Херсонское вино для Джонсона или как мировые лидеры ездят в Киев поездами “Укрзализныци”

Проводница Татьяна Когут дважды бывала на рейсах с Борисом Джонсоном, а во время своей третьей поездки он даже получил карточку лояльного клиента “Укрзализныци”.  

Татьяна Когут, родом из села Львовской области, работает проводницей в поездах “Укрзализныци” уже 18 лет, с марта – в элитных вагонах, где перевозят мировых лидеров и знаменитостей, приезжающих в Украину во время войны.

Из-за угрозы ракетных обстрелов эти поездки строго засекречены. О рейсе, маршруте и влиятельных лицах, сидящих в поезде, знает максимум десяток человек, рассказывает перевозчик.

“Когда мы едем на вокзал за границу, мы сами не знаем, за кем”, – говорит Татьяна.

Она вспоминает, как впервые увидела Бориса Джонсона, бывшего премьера Великобритании, которого очень любят в Украине. Это был апрель и его первая неанонсированная поездка в Киев.

“Я смотрю, а на перроне появляется человек, который раньше видел только по телевизору, – смеется Татьяна, рассказывая ВВС о первой встрече с политиком. – И ты думаешь, как? Это ведь невозможно!”

“Пока я не начала их возить, общаться с этими людьми, я думала, что они какие-то неуязвимые. Борис Джонсон очень замечательный, приветливый человек. Когда он второй раз приезжал, я была с Шольцом, а в третий раз снова попала к Джонсону, он меня даже запомнил”, – вспоминает проводница.

За месяцы войны украинцы увидели многие знаменитости. Анджелина Джоли, добиравшаяся в Украину на машине, а не на поезде, сорвала фурор на железнодорожном вокзале во Львове

Проводницы, которые везут политиков в Киев, едут вместе с ними и обратно в Европу. Гости рады видеть знакомые лица. По словам Татьяны, на обратной дороге они уже нам как родные.

“До побачення”, – сказал ей Джонсон на украинском, когда пожимал руку на прощание. И это только один из 200 именитых пассажиров, которые за последние 9 месяцев приехали в Украину на поезде.

Сырники, борщ и свежее молоко в 4 утра

Поездки мировых лидеров на поездах в Украину железнодорожники называют “Железной дипломатией”, и за время войны в “Укрзализныце” действительно сформировалась собственная команда дипломатов.

Один из них – Александр Шевченко. Обычно, рассказывает он, политики проводят по разговорам с президентом, премьером или МИД от силы 4 часа. “Вместо этого с нами они порой и все 20 часов”.

Голливудская актриса Джессика Честейн тоже приехала в вагоне “Укрзализныци”

 

“Первое впечатление об Украине они производят на борту поезда, а поскольку первое впечатление нельзя произвести дважды, мы много внимания уделяем презентациям нашей страны”, – говорит Шевченко.

Во-первых, по его словам, несмотря на обстрелянные станции, а иногда обесточивание, рейсы в 85% случаях приезжают вовремя, что не всегда бывает даже в мирных европейских странах.

Во-вторых, в поезде гостей ждут украинские блюда от известного повара Евгения Клопотенко. Это борщ, верещака, сырники, что-то из меню на борту. Блюда готовят в ресторане Клопотенко, а затем подогревают или доделывают в самом вагоне, рассказывает Шевченко.

“Хитовая история – это сырники. На каждый рейс их берем, все их хотят, заказывают, еще добавки просят, в частности Блинкен”, – добавляет он.

Бывают особые пожелания. Например, Урсула фон дер Ляен – вегетарианка, а привязанность к сала имеет наверняка разве что Борис Джонсон. Американский бизнесмен и филантроп Говард Баффетт, сын одного из богатейших инвесторов в мире, заранее предупредил, что является поклонником кухни США и что ему хватит доставки из МакДональдзу или Dominos, картошку фри или пиццу.

Ехавший в купе футболист Андрей Шевченко в еде тоже был неприхотлив

К еде – вина, специально подобранные сомелье для каждого гостя. “Например, Борис Джонсон мы угощали вином из сортов, которые росли тогда на оккупированной Херсонщине, британская делегация эту бутылку даже с собой забрала”, – рассказывает Шевченко.

Праздничный стол накрывают проводницы. Они прошли тренинг по сервировке от Клопотенко, чтобы знать, как лучше совмещать блюда на столе.

“Мы говорим им “смачного”, “будь ласка”, или “please”, если делегация не понимает”, – рассказывает Татьяна о том, как общается в такие минуты с гостями, зная немного английских и немецких слов.

Если завязывается какой-то более глубокий разговор, на подхвате – переводчики.

Проводницы также подают чай, конечно же, в фирменных железных подстаканниках от “Укрзализныци”. Многие просят оставить их себе на память, говорит Шевченко.

Политики уезжают не одни, а со своими спецслужбами, охраной, пресаташе. Когда Джонсон впервые ехал в поезде, Укрзализныця не учла, что британцы все как один будут пить чай с молоком, и оно кончилось еще до пересечения границы Польши, говорил НВ Дмитрий Безручко, начальник управления транспортного планирования.

“Пришлось в 4 утра будить начальника одной из пограничных станций, чтобы обеспечил утренний удой молока для премьер-министра Соединенного Королевства”, – говорит он.

Ирисы для Штайнмайера и “аромат смелости”

В основном политики едут по ночным рейсам. Часто пересаживаются на поезда с самолета, и после знакомства, угощения и чтения отчетов (вагоны имеют старлинки) ложатся спать, говорит Шевченко.

До этого они еще получают подарки. Им дарят чашки, иногда картины, рассказывает Татьяна. По словам Шевченко, гости могут взять себе книги из мини-библиотеки, среди которых обязательно есть англоязычный сборник речей президента Зеленского.

Урсула фон дер Ляен получает в подарок фотографию с выставки об эвакуации украинцев

Остальные подарки более личные. К примеру, президента Германии Франко-Вальтера Штайнмайера в вагоне ждал букет ирисов. Рядом с ними была открытка с благодарностью за поддержку и систему ПВО IRIS-T и надписью на немецком языке Liebe in der Luft (Любовь в воздухе).

“Любовь к ирисам у нас у всех общее, что поделаешь”, – писала тогда в соцсетях “Укрзализныця”.

А канцлера Олафа Шольца возили в вагоне немецкого сборника. Он немного отличается, говорит Татьяна, и там видны надписи на немецком.

“Мы в железной дороге на каждый рейс стараемся что-то придумать. Чешской делегации, например, делали открытки с кротиком из чешского мультика Зденника Миллера со словами, что перефразируют названия серий мультика – “Как кротик помогает друзьям”. Там была нарисована ПВО и другая техника, которую Чехия передала Украине”, – рассказывает Шевченко.

Чтобы путешествие было незабываемым, украинские парфюмеры даже разработали для дипломатического вагона так называемый аромат Украины, который “бодрит и вызывает чувство смелости”, говорит он.

“Они тоже оставляют нам сувениры, это приятно, – рассказывает проводница. – У меня есть всевозможные значки, шарфик от европейского президента, футболка от президентки Словакии Зузаны Чапутовой. Их делегация была в одинаковых футболках, и у меня теперь такая есть”.

Президент Словакии Зузана Чапутова в поезде и с Зеленским

Все это Татьяна бережно хранит, но не одевает. Говорит, что будет кичиться уже после войны.

“Укрзализныця” тоже собирает подарки и мечтает о музее Железной дипломатии. Среди экспонатов уже есть футболка из кенгуру от премьера Австралии, подстаканник Джонсона, подушка Боно, книга с автографом миллиардера Ричарда Бренсона, подписанный фотоальбом Энни Лейбовиц, мяч Андрея Шевченко и победный флаг по Евровидению от Kalush Orchestra, которые тоже здесь были. пели в плацкарте свою победную песню.

Замедлить поезд для Джонсона

Железная дорога дорожит своими гостями и во всем старается идти на уступки.

“Единственное, что вгоняет в стресс, это когда делегация желает отправиться (из Киева – Ред.) на два часа раньше или позже. Поезд это не совсем такси, но мы говорим: “Да, без проблем”. А затем оперативники делают 500 операций с другими поездами, чтобы не нарушить их графики”, – говорит Шевченко.

Фанаты ждут вокзала писателя Стивена Кинга

Однажды произошла забавная история, когда в телеграмм-каналах написали, что из Польши в Украину уезжает известный писатель Стивен Кинг. Украинцев уже не удивишь такими визитами, но железнодорожников это удивило. Дело в том, что билеты на поезд, VIP-вагоны или купе заказывает МИД, Офис президента или иностранная делегация, рассказывают в компании.

“Мы точно знали, что у нас нет заказа по имени Стивена Кинга, но и его помощники могли купить билет на свое имя. Поэтому прежде чем возразить, мы на всякий случай попросили проводников обойти вагоны и посмотреть, нет ли там кого-то” похожего на этого писателя”, – говорит Шевченко.

Пассажира так и не нашли, хотя на перроне его уже ждали преданные фанаты.

Внештатных историй много. Режиссер Шон Пенн, снимающий кино о войне в Украине, перекроил маршрут, чтобы провести день во Львове. Примечателен был и последний визит Джонсона, когда поезд ехал мимо железнодорожного моста в Ирпене, который во время боевых действий упал в реку.

Его тогда подняли, и британский премьер спросил, можно ли замедлить скорость поезда, чтобы рассмотреть. Очевидно, что сделать это непросто.

“Но для таких случаев мы, представители руководства, и есть на борту”, – расказывает Шевченко.

Джонсон – один из наиболее приветливых пассажиров УЗ

Еще однажды произошла внеплановая техническая остановка. В 9 часов утра на железнодорожных станциях раздается гимн Украины, и это был именно такой момент. Шевченко ехал на борту с ирландской группой U2, давшей концерт в киевском метро. Он говорит, что музыканты вышли послушать гимн.

На платформе стояли украинские военные, и после гимна Боно вместе с гитаристом Эджем подошли познакомиться. Они разговорились, и военные рассказали, что недавно потеряли собрата, как понял Шевченко.

После разговора Эдж, всегда имеющий с собой несколько гитар, вернулся в вагон, взял одну из них и подарил военному. Обнял его и поезд двинулся дальше.

“Я буду помнить это, сколько буду жить”

Когда политики возвращаются домой, то иногда делятся впечатлениями от поездки с проводницами. В начале войны почти все гости, прежде чем приехать в Киев, останавливались в Буче.

“Некоторые делегации даже показывают нам фотографии, и это страшно – я видела Бучу только по телевизору, – рассказывает Татьяна. – Гости под впечатлением, говорят, как такое вообще возможно, убийства детей… Для них это шок. Они говорят, что пытаются делать все , чтобы это прекратить”.

Руководительнице тоже нечего рассказать мировым лидерам.

Первые дни войны она ездила эвакуировать людей из Запорожья. Бывало так, вспоминает Татьяна, когда в вагоне, рассчитанном на 20 пассажиров, ехало по 200, а в момент посадки в городе взрывали здания.

“Людей было так много, что дверь в вагон нельзя было закрыть, сидели без света в вагонах, – говорит Татьяна. – Это было страшно, и я буду помнить это, сколько буду жить”.

В Киеве гостей обязательно проводят на вокзале на выставку, посвященную миллионам детей, которых эвакуировали железнодорожники, а лидеры стран – приютили. Для кого-то эта выставка – формальность, но на премьера Ирландии Михала Мартина, отца 5 детей, двоих из которых он потерял, она оказала большое влияние. Он провел перед фото 40 минут, обошел все, рассказывает Шевченко, а затем из дома отправил железнодорожникам два подсвечника из драгоценного ирландского хрусталя.

25 августа российская ракета влетела на железнодорожную станцию ​​Чаплино. От удара некоторые вагоны поезда как будто сплюснулись, и в одном из них как раз была, как говорит Татьяна, родная для нее коллега. Другая получила тяжелое ранение, до сих пор в больнице – у нее осколками иссечено все тело, кроме головы.

Уже 277 железнодорожников погибли, 559 получили ранения во время работы или на фронте, говорит компания.

“Наша работа такая. Поехали в рейс – приехали домой в гробах”, – говорит Татьяна.

После эвакуационных рейсов проводнице не страшно ездить в дипломатических вагонах, где тоже иногда соблюдают светомаскировку. Часто, особенно в первые месяцы дипломатических поездок, новость о том, что какой-то политик приехал в Украину, из соображений безопасности появлялась в СМИ на следующий день после того, как он уже уехал в Европу.

Татьяна помнит, как удивлялась, когда индонезийская делегация, которая после поездки в Москву ехала в купе в Киев, даже предлагала ей надеть бронежилет. Они так переживали, что даже бодрствовали в дороге, рассказывает проводница.

Особенно запомнилась Татьяна спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси. Она вспоминает ее как замечательную, душевную женщину, которую, насколько поняла проводница, поразило то, что железнодорожники не боятся работать, несмотря на угрозу обстрелов.

“Когда мы прощались, у нее были слезы на глазах. Она сказала, что все у нас будет хорошо, война закончится”, – говорит Татьяна.

Женщина говорит о многих своих именитых пассажирах как о хороших знакомых, имеет много фото на память и предполагает, что некоторых из них увидит в поезде даже после победы.

“Не думаю, что все они так просто пересядут на самолеты”, – улыбается проводница Татьяна.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-11-19