“При попадании это будет одна братская могила”. Пять вопросов об укрытиях в Киеве

Когда в ноябре 2022 года жительница дома в Киеве выгнала незнакомца из укрытия, тот опубликовал видео конфликта в соцсети. Эту запись увидели правозащитники и решили исследовать состояние укрытий в Украине. 

Тогда волонтеры Группы общественного мониторинга ОЗОН проверили 96 укрытий в Киеве и не смогли найти треть из них по адресам, где они должны быть. Только половина из проверенных была открыта или на месте был комендант с ключами.

Когда 1 июня 2023 года возле замкнутого укрытия в Киеве погибли две женщины и ребенок, суд арестовал охранника поликлиники и посадил под домашний арест руководство.

После трагедии чиновники массово отправились на проверки, чтобы получить те же результаты, что и волонтеры раньше: укрытия со свободным доступом составляют менее половины, а в надлежащем состоянии – еще меньше.

Разбирались, как изменить ситуацию и добиться, чтобы укрытие у вас было готово принимать людей.

1. Где я имею право спрятаться во время тревоги?

Ответ на этот вопрос есть в статье 32 Кодекса гражданской защиты Украины. Там написано, что население может укрываться в защитных сооружениях гражданской защиты, простейших укрытиях и сооружениях двойного назначения.

Это могут быть, например, подвалы жилых домов или подземные паркинги, хотя не какие угодно. Закон гарантирует вам право на укрытие только в помещениях, принадлежащих к фонду защитных сооружений гражданской защиты.

Если читать только нормативные документы, то в идеале ситуация с укрытиями выглядит так: когда раздается сигнал тревоги, то все спокойно идут в укрытие, расположенное не дальше 500 метров, и там всем хватит места.

На входе людей, в теории, встречает комендант и приглашает в чистое помещение, где можно сесть или лечь. А родители с колясками заезжают по пандусам и знают, что дети смогут сходить в укрытие в туалет, если тревога затянется.

Но в реальности киевляне становятся перед выбором: провести несколько часов в грязном холодном помещении с одним выходом, бежать в метро или укрыться дома между двумя стенами.

На втором году полномасштабной войны гражданское и военное руководство Киева заявило, что половина укрытий города не готова

“Укрытие совсем непригодно, потому что затопленное, ничем не оборудованное, не снабжено вентиляцией, запасные выходы и отсутствует туалет!!!” – пишет в начале июня пользовательница фейсбук Елена Миргородская в комментариях на странице Святошинской РГА. И добавляет адрес: улица семьи Стешенко, 3, первый подъезд.

Пользователь Наталья Щитко рассказывает о такой же проблеме, но на странице администрации Дарницы.

«Советую посмотреть укрытие […] во дворе домов Привокзальная, 14. […] Подвалы […] с теплотрубами и одним только входом (при попадании – это будет братская могила). Поэтому люди из всех окрестных домов во время тревоги остаются в квартирах”.

На что администрация района публикует ответ: Укрытие по адресу ул. Привокзальная, 14 работает”.

2. Какие помещения являются “защитными сооружениями гражданской защиты”?

Закон говорит, что фонд защитных сооружений гражданской защиты создает власть и управляющие помещений (балансодержатели).

Список укрытий в фонде не является постоянным: туда можно подать помещения, которые только обустроили как укрытие, или убрать оттуда те, состояние которых уже не соответствует требованиям.

Адреса есть на онлайн карте от КГГА, а со 2 июня появились и в оффлайн-версии приложения “Киев цифровой”. Чтобы ею воспользоваться, нужно обновить версию, однажды открыть карту онлайн и добавить ее в опции быстрого доступа.

На местности каждое укрытие фонда должно быть обозначено табличкой с надписью.

Но действительно бывает, что карта от КГГА существует отдельно от реальной жизни: люди приходят в адреса и не находят там укрытий.

Например, пользовательница Марина Березюк 3 июня спрашивает на странице Голосеевской администрации, почему на официальной карте указано укрытие по адресу Метрологическая, 1: “Там того общежития уже несколько лет нет”.

Действительно, украинские СМИ писали о сносе этого общежития в январе 2022 года – за полтора месяца до полномасштабного вторжения. В момент публикации этого материала на карте от КГГА уже нет укрытия по такому адресу.

3. Почему наше укрытие всегда закрыто?

Во второй год полномасштабной войны с Россией многие киевляне наработали собственные алгоритмы действий во время воздушной тревоги: кто-то мониторит сообщения о типе угрозы в телеграмм-каналах, а кто-то сразу стелит постель в коридоре.

Многие рассказывают BBC Украина, что перестали рассматривать укрытие как опцию, потому что там всегда закрыто.

В апреле представитель исполнительного гражданского органа Киева – КГГА – Роман Ткачук на брифинге по состоянию укрытий настаивал, что хранилища должны быть закрыты, когда нет воздушной тревоги.

“Очень много работы вложено для обустройства, есть угроза, что это станет местом сбора бездомных или наркоманов”, – аргументировал он тогда.

После обстрела столицы российскими кинжалами 16 мая Сергей Попко, глава военной администрации города – КМВА, подчеркнул, что в случае воздушной тревоги владелец укрытия обязан открыть, если этот объект входит в фонд защитных сооружений.

Но после трагедии под запертой дверью 1 июня власти столицы – и мэр и глава КГГА Виталий Кличко, и глава КМВА Сергей Попко, и подчиняющиеся им чиновники заговорили в один голос: доступ ко всем укрытиям фонда должен быть круглосуточным.

До трагедии 1 июня эта дверь до укрытия в Соломенском районе всегда была закрыта на замок не во время тревоги. 4 мая их несколько приоткрыли, на следующий день они впервые были широко открыты.

Что говорят об этом официальные документы? Использование фонда защитных сооружений регламентирует приказ министерства внутренних дел №579 от 9 июля 2018 года. В нем сказано, что укрытие должно было открыть после введения военного положения.

Приказ предусматривает, что в особый период балансодержатель должен заранее подготовить сооружения к использованию.

Одним из этапов подготовки является: “открыть все входы для приема населения, подлежащего укрытию”.

В июле 2022 года МВД дополнило эту главу абзацем об обязанностях во время военного положения.

“В случае введения в Украине или ее отдельных местностях правового режима военного положения первоочередные меры по приведению в готовность хранилищ должны быть направлены на обеспечение возможности их использования для укрытия населения от обычных средств поражения”.

4. Что делать, если укрытие закрыто во время воздушной тревоги?

Киевские чиновники признавали эту проблему и к трагедии в Деснянском районе и призвали жителей оставлять жалобы. Правда, называли небольшое количество жалоб: Роман Ткачук из КГГА сообщал, что за первый год войны получил “единицы” таких обращений, а за третью неделю мая 2023 года – два десятка.

После трагедии первого июня КГГА, КГГА и районные администрации призвали горожан звонить на номера 15-51 и 101, чтобы спасатели “Киевской службы спасения” под наблюдением полиции открыли укрытие.

Тогда же возможность пожаловаться появилась и в приложении “Киев цифровой”.

В момент публикации этого текста в разделе частых вопросов в приложении есть и совет звонить на 101 или 102, если укрытие закрыто во время воздушной тревоги.

На брифинге Ткачук пообещал, что в таких случаях аварийно-спасательные службы приедут и срежут замок, “даже если это частная форма собственности”.

Домашнее укрытие между двух стен – самое популярное хранилище для киевлян, не имеющих доступа к обустроенным защитным сооружениям.

На самом же деле киевляне не первый месяц рассказывают о том, как не смогли попасть к укрытию во время тревоги: в соцсетях и лично можно услышать много историй о том, как дверь была заперта или как людей не пустили.

“Однажды столкнулись с тем, что в укрытие не пускали во время тревоги, показывая А4 лист – будь то вывод, или паспорт укрытия, в котором указано количество мест в укрытии – 50, в нем были именно дети и вроде бы уже больше 50,” – рассказывает пользователь Валентин Литвинов на странице Днепровской РГА в начале июня.

На что администрация ему отвечает: “В укрытие Днепровского района пускают всех граждан в круглосуточном режиме”.

5. Как превратить наш подвал в укрытие?

Но пока большинство киевлян требуют от власти навести порядок с укрытиями, меньшинство делится опытом собственных решений.

Например, пользовательница Марина Максименко в дискуссии на странице журналиста Константина Андриюка рассказывает, как ОСМД обустроило подвал в одном из подъездов: “Провели воду, сделали вентиляцию, собрали мебель, купили генератор. Не салон, но прилично. Берите в свои руки – это вопрос жизни”.

А пользователь Ирина Диордица на странице Деснянской РГА описывает возможное решение проблемы с ключами: “Люди, постоянно ходящие в укрытие, имеют ключ – их несколько, чтобы не возникало вопросов, где тот, кто с ключами…”

Работница коммунального предприятия проходит мимо укрытия в Киеве.

Ответственность за доступ к укрытиям и их состояние несут те, кто ими управляют – балансодержатели.

КГГА советует ставить помещения, которые могли быть укрытиями, на учет в фонд защитных сооружений. Тогда эта площадь становится доступна для всех, а управляющий (балансодержатель) берет на себя обязанности ухаживать за помещением и обеспечивать доступ.

В Киеве есть много подземного пространства в частной собственности, которое могло бы служить укрытием, – отмечал Олег Стоволос из ГСЧС. Но, по его словам, частные владельцы не спешат заносить свои помещения в фонд.

“Частники не хотят ставить на учет и не хотят проводить какие-либо работы, поэтому мы должны об этом говорить, подчеркивать, что мы живем в условиях войны, и это нужно – люди должны где-то прятаться”, – рассказывал чиновник.

Киевляне, которые в начале июня начали выяснять порядок постановки укрытий на учет, удивляются, сколько расходов и ответственности они должны взять на себя на общественных началах.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-06-13