Эксперты считают, что белорусский МиГ-29 заставил борт Ryanair повернуть в Минск перед границей с Литвой, а это создало угрозу для всего гражданского самолета.
Принудительная посадка борта Ryanair, для которой Александр Лукашенко лично распорядился поднять в воздух истребитель МиГ-29, угрожала всем пассажирам и экипажу самолета, говорят эксперты по вопросам авиации.
Мину на воздушном судне так и не нашли, зато задержали оппозиционера Романа Протасевича и его девушку, что, вероятно, и было главной целью белорусских властей.
Между тем, судя по данным сайта Flightradar124, самолеты некоторых авиакомпаний уже начали обходить Беларусь на своих маршрутах.
Международная организация гражданской авиации уже заявила о возможном нарушении Беларусью Чикагской конвенции по регулированию перелетов.
Когда и как применяют истребители?
“Привлечение истребителей для перехвата гражданских воздушных судов предусмотрено правилами использования воздушного пространства многих стран. Но, согласно приложений к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, это крайняя мера, которой должны предшествовать менее опасные способы перехвата, например радиообмен”, – объясняет Андрей Гук, эксперт по авиации юридической фирмы “Анте”.
По его словам, перехват не может при этом создавать какие-то угрозы для пассажиров и экипажа, и прибегать к этому можно, только в случае реальной информации, если самолет используют террористы или произошло вмешательство в действия экипажа.
В Украине есть 3 квалификации угроз: подозреваемая, правдоподобная или подтвержденная. И не при каждой можно прибегать к таким крайним мерам, как истребитель.
Аналогичные процедуры действуют и в Беларуси.
Решительные шаги допустимы, когда, например, капитан не выходит на связь или не выполняет указания диспетчеров.
“Здесь такого, судя по заявлениям белорусских властей, не было, а истребитель сопровождал самолет при отсутствии достаточных на то оснований”, – обращает внимание Андрей Гук.
“Кроме того, если уж перехват самолета произошел, то его должны использовать только для идентификации и сопровождения на правильный маршрут, или же для предотвращения реальных угроз, а не для “случайных “арестов пассажиров”, – добавляет авиаэксперт.
“Следует понимать, что истребители не имеют права применять оружие для перехвата – только визуальные указания, радиообмен и маневры. Даже если есть подтвержденная угроза, действия истребителя не должны нарушать целостность гражданского самолета. А для арестов существуют соответствующие международные процедуры и нельзя перехватывать самолет с такой целью – это создает опасность для пассажиров”, – считает Андрей Гук.
Гонки гражданского самолета и истребителя
“Пилоты всегда начинали снижение с крейсерского эшелона за 177 километров в Вильнюс, но в этот раз (синяя траектория рейса ATH-VNO Ryanair) пилоты шли в сторону Литвы без снижения и сброса скорости”, – отмечает авиационный эксперт Вадим Лукашевич
В целом же авиаэксперты называют то, что произошло в воскресенье над воздушным пространством Беларуси, уникальным случаем.
Российский авиационный эксперт Вадим Лукашевич обращает внимание на то, что рейс FR4978 заставили повернуть назад под угрозой истребителя, когда в Вильнюсский аэропорт (аэропорт его назначения) оставалось всего 10 минут полета (73 км), а до литовской границы – вообще только 30 км.
Основываясь на данных сайта Flightradar, Вадим Лукашевич указывает, что пилоты предыдущих рейсов всегда начинали снижение с крейсерского эшелона за 177 км до Вильнюса.
Но на этот раз пилоты шли в Литву без снижения и сброса скорости и вернули за две минуты до пересечения литовской границы.
Спецоперация с самолетом Ryanair в Беларуси. Задержание основателя Nexta и реакция ЕС и НАТО
По мнению Лукашевича, это означает, что летчики фактически бежали от истребителя, который их преследовал.
“Абсолютно уверен, что экипаж пассажирского лайнера развернулся только после получения от белорусского истребителя сообщение, что в случае неповиновения тот откроет огонь к выходу пассажирского самолета из воздушного пространства Беларуси”, – написал эксперт на своей странице в Facebook.
Случай 2016 года в Украине
В 2016 году СБУ заставила вернуться в Киев белорусский самолет.
Кстати, по схожему сценарию в 2016 году украинская власть заставила самолет белорусской авиакомпании “Белавиа” рейса “Киев-Минск” вернуться в “Жуляны”.
Правда, до реальных гонок гражданского борта с украинскими истребителями тогда не дошло – диспетчер лишь предупредил о такой возможности, после чего пилоты приняли обратный курс.
Произошло это по требованию СБУ, которая “получила информацию об иностранном гражданине и возможной угрозе национальной безопасности государства”.
Гражданина Армении, из которого тогда разворачивали самолет, позже отпустили, а сам он подал в суд на СБУ.
В Службе безопасности Украины также заверили, что не давали указаний поднимать в воздух истребители, а диспетчер вспомнил о такой возможности “из-за человеческого фактора”.
Огромный стресс для пилотов и пассажиров
В Беларуси уверяют – только помогали самолету, который якобы был заминирован, а оппозиционера задержали уже случайно
Эксперты также отмечают – если поступает сообщение о минировании, то решение, где садиться, может принимать только экипаж, без “помощи”.
“Если на борту заложена бомба, то решение, в каком аэропорту экстренно садиться, принимает пилот самолета исходя из погодных условий, того, подходит ли этот аэропорт для посадки данного типа самолета, а также доступна для посадки полоса. Неважно, над какой страной он летит – он выбирает аэропорт по этим и другим параметрам”, – объясняет действующий летчик первого класса Андрей Литвинов в беседе с Русской службой BBC.
Случай же над Беларусью, по его словам, выглядит как “дикость”.
В то же время официальный канал “Беларусь1” настаивает, что экипаж самостоятельно решил лететь именно в Минск, который был дальше от Вильнюса, потому что “какой бы ни была политическая ситуация, Беларусь точно не из тех, кто откажет в сложной ситуации”.
А истребитель подняли в воздух, по словам первого заместителя командующего ВВС Беларуси Андрея Гурцевича, для “помощи гражданскому судну, чтобы осуществить безопасную посадку на аэродром Минск-2”.
“Еще раз – решение принимает командир, истребители в помощь ему не нужны. Ему также не могут приказать сесть в том или ином аэропорту, это полностью решение командира”, – отмечает летчик Андрей Литвинов.
“У меня был случай, когда пьяный дебошир на борту сказал, что он террорист. В таких ситуациях пилот сообщает о захвате судна на землю, и тогда истребители направляются к самолету, чтобы предотвратить большей трагедии: например, если террорист заставит пилота направить самолет на жилые объекты. Они нужны, чтобы сбить самолет в воздухе, если ситуация окончательно выйдет из-под контроля и пилот откажется сесть”, – описывает ситуацию пилот.
“Меня сопровождали два истребителя на посадку, и это огромный стресс и для пилота, и для пассажиров”, – вспоминает он.
Могут ли теперь облетать Беларусь?
Тем временем начинают обсуждать, насколько реальна возможность запрета или ограничения полетов над Беларусью.
Андрей Гук говорит, что теоретически каждая страна может выдать так называемый NOTAM, который будет распространяться на перевозчиков этого государства с запретом летать через пространство Беларуси после нарушения безопасности авиации.
“Но это потери не только для Беларуси в виде платы за транзит, но и для перевозчиков. Которые уже вынуждены облетать часть Украины – Крым и зону оккупированных территорий”, – объясняет он.
“Невозможность летать через Беларусь приведет к существенным расходам. Поэтому не думаю, что будет заинтересованность ограничивать полеты”, – считает Андрей Гук.
В то же время на сайте Flightradar видно, как в понедельник самолет компании WizzAir из киевского аэропорта “Жуляны” в Таллинн облетал территорию Беларуси через польский Белосток.
Пока неизвестно, станут такие маршруты постоянными.
В Евросоюзе же рассматривают возможность новых санкций для Беларуси за “акт государственного пиратства”, как охарактеризовал действия белорусских властей руководитель Ryanair Майкл О’Лири.
А премьер Литвы Ингрида Шимон заявила, что страна не должна пропускать рейсы, которые пересекли или планируют пересечь белорусское воздушное пространство.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.