Не слишком ли старые некоторые политики, чтобы управлять?

tramp

Оба главных кандидата на предстоящих президентских выборах в США давно перешли тот возраст, в котором обычно выходят на пенсию. Поэтому не последний вопрос, который волнует избирателей, — стоит ли волноваться из-за почтенного возраста политиков. 

Полин Ньюман, которой сейчас 96 лет, занимает пожизненный пост федерального судьи США. Она хочет продолжать работать, но ей приходится судиться с коллегами, стремящимися отправить ее на пенсию.

В США ведутся острые дебаты о том, может ли человек быть слишком старым, чтобы управлять страной.

Главные кандидаты на выборах в США в 2024 году – Джо Байден и Дональд Трамп. Первый, в свои 80 лет, более чем вдвое старше среднестатистического американца.

Второй, в свои 77, более десяти лет превысил общий пенсионный возраст в США.

Кроме дискуссий о том, что геронтократии – общества, которыми руководят пожилые люди – как правило, не представляют свое население, есть и другие проблемы.

Самая главная из них – умственная пригодность. Нейробиология и психология предполагают, что возраст очень по-разному влияет на когнитивные показатели разных людей. И потому сложно однозначно сказать, может ли человек быть слишком старым, чтобы быть лидером.

Если некоторые навыки с возрастом слабеют, другие совершенствуются. Некоторые в почтенном возрасте могут похвастаться остротой ума молодого человека.

Итак, в каком возрасте человек может быть слишком стар, чтобы управлять другими — вопрос ли вообще неправильный?

Как возраст оказывает влияние на мозг?

Объем мозга со временем уменьшается. У здоровых людей больше теряет с возрастом префронтальная кора. Она уменьшается примерно на 5% за десятилетие.

Этот участок – своеобразный «дирижер» мозга, выполняющий сложную руководящую функцию, сочетая когнитивные процессы в других частях.

Она играет ключевую роль в вопросе лидерских способностей, потому что она вовлечена в такие процессы, как решение проблем, постановка целей и контроль импульсов.

Руководящая функция постепенно снижается в течение 30 лет и ускоряется после 70 лет. Так называемая «болезнь белого вещества» – разные состояния, вызванные повреждением белого вещества мозга, – также снижает руководящую функцию.

Она поражает примерно треть людей в возрасте 65 лет и старше. Руководящая дисфункция может проявляться в пониженном контроле импульсов и более частом повторении мыслей и поведения.

У многих людей старше 65 лет есть определенные нарушения руководящей функции.

«Я думаю, что 65 лет – это точка перехода», – говорит Марк Фишер, руководитель Центра нейрополитологии Калифорнийского университета в Ирвайне.

В этом возрасте происходят и другие структурные изменения в мозге. Одно американское исследование показало, что скорость обработки информации снижается примерно с 60 лет.

В США используют этот очень примерный порог в 65 лет, так как общая ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет там 76 лет.

Однако он может быть другим в странах, где продолжительность жизни и система здравоохранения заметно отличается. Раса, пол и другие критерии могут сильно влиять на этот показатель.

Например, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в США – 73 года.

Это меньше, чем в других развитых странах, но гораздо больше, чем, например, в Камеруне, где ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляет всего 60 лет. А президента страны 90-летнего Пола Бия считают самым старым государственным лидером в мире.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – неточная цифра, на нее могут влиять многие факторы.

80-летний американец может рассчитывать прожить еще десять лет. Таким образом, нет жесткого правила, когда у того или иного человека начнет ухудшаться руководящая функция – особенно если учесть, что у всех нас разные способности изначально.

У кого как

Фишер объясняет, что средние показатели в целом малоинформативны.

«Лучше всего определить состояние руководящей функции мозга можно было бы с помощью тестов, ведь в том, как работает мозг у разных людей, существуют большие отличия», — говорит Фишер.

На это влияют, например, сопутствующие заболевания, такие как болезни сердца, высокий уровень холестерина и гипертония (высокое кровяное давление).

И хотя старение не всегда сопровождается болезнями, оно повышает их риск.

По словам Фишера, «гипертония, пожалуй, вместе с самим старением является самым важным и наиболее влиятельным фактором на старение мозга в целом и его руководящую функцию в отдельности».

Таким образом, ранняя диагностика и лечение гипертонии важно для сохранения здоровья мозга. Хорошая новость – в этой области знания и методы лечения регулярно совершенствуются, говорит Фишер.

Есть отличия и в том, какие участки мозга могут компенсировать работу других, в которых происходят возрастные повреждения.

Мозг очень пластичен, и у многих людей сбои в одной его части может частично компенсировать работа других. Но например, при болезни Альцгеймера такой компенсации не происходит, объясняет Марк Мепстоун, нейробиолог из Калифорнийского университета в Ирвайне.

Впрочем, все не столь однозначно. В некоторых аспектах старший мозг показывает лучшую производительность. В то время как способность воспринимать новую информацию снижается гораздо раньше, способность управлять информацией и действовать на основе ее может улучшаться даже в 70 лет.

Итак, хотя 70-летние люди, вероятно, будут обрабатывать новую информацию медленнее 30-летних, они могут лучше ее синтезировать. Мэпстоун говорит, что 60-летние люди обычно имеют лучший словарный запас, чем 20-летние, и потому могут лучше заменять слова. К примеру, одно исследование показало, что объем словарного запаса возрастает до 65 лет.

«Мозг в старшем возрасте улучшает так называемый кристаллизированный интеллект», — объясняет Роуз Макдермотт, специализирующаяся на политической психологии в Университете Брауна.

«Человек имеет устоявшиеся схемы и образы мышления. Он может интегрировать новую информацию в существующие структуры гораздо легче и во многих случаях более творчески, чем в младшем возрасте, потому что человек имеет гораздо большую базу знаний».

Возраст и политические взгляды

В английском языке термином super agers (примерно можно перевести как «активные пожилые люди») называют людей в возрасте 60 и более лет, чей мозг продолжает работать, как мозг молодого человека.

У таких людей нейроны энторинальной коры головного мозга, которая имеет решающее значение для памяти, больше по размеру и здоровее.

Неудивительно, что они лучше справляются с тестами на память, чем их сверстники.

Некоторые исследователи считают, что таким super ager является, например, Байден.

Чтобы сохранить ткань и функции мозга, важны физическая активность, умственная стимуляция и социальные связи.

Политическое лидерство связано с постоянной умственной нагрузкой мозга и социальными связями.

Кроме того, влиятельные люди имеют немало привилегий, среди которых финансовая безопасность и доступ к качественному медицинскому обслуживанию.

Однако именно для политиков старение несет дополнительные вызовы.

«Для лидера, часто вынужденного принимать сложные решения в условиях неопределенности и риска, важным навыком является когнитивная гибкость», — говорит Барбара Саакян, профессор клинической нейропсихологии из Кембриджского университета.

Однако когнитивная гибкость обычно снижается с возрастом.

Избирателей могут насторожить и некоторые другие ментальные изменения, связанные с возрастом.

К примеру, старение мозга может влиять на политический выбор.

Фишер и его коллеги провели исследования среди пенсионеров южной Калифорнии, средний возраст которых был 95 лет. Ученые обнаружили, что хотя политические взгляды у испытуемых не изменялись в течение шестимесячного периода, люди с когнитивными нарушениями принимали решения, не отвечающие их политическим идеям.

«Похоже, что в результате когнитивных нарушений, политическое поведение человека становится относительно произвольным тем идеям, о которых он заявляет», — комментирует Фишер.

Впрочем, «нейрополитология», объединенная область нейробиологии и политологии, имеет и своих критиков.

Некоторые исследователи считают, что искать биологическое объяснение политическим взглядам и поведению – это чрезмерное упрощение.

Тест для президента

Поскольку старение мозга имеет несомненные доказательства, Фишер и некоторые его коллеги призывают проверять когнитивные способности политиков.

«Мы считаем, что когнитивный скрининг должен быть чем-то вроде раскрытия финансовой информации, чего часто ожидают от политиков», – говорит ученый.

Когнитивные функции можно проверить с помощью нейропсихологической оценки — набора стандартизированных тестов, которые могут быть столь подробными, что их проводят в течение нескольких дней, поясняет Мепстоун.

Другие исследователи считают подобные тесты вполне оправданными и реалистичными.

Кандидат в президенты от Республиканской партии Никки Гейли призывает политиков старше 75 лет пройти проверку умственной компетентности.

Однако есть и те, кто называет такой подход противоречивым и политизированным.

Ганс Ферстль, почётный профессор психиатрии Мюнхенского технического университета, считает, что тесты не смогут охватить всю сложность и требования к должности главы государства.

«Требования к лидеру государства исключительны со всех сторон; ни один тест не сможет оценить такое сочетание физической подготовки, интеллекта, опыта и мудрости», — говорит ученый.

Есть и еще один контраргумент – политический. Учитывая поляризованное отношение к некоторым политикам в обществе, поверит ли общественность в результаты их тестирования, даже если оно будет вполне основательным.

«Токсичный эйджизм»

Впрочем, некоторые считают дискуссии вокруг возраста будущих кандидатов в президенты проявлением «токсического эйджизма»

и, пользуясь случаем, пытается привлечь внимание к поддержке работников старшего возраста в целом.

Хотим мы этого или нет, но многие эксперты полагают, что в будущем каждому придется работать дольше.

Впрочем, многие все равно не соглашаются.

Согласно опросу Associated Press и исследовательской организации Norc Center for Public Affairs, большинство избирателей считают возраст президента США Джо Байдена проблемой.

Большинство респондентов другого опроса, проведенного CBS и аналитической компанией YouGov, ответили, что должность президента США «слишком требовательна» для любого старше 75 лет. Следовательно, не только Байден, но и Трамп, исходя из этого, неподходящий кандидат.

Какого бы вывода ни пришла общественность, кажется, тесты на когнитивные способности пока не прекратят эту дискуссию.