Степанова отправили в отставку. Каким был главный борец с COVID?

Министра здравоохранения Максима Степанова отправили в отставку. За это проголосовали 292 депутата, представители всех фракций и групп. 

Представление на увольнение министра поступило от премьера Дениса Шмыгаля еще на прошлой неделе.

До конца оставалось интригой, найдутся ли голоса для отставки. Министр добровольно увольняться категорически не хотел, несмотря на то, что уйти его просил президент Владимир Зеленский.

Многие эксперты обращали внимание, что в день голосования появились ряд писем от местных больниц и медицинских профсоюзов, якобы по собственному желанию стали на защиту министра.

Однако даже депутаты от “Слуги народа” признавали, что эти письма в защиту могли появляться из-за административного давления.

Степанов накануне говорил, что уйдет только тогда, когда за это проголосует Рада.

Заменить Максима Степанова в ближайшее время может его заместитель и главный санитарный врач Виктор Ляшко.

Каким министром был Степанов и как он боролся с коронавируса? 

Максим Степанов стал третьим министром здравоохранения во времена пандемии и третьим главой МОЗ президента Зеленского.

Сначала в соцсетях его в шутку называли “апрельским министром”, ведь два его предшественника продержались на посту не очень долго. Его назначили в апреле и были шутки, что продержится он месяц.

Степанов работал в Минздраве год и один месяц, и он каждое утро выходил в эфир с новостями о том, как страна борется с коронавируса.

И за то, как происходит эта борьба, его упрекали немало. В первые месяцы пандемии и локдауна в Украине разразился громкий скандал по закупке костюмов защиты медиков, которые ехали очень долго и стоили дорого.

Его тогда даже прозвали “министр костюмов” и впервые потребовали отставки.

Происходили постоянные публичные ссоры с Госпредприятием “Медицинские закупки” и его руководителем Арсеном Жумадиловым, которые все время публично и не публично вынужден был гасить глава правительства.

Постоянно возникали задержки с выплатами медикам надбавок за работы с больными COVID-19, а также были скандалы с неоднозначными кадровыми перестановками в ключевых мединституциях.

О недостатке кислорода в больницах для больных говорили почти весь год министра в должности.

В стране, где кислород для людей получают волонтеры, министр в эфире ток-шоу заявлял, что проблем с кислородом нет и просил привести хотя бы один пример, когда кислорода не было.

Но при всей этой критике, министр продолжал уверенно работать, имея за своей спиной очень важную поддержку – президента и Верховной Рады.

Еще в декабря 2020 года Владимир Зеленский в интервью “Фокусу” назвал Максима Степанова “крепким” министром здравоохранения.

При этом ставил перед ним важную задачу – обеспечить украинцев вакцинами от коронавируса.

И это, по словам президента, должно было показать, – министр Степанов, не министр. Учитывая представление о его увольнении, у президента считают, что все-таки не министр.

Хотя еще в марте руководители правительства  уверяли, что вопрос отставки Степанова не время, по крайней мере на ближайшие месяцы.

Однако тогда же руководство правительства рассчитывало на существенно быстрее темп вакцинации и рисовало радужные планы завезенных крупных партий вакцин в апреле и мае. Чего не произошло.

Проваленная вакцинация

Накануне голосования в профильном комитете Совета состоялись споры на повышенных тонах об отставке Степанова.

Неудовлетворительные темпы вакцинации, постоянные переносы поставок вакцин, неудовлетворительная работа министра как менеджера – перечислял премьер Денис Шмыгаль причины желание освободить Степанова во время заседания парламентского комитета здоровье нации.

За три месяца кампании по вакцинации в Украине первую дозу вкололи только 2% людей, это одни из самых правильных темпов в Европе. Для сорокомиллионной страны привезли только 1,5 млн. доз вакцин разных производителей.

Степанов тут же ответил премьеру, что делал все, что мог, ведь, когда его назначили, никто еще не понимал, как бороться с коронавируса.

А по вакцинам заверил, что переговоры с производителями в Минздраве начали еще прошлым летом. Они были сверхсложные, а срыв поставок вакцин происходит во всем мире, не только в Украине.

При этом министр сказал, что Украине должны привезти по контрактам 42 млн доз вакцин.

В свои достижения Степанов также записал увеличение в десятки раз коек с кислородом в украинских больницах. А также радикальное увеличение в “тысячи раз” количества ПЦР-тестов.

“Это был скачок, а не шаг вперед “, – описывал Степанов том, что изменилось в украинской медицине при нем Минздраве.

“Вы не выполнили закон Украины от 7 мая о подготовке больниц второй-третьей волны. В результате по 500 человек в день этой весной умирало. Гордиться вам ничем”, – критиковала Степанова на комитете депутат от “Голоса” Ольга Стефанишин.

Она заявила, что на врачей давят, чтобы они подписывали заявления против увольнения и стали на защиту Степанова.

Министр ответил на это, что ни на кого не давит, но позиция врачей ему приятна.

“Вам не стыдно?”

На заседании парламентского комитета, посвященном его отставке, Степанову доставалось не только от оппозиции, но и от людей, которые недавно его поддерживали.

Где те мобильные госпитали, на которые выделяли деньги? Почему МЗ вернул в бюджет более миллиарда гривен, неизрасходованный на закупку лекарств?

Так распекал министра уже Михаил Радуцкий, председатель комитета и представитель фракции “Слуга народа”. Хотя добавлял, что менять министра во времена пандемии – это тяжелое решение.

Он усомнился в словах Степанова, что переговоры с производителями вакцин продолжались давно. И привел заявление представителей компании Pfizer о том, что в компании восемь месяцев не могли связаться с Минздравом.

“Вам не стыдно, что лекарства закупали благотворители, а не Минздрав?” – упрекала Степанову еще одна представительница президентской фракции Лада Булах, говоря о срыве закупок лекарств.

Председатель фракции Давид Арахамия вообще заявил о непримиримом конфликте Степанова с премьером Денисом Шмыгалем. И о том, что в работе с парламентским комитетом в Минздраве не все в порядке.

“В таких условиях нельзя рассчитывать на то, что работа министерства при этом руководителю будет нормальной”, – призвал Арахамия поддержать отставку министра.

В то же время представитель Офиса президента Оксана Жолнович упрекнула Степанова, что у Зеленского все время должны были контролировать работу МЗ, вмешиваться и ускорять ее.

Но были и те, кто вступился за Степанова.

“Господин министр, вас хотят сделать “стрелочником”. Где делись маски? Где делись 64 млрд грн ковидного фонда? Они вас не спрашивают. Если они хотят вас снять, то снимут. Очень жаль, что так поступают с министрами. Спасибо” – эмоционально защищал Степанова Михаил Макаренко, депутат “Оппозиционные платформы За жизнь”.

Политик имел в виду перераспределение денег из бюджета прошлого года в так называемый ковидный фонд. Значительная часть этих средств, однако, пошла на дороги и другие проекты, а не борьбу с коронавирусом.

“Изменение в системе здравоохранения сейчас может повлечь кризисный момент и не пойдет на пользу людям”, – осторожно оценивала последствия возможной отставки депутат от “Слуги народа” Виктория Вагнер.

В результате комитет отставку Степанова не поддержал, а оставил решение на усмотрение Рады.

Многие группы влияния в парламенте и даже во фракции “Слуга народа” не хотели увольнения Степанова, и еще больше депутатов не в восторге от возможного назначения на его место нынешнего зама министра и главного санитарного врача Виктора Ляшко.

Которого часто называют экс-соратником руководительницы МЗ времен Порошенко Ульяны Супрун, а потому назначение Ляшко для них неприемлемо.

Вместе с тем президент Владимир Зеленский относится к Виктору Ляшко положительно и хочет этого назначения.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-05-18