то же время украинцы настаивают, что их моральный дух остается на высоте, несмотря на все большее истощение почти года войны.
В комнату забежали два украинских солдата, с красными от адреналина лицами – они только приехали непосредственно с безумно активной линии фронта дальше на юг. Глядя на гигантскую карту во временном штабе своей бригады, они тыкали в места, где российские войска продвигались вперед к ключевой дороге.
“Они были примерно в 400 метрах от нас, через поле прямо здесь. Мы держимся, но становится все труднее”, – говорит сержант Денис Кальчук из добровольческого батальона “Днепр-1”. Он рассказал, что российская пехота, истребители и артиллерия действуют вокруг Бахмута с растущей координацией и эффективностью.
“Хуже всего – это самолеты. Их не слышно, пока не станет слишком поздно. То же самое с танками. Артиллерия проще – по крайней мере, есть секунда-две [чтобы прыгнуть в укрытие] после того, как услышишь, что они приближаются”, – говорит сержант Кальчук.
Оценить общее состояние конфликта в Донбассе крайне сложно. Попасть туда сложно и опасно, а десятки разных украинских батальонов и бригад работают над отдельными задачами в секретности, разбросанные вдоль сотен километров линии быстро меняющейся линии фронта.
Украинские военные говорят, что россияне действуют вокруг Бахмута с растущей координацией и эффективностью.
Но после нескольких недель путешествий по региону и более десятка записанных интервью и откровенных разговоров не под запись с широким кругом украинских солдат я смог обрисовать для себя общую картину.
В течение недель подавляющую часть боевых действий вокруг Бахмута вела печально известная российская группа наемников ЧВК “Вагнер”, понесшая огромные потери, совершая почти самоубийственные массовые пехотные атаки на меньшие города, такие как Соледар. Но в последние дни, по словам некоторых украинских солдат, более заметную роль стала играть регулярная армия России, дающая заметный эффект.
“Нам сейчас очень тяжело. Мы понимаем, что Россия ежедневно учится и меняет свою стратегию. И я считаю, что нам нужно учиться быстрее”, – говорит Дмитрий Подворчанский, руководитель разведывательной группы “Днепр-1”.
Он и другие военные говорят о том, что хорошо оснащенные регулярные российские силы теперь гораздо лучше размещают и прячут свои склады боеприпасов и более эффективно нацеливаются на украинские логистические маршруты. Как следствие, они продолжают занимать позиции вокруг Бахмута и угрожают еще одному потенциально важному городу – Угледару.
Но пока нет никаких признаков того, что российские войска готовы совершить стратегически важный прорыв. Один из старших командиров сказал, что западные поставки помогают уравновесить силы в артиллерии, и что западные танки в скором времени могут склонить чашу весов в пользу Украины.
И хотя многие украинские военные страдают от истощения после месяцев конфликта, моральный дух в целом, как выглядит, держится на высоте.
“Были случаи, когда [украинские] подразделения не очень хотели воевать, а также разногласия [по тактике]”, – признал один украинский военный, который захотел сохранить анонимность.
Другие рассказали о травме, которую они получили, когда видели, как погибают их друзья, о подразделениях, понесших огромное количество потерь, и о психологическом влиянии боев среди такого количества несобранных трупов российских солдат.
Один солдат, говоря об опасениях новой русской мобилизации и огромной численности врага, сказал, что боится, что “Россия нас перемолет”. Но большинство военнослужащих, которых мы встретили, отвергают такие мысли, списывают их на истощение и вообще хвалят своих командиров за то, что они дали им время отдохнуть.
Одна из теорий, которая все чаще звучит в контексте боев за Бахмут, состоит в том, что линию фронта здесь остаются держать относительно слабые и неопытные подразделения, в то время как сильнейшие силы армии перемещаются в другие места перед ожидаемой украинской контратакой или контратаками.
Место столь потенциальных наступлений остается предметом спекуляций среди украинских военных. Некоторые ожидают наступления дальше на север, в Луганскую область, тогда как другие думают о наступлении на юг в направлении Мелитополя, чтобы изолировать и создать угрозу русским войскам на Крымском полуострове и вокруг него.
Один опытный офицер сказал, что, по его мнению, Россия стремится выровнять свою линию фронта, захватить еще несколько кусков Донбасса, а затем объявить “миссию выполненной” и подтолкнуть Украину к мирным переговорам.
Он уверен, что Украина никогда на это не согласится, но предупредил, что военным понадобятся западные истребители, чтобы прорвать оборону России, особенно на юге страны.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.