Во вторник политик Тарас Козак и группа его телеканалов, которым приписывают пророссийскую информационную политику, попали под санкции Украины. Рассказываем основные факты о человеке, которого обвиняют в «пропаганде в интересах государства агрессора».

48-летний Тарас Козак (не путать с финансистом Тарасом Козаком, депутатом от «Голоса» в Киевсовете) — народный депутат от фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ).
В эту же фракцию входит также Виктор Медведчук — бывший глава администрации президента Леонида Кучмы и кум президента РФ Владимира Путина.
Козак также владелец компаний, на которые оформлены телеканалы «112», «ZIK» и «NewsOne».
2 февраля на 5 лет вся его медиаимперия и вообще финансовая деятельность самого Козака — под запретом. В полночь 3 февраля каналы прекратили вещание.
«Откровенная и манипулятивная пропаганда должна получить жесткую реакцию именно общества. Работа Службы безопасности также заслуживает отдельной благодарности», — заявил президент Владимир Зеленский, который своим указом ввел в действие решение Совбеза.
Сам Козак назвал действия украинской власти «политической расправой», а решение о санкциях — «нарушением всех норм и правил».
Налоговая, таможня и связи с Медведчуком
Тарас Козак родился, вырос и начал свою политическую карьеру на Львовщине.
В 90-х годах и в начале 2000-х он работал в государственной налоговой администрации Львовской области (ГНА).
Позже стал первым заместителем главы местной ГНА, а возглавлял этот орган тогда Сергей Медведчук — брат Виктора Медведчука.
Сергей Медведчук также был председателем фракции «Социальная справедливость» во Львовском облсовете, куда также входил Тарас Козак.
В 2003 году Козак возглавил Западную региональную таможню, а потом параллельно занимал еще и должность заместителя главы Гостаможни. Этот пост он потерял после Оранжевой революции в 2005 году.
Но уже в 2007 году, когда премьер-министром вновь стал Виктор Янукович, Козака вернули на должность заместителя главы Гостаможни. Еще задним числом — с 17 января 2005 года. В Гостаможне он работал до 2010 года, в том числе во времена второго премьерства Юлии Тимошенко.
Тогдашний президент Виктор Ющенко в 2008 году вспоминал Козака в письме к Тимошенко, обвиняя ее в ненадлежащей кадровой политике, связях с Медведчуком и его политсилой СДПУ (о).
От Опоблока до ОПЗЖ
Долго в большой политике Тарас Козак не светился. Но после евромайдана он вернулся в строй.
В 2014 году Козак прошел в парламент от партии «Оппозиционный блок», которую сформировали бывшие члены Партии регионов. А на выборах в 2019-м баллотировался уже от ОПЗЖ — партии, которая образовалась путем слияния «Украинский выбор» Виктора Медведчука и «За життя» Вадима Рабиновича.
И Медведчук, и Козак теперь члены одной фракции.
ОПЗЖ выступает за примирение с Россией. В 2020 году Медведчук и Рабинович ездили в Москву и участвовали в заседаниях Госдумы РФ.
После этого Офис генпрокурора открыл уголовное производство о государственной измене.
Каналы и скандальная собственность
Незадолго до переизбрания в Раду Козак неожиданно начал скупать крупные украинские информационные телеканалы.
Осенью 2018 он купил канал Евгения Мураева NewsOne, в декабре — «112 Украина», а в июне 2019-го пополнил свою коллекцию телеканалом Zik.
Тогда из канала уволилось много известных журналистов в знак протеста против нового владельца. Они убеждали, что Козак — лишь прикрытие и настоящим владельцем станет Медведчук.
«Официально — телеканал ZIK теперь принадлежит Медведчуку. А я завтра выдаю в эфир последний выпуск еженедельника «Детали» и иду искать работу», — заявлял, в частности, журналист Роман Недзельский.
Летом 2019 телеканал NewsOne попытался провести телемост с российским государственным заказчиком «Россия 1». Телемост так и не состоялся из-за острой реакции общества.
Тогда СБУ говорила о возможности введения санкций в отношении NewsOne и «112 Украина» — «для недопущения реализации страной-агрессором антиукраинской информационной кампании».
Имя Козака фигурировало также сразу в нескольких громких журналистских расследованиях, которые приписывали сомнительную собственность ему и другим людям из окружения Медведчука.
Речь шла, в частности, о сети заправок и нефтепровод «ПрикарпатЗападтранс», которые из-за украинских санкций россиянам пришлось продать.
По информации издания «Проект», Козак вместе с Медведчуком могут быть одними из конечных бенефициаров нефтедобывающего бизнеса в России.
Приписывали Козаку также то, что якобы компании с его орбиты под видом угля из ЮАР продавали антрацит с оккупированного Донбасса.
В частности Украинская правда и ZN.UA со ссылкой на свои источники сообщили, что именно продажа угля стал поводом для введения санкций в отношении Козака. По мнению спецслужб, такая «деятельность» подпадает под определение «финансирование терроризма».
Сам Козак обвинения в сомнительной собственности не комментировал, ограничившись обвинениями в адрес власти в ущемлении свободы слова и борьбе с оппозицией.
«Я считаю такие действия СНБО политической расправой со стороны президента Зеленского. Президент просто в ярости из-за обвала рейтинга его политической силы», — заявил Козак.




