Почему Южная Корея хочет ядерное оружие

В частной комнате ресторана в Сеуле на тайный обед собралась группа южнокорейцев. Среди них – политики, ученые и военные, лица некоторых из них нельзя раскрывать из соображений безопасности. И собрались они не просто пообедать, а провести заседание недавно созданного Форума по ядерной стратегии, у которого очень амбициозная программа – определить, как Южная Корея может разработать ядерное оружие. 

Когда-то это была маргинальная идея, но за последние месяцы она стала мейнстримом. Даже президент Южной Кореи Юн Сок Йоль поднял этот вопрос во время совещания по безопасности, что стало беспрецедентным событием за последнее время.

Газетные полосы трубят об этой идее почти каждый день, и ее поддерживают целых три четверти общественности. Беспокойство у жителей Южной Кореи вызывает их северный сосед, имеющий ядерное оружие, и в среду Юн Сок Йоль направился в Белый дом, рассчитывая привлечься поддержкой президента Джо Байдена.

Южная Корея в 1970-х годах уже заигрывала с идеей разработки ядерного оружия – тогда она вела секретную программу. Но когда об этом узнали Соединенные Штаты, они выдвинули ультиматум: либо Сеул продолжает программу, либо будут его защищать США со всей мощностью своего ядерного арсенала. Сеул избрал поддержку США, и по сей день на Корейском полуострове остаются десятки тысяч американских военных.

С этого времени геополитическая ситуация кардинально изменилась. Северная Корея создает все более совершенное ядерное оружие, которое может достичь территории США, и это заставляет южнокорейцев сомневаться, станет ли Вашингтон в защиту Южной Кореи.

Они обдумывают такой сценарий: воинственный Ким Чен Ын атакует Южную Корею, заставляя США вмешаться в конфликт. Тогда Ким угрожает взорвать ядерную бомбу над материковой частью США, если они будут продолжать войну. Что сделает Вашингтон? Рисковать ли он превратить Сан-Франциско в руины ради спасения Сеула? Скорее всего, нет – к такому выводу пришли участники тайной обеденной встречи.

“Иррационально думать, что другая страна должна нас защищать. Это наша проблема и наша ответственность”, – говорит Чой Чжи Йон, участник форума и член правящей партии Южной Кореи “Сила народа”.

Члены нового Форума ядерной политики Южной Кореи хотят, чтобы страна стала ядерной

Глава форума, академик Чонг Сон Чанг, представил план, который они предлагают. В следующий раз, когда КНДР опробует ядерное оружие, Сеул выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Если в течение шести месяцев Ким не согласится обсудить отказ от части своего оружия, Сеул начнет строить собственное. Чонг утверждает, что это уменьшит вероятность ядерной войны на Корейском полуострове, поскольку Ким будет менее склонен к нападению, зная, что Юг может нанести ответный удар.

В то же время, Дженни Таун из американского аналитического центра 38 North отрицает предположение, что ядерное оружие Южной Кореи поможет сдержать Северное.

“Большее количество ядерного оружия не обезопасит мир от использования ядерного оружия, – говорит она, – Для примера можно взглянуть на Индию и Пакистан. Наличие ядерного оружия дало им обоим зеленый свет для того, чтобы пойти еще дальше”.

Ядерная Южная Корея – совсем не то, чего хочет Вашингтон. Однако Америка несет свою долю ответственности за развитие событий. В 2016 году тогдашний президент Дональд Трамп обвинил Южную Корею в безвозмездном использовании американских войск. Он угрожал, что заставит Сеул заплатить за войска, расположенные на его территории, иначе он их отзовет. Страх, который эти слова внушали людям, со временем не уменьшился. Все больше южнокорейцев, четко осознающих, что обещаниям Америки можно верить только ее следующему лидеру, теперь выступают за создание бомбы.

В один из воскресных дней в сауне в Сеуле также обсуждали ядерное оружие. И хотя обсуждение этого вопроса в такой обстановке может показаться странным, сегодня в Корее ядерное оружие практически стало предметом светских разговоров.

“США не собираются использовать свое ядерное оружие, чтобы защищать нас, поэтому мы должны контролировать нашу собственную оборону”, – сказал 31-летний Ку Сон Вук. Он служил в армии в 2010 году во время большого кризиса, когда Северная Корея обстреляла южнокорейский остров, убив четырех человек.

“Было ощущение тотальной чрезвычайной ситуации. Военные звонили родителям и писали завещания”, – вспоминает он.

Теперь его волнует не только Северная Корея, но и Китай: “Мы окружены этими великими державами и ходим по тонкому кризису возле них. Чтобы быть конкурентоспособными, нам нужно обладать ядерным оружием”.

Почти все в сауне с ним согласились – даже 82-летняя Хонг Ин Су. Она была ребенком во время Корейской войны в 1950-х годах, и в целом была против ядерного оружия, однако неохотно пришла к выводу, что оно является необходимым злом: “Другие страны разрабатывают свою, поэтому я не понимаю, как мы можем продолжать жить без нее. Мир меняется”.

Другая женщина сомневалась, будут ли США защищать Южную Корею, и сказала, что “лучше иметь ядерное оружие на всякий случай”, а еще одна волновалась, что отношения Сеула с США могут измениться в любой момент.

Сейчас Вашингтон пытается заверить своего союзника в своей железной приверженности обороне Южной Кореи. В апреле США разместили гигантский атомный авианосец в южном порту Пусана. Но, к сожалению, для американских политиков, такие успокаивающие жесты больше не работают.

Политики Сеула начали беспокоиться по поводу того, что они не знают, что именно может побудить президента США нажать ядерную кнопку от их имени. На сегодня Байден не обязан даже сообщать Юне, прежде чем это сделать.

“По меньшей мере, нужно договориться об обязательном телефонном звонке, если будет понятно, что президент США примет такое решение”, – говорит Дженни Таун.

Ян Ук, аналитик по обороне из Сеульского института Асан, присутствовал, когда президент Юн сделал свое заявление относительно ядерного оружия Южной Кореи. Он говорит, что Юн таким образом косвенно давил на США.

“США очень неохотно обсуждают свою ядерную политику с Южной Кореей, но если на полуострове начнется ядерная война, мы пострадаем больше всего”, – говорит он.

Сеул настаивает на том, чтобы активно участвовать в вопросах, связанных с использованием ядерного оружия. Это может предполагать размещение ядерного оружия США в Южной Корее или договоренность о распределении ядерного оружия, подобная существующему в Европе, чтобы Южная Корея могла использовать американское оружие в случае войны. Менее радикальным вариантом может служить создание общей группы ядерного планирования.

Разработка ядерного оружия – это очень серьезный шаг. Действующий международный порядок построен на нераспространении ядерного оружия, и те, кто угрожает этому порядку, как Иран и Северная Корея, платят высокую цену. Аналитики говорят, что южнокорейская общественность, по всей вероятности, не подумала о последствиях.

США могут отказаться от своих обязательств по обороне, Китай может жестоко отомстить, введя санкции в отношении Южной Кореи, а сама их страна может оказаться изолированным, еще одним государством-изгоем, а его международная репутация может быть разрушена.

Людей в сауне, похоже, эти сценарии не очень беспокоили. Лишь одна женщина признала, что если наличие ядерного оружия будет означать, что Южная Корея станет “осью зла”, то, вероятно, не стоит этого делать.

Но это вряд ли произойдет. Южная Корея слишком стратегически и экономически важна, чтобы изолировать ее как Северную Корею. Большинство аналитиков даже не верят, что США разорвут их военный альянс, продолжавшийся десятилетиями. Обеспокоенность же заключается в том, что потенциальное ядерное вооружение Южной Кореи нарушит договор о нераспространении, и это заставит другие страны последовать этому примеру.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-04-28