Рынок зерна: кому стабильность, а кому и безопасность

Завершение аграрного сезона – хорошая возможность поговорить о достижениях и проблемах отрасли. По традиции 1 июля считается завершенным предыдущий аграрный сезон и начинается новый. Время подводить итоги. По этому случаю достижениями, проблемами зерновой отрасли и планами на будущее поделился с представителями СМИ и общественности президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев. 

Прошлый год был непростым для земледельцев некоторых регионов – из-за аномальной засухи в Одесской и Николаевской областях собирали едва по 20, а то и по 10 центнеров с гектара, этого не хватало чтобы даже окупить затраты на полевые работы. В целом по Украине ситуация значительно лучше – урожай 84,4 млн. тонн зерновых и масличных оказался третьим или четвертым по объему за всю историю независимой Украины.

Соответственно и экспорт достиг 48,8 млн. тонн – не рекорд, но неплохой результат. По пшенице – при урожае 25,3 млн. тонн на экспорт поступило 16,5 млн. тонн. – даже меньше предельный объем, предусмотренный Меморандумом между участниками рынка и профильным министерством. Кукурузы экспортировано 23,5 млн. тонн, ячменя – 4,2 млн. тонн.

Положительные цифры

Это неплохие показатели – Украина уже давно экспортирует 2/3 этой продукции, а учитывая наращивание производства наш экспорт может еще увеличиться. В ближайшие 3-4 года сможем экспортировать 70-75% выращенного.

Кроме того, поступление валюты за экспорт зерна, даже с несколько меньшим объемом, чем годом ранее, оказалось больше, чем за предыдущие годы, за счет роста мировых цен. В прошлом сезоне (позапрошлый – прошлый годы) ценовой показатель экспорта составлял 19 млрд долларов, в сезоне, который только что закончился, этого результата достигли еще в феврале. Окончательных цифр по итогам сезона еще нет, но ожидают, что они составят не менее $ 20 млрд.

На сезон, начавшийся прогнозы довольно хорошие. Должны вырастить около 100 млн тонн зерновых и масличных. Сейчас уже идут покосы ячменя в Бессарабии и на Николаевщине и урожайность, там – 5-6 тонн с гектара, что вдохновляет на оптимизм. Планируем получить более 100 млн тонн. Есть все основания надеяться на объем экспорта 62,3 млн. тонн зерновых и масличных.

В этом году изменилась привычная картина нашего экспорта. Подписаны фитосанитарные протоколы с Китаем, и теперь он крупнейший покупатель нашего зерна. На втором месте – страны ЕС, на третьем – Турция. Хорошие перспективы на азиатском континенте в целом и в отношении Индии.

По Африке, то вопрос сложный – с одной стороны, стабильно крупным покупателем нашего зерна являются Египет, географически тоже Африка. С другой, континент по численности населения и уровнем его доходов в отдельных странах настолько пестрый, что трудно давать какие-то оценки.

Интересный факт: заместитель министра аграрной политики Тарас Качка впервые в истории Украины стал председателем Международного совета по зерну (IGC). Это говорит о статусе Украины как гаранта продовольственной безопасности мира, заметил по этому поводу министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

Чего ждут земледельцы

Несмотря на оптимистичные прогнозы, сохраняется высокая вероятность, что в результате климатических изменений прошлогодние погодные аномалии будут повторяться. Поэтому аграрии надеются на поддержку правительства относительно орошения, предоставления доступных кредитов, доступа к новейшим технологиям, современных средств защиты растений и тому подобное.

Ведь экспорт зерна в настоящее время дает до 45% поступлений валюты в страну, может быть еще большим при условии надлежащего содействия на государственном уровне. Здесь представители аграрного бизнеса возлагают большие надежды на деятельность недавно восстановленного Министерства аграрной политики.

Зерновики больше всего хотят от государства не каких-то подачек, а стабильных, понятных правил игры на рынке сельскохозяйственной продукции. Период турбулентности, который начался еще лет 5 назад, до сих пор. Непонятно, зачем сначала принимать бюджет, а потом законы, которые влияют на его наполнение, вводить новые налоги.

Следует принять во внимание социальный аспект – в сельской местности живет около 12 млн населения, почти все они самодостаточны, то есть обеспечивают себя с помощью мелкого сельхозпроизводства. Но платить дополнительные налоги для них в основном не под силу.

И если все они лишатся заработка на селе и поедут в города, они там не найдут работы и создадут социальное, а затем и политическое напряжение. Поэтому власти, отмечает Николай Горбачев, стоит позаботиться, чтобы люди могли найти средства для достойного существования в местах своего проживания.

Форвард уцелел

Маркетинговый прошедший год ознаменовался еще одной проблемой – выполнением ранее заключенных форвардных контрактов. В основном это связано со значительной разницей цен, заложенных в контрактах, и сложившихся на рынке. Скажем, контракты на кукурузу заключали по цене 150-160 долларов за тонну (и сельхозпроизводители считали ее нормальной, иначе бы не соглашались), а в разгар экспортного сезона рыночная цена достигла 250 долларов.

Согласиться на потерю части дохода для многих оказалось нелегко, поэтому около 30% экспортных контрактов не выполнено. Общая сумма убытков, которые повлекло неисполнение форвардных контрактов, по данным УЗА, составляла около 100 млн долларов. Трейдеры обратились в суды, и большинство сельхозпроизводителей договорились с ними о компромиссах.

Благодаря этому удалось сохранить институт форвардных контрактов как рыночный инструмент. Те аграрии, которые теперь им воспользовались, выиграли – рыночная цена на их будущую продукцию несколько упала по сравнению с той, что была недели три перед этим, поэтому те, кто поторопился заключить форвардные контракты ранее, теперь чувствуют себя увереннее.

А главное преимущество форвардных контрактов – стабильность, уверенность в будущем: аграрий знает, кто купит определенную часть его будущего урожая и сколько заплатит. Это позволяет планировать дальнейшую хозяйственную деятельность.

Преимущества и недостатки

Из положительных моментов прошлого сезона – железная дорога, которая, в отличие от последних 3-4 лет, не создавала проблем с логистикой, а вполне удовлетворяла потребность в перевозках благодаря тому, что трейдеры закупили достаточное количество собственных вагонов-зерновозов. Теперь их три раза больше, чем несколько лет назад. Наконец-то появилась возможность избавиться от старых вагонов.

Из года в год развивается речной транспорт. Все больше зерновых компаний вкладывают средства в строительство барж. Правда, недавно принятый закон о внутреннем водном транспорте очень несовершенный, но аграрное сообщество надеется внести в него изменения. Он создает неравные условия для национальных и иностранных перевозчиков на наших реках.

Есть и угрозы окружающей среде, ведь днепровскую воду потребляет около 70% населения Украины, и это следовало принять во внимание, разрабатывая правила эксплуатации водного транспорта по сбросу отходов в воду. В этом случае закон так же нуждается в доработке.

Одним из важных факторов развития аграрного производства с учетом климатических изменений является орошение. В этом в последнее время наблюдается некоторое замедление темпов решения проблемы. Николай Горбачев отмечает, что это довольно сложный вопрос, который нельзя решить сразу, он требует глубокого изучения.

Он напомнил печальный пример Аральского моря: оно пересохло, когда воду рек, которые его наполняли, растащили на орошение хлопковых полей. Чтобы этого не произошло с Днепром.

Водоснабжение из скважин – не такое уж безобидное. Оно может привести к понижению уровня грунтовых вод, колодцы у селян пересохнут и что они тогда будут пить? Может возникнуть проблема не менее серьезная, чем орошение. Когда мы сейчас не наблюдаем спешки в этом вопросе, то это не так и плохо.

Еще одна важная, но крайне противоречивая тема о том, что нам нужен экспорт не зерна, а продуктов его переработки с большей добавленной стоимостью. Зерновики к этому относятся скептически и имеют на это основания.

Скажем, перемололи мы все зерно, предназначенное на экспорт, на муку, а сможем ли ее продать? Николай Горбачев отмечает таких существенных факторах: в разных регионах Земли существуют разные традиции хлебопечения. Наивно думать, будто французский багет и армянский лаваш выпекают с одной и той же муки, к нему в каждой стране свои требования. Итак, каждая страна предпочитает сама молоть муку по своим вкусам.

Кроме того, мука – очень невыгодный продукт для экспорта. Оно имеет ограниченный срок хранения, его гораздо труднее обезопасить от порчи и вредителей, чем зерно. Скажем, увлажненное зерно можно подсушить, а как подсушить муку?

На этот крючок свое время уже попалась Турция, которая настроила у себя мельниц, перемалывала наше зерно и экспортировала муку в страны Азии. Впрочем, многие из этих стран прекратили покупать готовую муку, предпочитая покупку зерна, и теперь турецкие мельницы простаивают. А на собственное потребление мы тратим не более 4,5 млн. тонн муки в год. Мы что, такие богатые, чтобы строить ненужные производства?

Николай Горбачев отмечает: не стоит стесняться того, что мы экспортируем зерно – мол, Украина превратилась в аграрный придаток мира, сырьевого экспортера. Например, в Австралии главные статьи экспорта, около 60% – это зерно и руда. И что, кто-то из-за этого скажет, что Австралия неразвитая страна?

Кстати: ведущие специалисты аграрной экономики отрицают, что зерно – это сырье. Сырье лежит в земле в готовом виде, но когда выкопаешь – останется пустая яма, там уже ничего хорошего не появится. Зато зерно должны ежегодно благодаря трудам земледельцев, а без труда не вырастет ничего, кроме сорняков. Поэтому никакая это не сырье, а продукт первичной переработки.

Что касается главных вызовов следующего сезона, если надеемся на очень большой урожай, то главной проблемой ожидаемо будет логистика. Укрзализныця может не справиться с такими объемами перевозок. Второй вызов – это социальные возмущения, созданные некоторыми недавними законопроектамы. И погода: хоть в этом году она не нанесла земледельцам особых неприятностей, но вероятность неприятных сюрпризов нельзя отвергать.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

На днях участники зернового рынка и министр аграрной политики и продовольствия Роман Лещенко подписали совместный меморандум, которым согласовано максимальные объемы экспорта зерна из Украины. По словам Романа Лещенко, документ обеспечивает прогнозируемый режим экспорта и стабильность внутреннего рынка, продовольственную безопасность государства.

Министр отметил, что этот меморандум уже 11-й, и все предыдущие годы участники зернового рынка добросовестно его придерживались. Это позволило обеспечить стабильную ситуацию на рынке без резкого повышения цен и дефицита товара, избегать экспортных ограничений.

Участники рынка зерна заметили, что меморандум – инструмент, который дает всем участникам рынка ориентиры и помогает прогнозировать свою деятельность, способствует сохранению репутации Украины как надежного и стабильного поставщика зерна на внешние рынки.

Меморандум подписали представительство Американской торговой палаты в Украине, Украинская зерновая ассоциация, Европейская Бизнес Ассоциация, общественный союз «Всеукраинский аграрный форум», общественная организация «Ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины», общественный союз «Мукомолы Украины», объединение предприятий хлебопекарной промышленности «Укрхлебпром», Всеукраинская ассоциация пекарей.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-07-10