В январе 2015 года 90-летний король Саудовской Аравии Абдулла умирал в больнице. Его сводный брат Салман должен был стать королем, а любимый сын Салмана, Мухаммед ибн Салман ас-Сауд, готовился стать наследным принцем.
Принцу, которого в Саудовской Аравии прозвали “МБС”, было тогда всего 29 лет. У него были большие планы на свое королевство, но боялся заговоров и интриг внутри королевской семьи.
В полночь того месяца он вызвал во дворец топ-офицера секретных служб Саудовской Аравии, полон решимости заручиться его поддержкой.
Сааду аль-Джабри приказали оставить свой мобильный телефон на столике снаружи. МБС сделал то же самое. Они остались наедине. Молодой принц так боялся дворцовых шпионов, что вытащил из стены розетку, выключив единственный стационарный телефон.
По словам Джабри, МБС рассказал о том, как он разбудит свое королевство от гибернации и позволит ему занять достойное место на мировой арене. Продав долю самого прибыльного в мире саудовского энергогиганта Aramco, он станет избавлять свою экономику от нефтяной зависимости.
Вложит миллиарды в технологические стартапы Кремниевой долины, в том числе в службу такси Uber. Затем, позволив саудовским женщинам работать, он создаст шесть миллионов новых рабочих мест.
Удивленный Джабри спросил принца о масштабах его амбиций. “Вы слышали об Александре Македонском?” – раздался простой ответ.
На этом МБС закончил разговор. Полночная встреча, которая должна была длиться полчаса, затянулась на три. Выйдя из комнаты, Джабри увидел на своем мобильном несколько пропущенных звонков от коллег по правительству, обеспокоенных его долгим отсутствием.
Последний год команда документалистов BBC общалась с саудовскими соратниками и оппонентами МБС, а также с западными топ-шпионами и дипломатами. Саудовское правительство имело возможность ответить на заявления, сделанные в фильмах BBC и в этой статье. Они решили этого не делать.
Саад аль-Джабри, много лет обеспечивавший связи власти королевства с британской МИ-6 и другими западными разведками, стал объектом преследования вместе со своими родными. Он также является информированным саудовским диссидентом, который решился рассказать о том, как наследный принц правит Саудовской Аравией. И это редкое интервью поражает своими подробностями.
- Читайте также: Город-стена в пустыне может так и остаться проектом. Саудовская Аравия сворачивает грандиозное строительство
Получив доступ к людям, знающим принца лично, мы пролили новый свет на события, которые сделали МБС печально известным – в частности, на убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году и разрушение разрушительной войны в Йемене.
Поскольку его отец становится все более немощным, 38-летний МБС теперь де-факто руководит родиной ислама и крупнейшим в мире экспортером нефти.
Он начал воплощать в жизнь многие из новаторских планов, которые описал Сааду аль-Джабри – и в то же время его обвиняют в нарушении прав человека, в частности, в подавлении свободы слова, массовом применении смертной казни и заключении активисток движения за права женщин.
Неудачный старт
Первый король Саудовской Аравии имел не менее 42 сыновей, включая отца МБС, Салмана. После внезапной смерти двух сыновей в 2011 и 2012 годах Салман получил статус преемника.
Западные спецслужбы пытались выяснить, кто станет следующим королем. На том этапе МБС был настолько молод и неизвестен, что даже не попал в их поле зрения.
“Он рос в относительной информационной тишине, – говорит бывший руководитель британской разведки Mi6 Джон Соэрс, – Он не был нацелен на власть”.
Мухаммед бин Салман всегда хотел проявить себя среди представителей королевского двора, утверждает британская разведка.
Принц вырос в королевском дворце, где из-за плохого поведения практически не ругали. Это, возможно, объясняет его привычку не думать о последствиях своих решений.
“Ему присуща определенная безжалостность, – замечает Джон Соерс, – Он не любит, когда ему переходят дорогу. Но именно благодаря этому качеству он смог воплотить изменения, которые не удавались ни одному другому саудовскому лидеру”.
Среди наиболее желаемых изменений бывший руководитель МИ-6 называет прекращение финансирования Саудовской Аравией зарубежных мечетей и религиозных школ, ставших центрами исламистского джихадизма, от чего очень выиграла безопасность стран Запада.
Мать МБС, Фахда, была самой любимой из четырех жен его отца. Западные дипломаты считают, что король уже много лет страдает деменцией, и МБС был тем сыном, к которому он обратился за помощью.
Несколько дипломатов рассказали нам о своих встречах с МБС и его отцом. Принц делал заметки на своем планшете, а затем посылал их на планшет отца, чтобы подсказать, что тому говорить.
Принц, кажется, так ждал, когда его отец станет королем, что в 2014 году, по слухам, предложил убить тогдашнего монарха – Абдуллу, своего дядю, – с помощью отравленного кольца, полученного из России.
“Не знаю, он просто хвастался, но мы восприняли это серьезно”, – говорит Джабри. Бывший высокопоставленный чиновник службы безопасности рассказал, что видел тайно записанное видео с камер наблюдения, на котором МБС обсуждает эту идею.
В конце концов, король умер от естественных причин, что позволило его брату Салману получить трон в 2015 году. МБС назначили министром обороны, и он не теряя времени развязал войну.
Война в Йемене
Через два месяца принц возглавил коалицию стран Персидского залива в войне против движения хуситов, захватившего контроль над большей частью западного Йемена и считавшегося марионеткой регионального конкурента Саудовской Аравии – Ирана. Это привело к гуманитарной катастрофе, в результате которой миллионы людей оказались на грани голода.
“Это не было разумным решением, – вспоминает Джон Дженкинс, который был британским послом незадолго до начала войны, – Один американский военачальник сказал мне, что им сообщили о войне за 12 часов до ее начала, что было неслыханно”.
Военная кампания помогла превратить малоизвестного принца в национального героя Саудовской Аравии. Однако она также стала первой из нескольких больших ошибок, которых, даже мнение его друзей, принц допустил.
У него появилась постоянная модель поведения: он отвергал традиционно медленную коллегиальную систему решений в Саудовской Аравии, предпочитая непредсказуемые и импульсивные действия. Отказывался склонять голову перед США или относиться к себе как главе отсталого государства.
Джабри идет еще дальше, обвиняя МБС в подделке подписи своего отца на королевском указе о введении сухопутных войск в Йемен.
Джабри утверждает, что обсуждал войну в Йемене в Белом доме до ее начала, и что Сюзан Райс, советница тогдашнего президента Обамы, предупредила его, что США поддержат только воздушную кампанию против йеменских хуситов.
Однако принц был настолько полон решимости, что проигнорировал американцев, утверждает Джабри.
“Мы были удивлены появлением королевского указа, который разрешал наземные интервенции, – вспоминает Джабри. – Состояние короля ухудшалось. И принц подделал подпись своего отца под документом”.
По словам Джабри, начальник резидентуры ЦРУ в Эр-Рияде разозлился на принца за игнорирование американцев, добавив, что вторжение в Йемен не должно было произойти.
Бывший директор МИ-6 Джон Соэрс не знает, подделывал ли МБС документы, но, по его словам, “очевидно, что война в Йемене не была решением его отца, хотя он ее поддерживал”.
Мы обнаружили, что принц изначально считал себя аутсайдером — человеком, которому нужно проявить себя, и который отказывался играть по каким-либо правилам, кроме своих собственных.
Кирстен Фонтенроуз, работавшая в Совете нацбезопасности президента Дональда Трампа, говорит, что когда прочла внутренний психологический профиль принца, составленный ЦРУ, почувствовала, что потеряла важную деталь.
“Он не вписывался в ни один известный нам прототип, – вспоминает она, – У него были неограниченные ресурсы. Ему никогда не говорили “нет”. Он первый представитель молодых лидеров, которых, честно говоря, большинство из нас в правительстве не понимали, потому что были слишком старые”.
Устанавливает свои правила
В 2017 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке продали картину Леонардо да Винчи “Спаситель мира” за рекордные 450 млн долларов.
По некоторым данным, покупателем полотна стал саудовский принц Мухаммед бин Фархан аль-Сауд, выступивший посредником наследного принца Мухаммеда бин Салмана.
Спецслужбы утверждают, что покупка известной картины многое говорит о готовности принца рисковать, не боясь идти в ногу с религиозно-консервативным обществом, которым он руководит. И, прежде всего, о его решимости переиграть Запад в открытой демонстрации силы.
Бернард Гейкель, друг наследного принца и профессор ближневосточных исследований в Принстонском университете, говорит, что, несмотря на слухи, что картина висит на яхте или во дворце принца, она действительно хранится в Женеве, и МБС планирует повесить ее в музее в столице Саудовской Аравии, который еще не построили.
“Я хочу построить очень большой музей в Эр-Рияде, – цитирует Гейкель принца, – И хочу иметь экспонат, который будет привлекать людей, как Мона Лиза”.
Аналогичные амбициозные планы принц демонстрирует по спорту.
Саудовская Аравия подала официальную заявку на проведение Чемпионата мира по футболу в 2034 году и вложила многомиллионные инвестиции в организацию турниров по теннису и гольфу.
Молодой саудовский лидер – чрезвычайно амбициозный человек, не боящийся нарушать статус-кво.
Его не очень волнует, что думает Запад. Напротив, он сделает все, чтобы возвеличить себя и Саудовскую Аравию.
Убийство Хашогги
Убийство известного журналиста Джамаля Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле в 2018 году бросило большую тень на наследного принца.
Следствие выявило доказательства его причастности к трагедии, которые очень трудно опровергнуть.
Джамаль Хашогги, известный критикой в адрес властей Саудовской Аравии, работал обозревателем американской газеты Washington Post и с 2017 года жил в США.
2 октября 2018 года он вошел в здание саудовского консульства в Стамбуле. Он пришел за справкой о разводе с женой, оставшейся на родине. С тех пор его никто не видел.
Тело Хашогги так и не обнаружили. Как полагают, его порезали на куски пилой.
Эксперты и критики уверены, что убийство такого известного диссидента, как Хашогги, могли совершить только с разрешения Мухаммеда бин Салмана.
В рассекреченном отчете разведки США, опубликованном в феврале 2021 года, утверждается, что он являлся соучастником убийства Хашогги.
15 человек из группы наемных убийц, среди которых были персональные охранники принца, приехали в Турцию, где произошло убийство, за дипломатическими паспортами.
В Эр-Рияде вину королевской семьи всегда категорически возражали, впрочем впоследствии принц заявил, что признает свою “ответственность”, поскольку преступление произошло при его правлении.
Я спросил тех, кто лично знает принца, усвоил ли он уроки из своих ошибок, или дело Хашогги лишь придало ему смелости.
“Это было нелегко, но он усвоил уроки”, – говорит профессор Гейкель. По его словам, принц возмущен тем, что это дело используют как палку против него и его страны, но уверяет, что убийство, подобное убийству Хашогги, больше не повторится.
Джон Соэрс осторожно соглашается, что столь резонансное убийство стало поворотным моментом для принца. “Думаю, он кое-что понял. Но глобально его личность не изменилась”.
Его отцу, королю Салману, сейчас 88. Когда он умрет, принц может править Саудовской Аравией в течение следующих 50 лет.
Однако недавно он признался, что боится, что его могут убить, – возможно, из-за его попыток нормализовать саудовско-израильские отношения.
“Думаю, многие хотят его убить, – говорит профессор Гейкель, – И он это знает”.
Поэтому приходится жить в условиях постоянной бдительности. Это то, что Саад аль-Джабри наблюдал в начале восхождения принца к власти, когда он выдернул телефонную розетку из стены, прежде чем поговорить с ним во дворце.
МБС по-прежнему стремится модернизировать свою страну способами, на которые бы его предшественники никогда не решились.
Но он также не первый автократ, который может быть настолько безжалостным, что никто из его окружения не осмелится уберечь его от новых ошибок.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.