Е-Поддержка и проекты Зеленского: сколько они стоят и кто за них платит?

Посреди своего президентского срока и к концу 2021 года Владимир Зеленский вышел с новой инициативой – раздать по тысяче гривен вакцинированным украинцам через программу “Е-Поддержка”.

Парламент молниеносно поддержал это и внес изменения в бюджет – менее чем за месяц до конца года.

Хотя речь идет о “виртуальных” деньгах, которые можно потратить на очень ограниченный перечень целей, за первые дни от принятия соответствующего правительственного постановления на получение тысячи записалось более двух миллионов украинцев.

Желающих получить тысячу будет гораздо больше, если учесть, что президент уже расширил эту инициативу и пообещал, что люди старше 60 лет смогут потратить деньги на лекарства.

Президент Зеленский также пообещал, что денег хватит на всех:

“поддержка” будет полностью обеспечена финансово. А будет действовать достаточно времени, чтобы каждый мог воспользоваться своей тысячей”.

Уже сейчас в Украине полностью вакцинировано 12,5 млн человек. Это значит, что уже выделенных бюджетных средств может не хватить, и придется снова изменять бюджет – теперь уже в 2022 году и искать дополнительные доходы, чтобы покрыть эти расходы.

“Президентская тысяча” не будет выплачиваться из кармана президента, сколько стоят инициативы Зеленского и откуда на них берут деньги?

Большое ковидное строительство

Инициативу “Большого строительства” президента Зеленского начали реализовывать с 1 марта 2020 года.

“Это, во-первых, 31 миллиард из государственного дорожного фонда. Во-вторых, привлечение в банках более 19 миллиардов под государственные гарантии”, – перечислял президент источника покрытия десятков миллиардов гривен расходов по своей инициативе. Кроме того, еще часть средств должна была поступить от суммы, полученной бюджетом от выигрыша “Нафтогаза” в Стокгольмском арбитраже.

Но через несколько недель Украина закрылась на первый общегосударственный карантин из-за распространения коронавируса. Для спасения от него в бюджете срочно был создан специальный фонд борьбы с коронавирусом.

Осенью того же года выяснилось, что львиная доля средств фонда пошла не на закупку аппаратов искусственного дыхания или кислорода для больниц, и не на доплаты врачам, работавшим с ковидными пациентами, а на строительство дорог.

Ковидный фонд просуществовал только до конца 2020 года. По данным министерства финансов, администрировавшему средства фонда, на строительство дорог ушло 25,7 млрд грн с 66 млрд общих кассовых расходов фонда.

Для сравнения: на ковидные доплаты медикам в первый год пандемии ушло в 5 раз меньше – 5,5 млрд грн (показательно также, что наводнительные расходы по линии МВД были вполне сопоставимы с Минздравом и равнялись 4,5 млрд грн).

Из средств фонда через министерство соцполитики и пенсионный фонд финансировались также и расходы на выплаты на детей для ФЛП (1,4 млрд грн), а также другие выплаты в поддержку бизнеса, в том числе пострадавших от карантинных ограничений (до 10 млрд грн) – трансферты для предприятий и поддержка населения).

Аудит использования средств коронавирусного фонда является условием сотрудничества с МВФ. Согласно последним договоренностям, его должны обнародовать до конца 2021 года.

Впрочем, с закрытием фонда борьбы с коронавирусом “Большая стройка” не завершилась.

В бюджете на 2021 год на него закладывали 36,5 млрд. грн. Однако менее чем за месяц до конца года расходы на дороги увеличили на 19 млрд грн за счет поступлений от налога на прибыль предприятий (свыше 3 млрд грн), рентной платы за добычу газа (7 млрд грн), а также НДС (свыше 9 млрд грн) ).

Таким образом, строительство дорог снова финансируется всеми налогоплательщиками, – бизнеса и населения – в дополнение к средствам дорожного фонда, который формируется от акцизов на горючее, авто и штрафов.

На 2022 год в бюджете заложено более 42 млрд. грн. на строительство дорог. Из них около 16 млрд грн уже пойдет на возврат долгов, полученных под государственные гарантии на “Большое строительство”.

Впрочем, президент до сих пор считает эту инициативу “реально крутой реформой” – так он заявил телеканалу “1+1”. Президент считает, что эта программа обеспечила украинцам сотни тысяч рабочих мест и поддержала экономику в трудные времена пандемии.

“Дешевая ипотека” и тысяча для вакцинированных

С марта 2021 г. некоторые могут купить жилье под 7%. Разницу с настоящей ценой кредита оплачивает бюджет. Ровно через год после старта “Большого строительства” – 1 марта 2021 года – состоялось подписание первых договоров по инициативе президента “Дешевая ипотека 7%”.

“У нас достаточно реалистичные планы – выдать 5 млрд грн кредитов и 5 тысяч семей потенциально уже в 2021 году смогут воспользоваться программой”, – заявлял тогда министр финансов Сергей Марченко.

На 6 декабря, по данным администрирующего программу фонда развития предпринимательства, сумма заявок была чуть меньше 1,5 млрд грн, а сумма выданных займов немного превысила 1 млрд грн.

В ноябре был подписан тысячный ипотечный договор. То есть к концу года программой воспользовались чуть более тысячи семей.

И это при том, что в течение года большинство условий участия в программе дешевой ипотеки были смягчены. Например, сняли ограничения для недвижимости по возрасту, а возможность превышать максимальную площадь жилья по “дешевой” ипотеке увеличили вдвое.

Неизменным остался процент для заемщиков – 7%. Однако когда программа начиналась, учетная ставка НБУ, то есть “цена”, по которой банки получают деньги от регулятора, составляла 6% – на один процентный пункт меньше “доступной ипотеки”. Стоимость же ипотечных кредитов на общих условиях составляла от 14% до 17%.

В течение года НБУ был вынужден постоянно повышать учетную ставку, чтобы унять инфляцию, превысившую 10%. Поэтому на конец года учетная ставка выросла до 9%, то есть стала на 2 процентных пункта больше цены “доступной ипотеки”.

Конечно, и в начале программы не говорилось, что какой-то из банков будет занимать деньги под 7% за свой счет. Понятно, что разница с рыночными ставками компенсируется из государственного бюджета, а значит – из средств налогоплательщиков. И в течение года этот “остальной” взнос тоже возрос – для банков условия участия в программе улучшились с 16% до 18%, которые они на самом деле могут брать за кредитование покупки жилья по президентской программе.

Годовую цикличность, по всей видимости, имеют и инициированные президентом программы поддержки. Год назад речь шла о выплате 8 тысяч гривен пострадавшим от карантинов. На это власти планировали потратить до 10 млрд грн из бюджета.

В конце этого года выплаты начнут получать полностью вакцинированные – через программу “Е-Поддержка”. В начале 2022 года к ним могут приобщиться и вакцинированные пенсионеры, чтобы потратить виртуальную тысячу на лекарства.

Только на выплаты президентской тысячи в этом году будут направлены 8 миллиардов гривен. Доходы должны поступить от НДС – налога, конечным плательщиком которого является любой покупатель товаров в розничной торговле, то есть простые граждане.

Владимир Зеленский хочет положить начало президентскому университету

Есть среди президентских инициатив и целящие в будущее – как близкое, так и далекое.

31 мая этого года Владимир Зеленский подписал указ о создании “президентского университета”. Министр образования Сергей Шкарлет впоследствии оценил стоимость нового учебного заведения, которое будет готовить “людей будущего” в 7,2 млрд грн.

В бюджете на 2022 год на реализацию проекта “президентский университет” выделили около полумиллиарда гривен. Для сравнения: в поддержку приоритетных направлений научных исследований и научно-технических (экспериментальных) разработок в университетах – то, что в западных странах называют “университетской наукой” и всячески поддерживают – предусмотрено 105 млн грн.

Как и президентский университет, со следующего года должен стартовать еще один президентский проект – Украинские национальные авиалинии.

На уставный капитал этой новой государственной компании в бюджете на следующий год заложили 1 млрд грн.

В 2037 году, через 18 лет после того, как Владимир Зеленский стал президентом Украины, молодые украинцы будут получать деньги до своего совершеннолетия. От государства

Но настоящей “фишкой” уходящего года стала президентская инициатива экономических паспортов для детей, рождающихся с 2019 года – года его прихода к власти в Украине.

По задумке Владимира Зеленского, до своего совершеннолетия эти дети должны получить выплаты на покупку жилья или образование из фонда будущих поколений. Он уже подал соответствующий законопроект в парламент, и депутаты планируют начать его рассмотрение уже в январе следующего года.

Авторы законопроекта рассчитывают, что на каждого ребенка, рожденного с 1 января 2019 года, государство будет вносить взносы в две минимальные зарплаты.

Если фонд будущих поколений начнет работать с 2023 года, то, как рассчитали его идеологи, первый государственный взнос в фонд составит около 22 млрд грн (из расчета, что минимальная зарплата составит 7 176 грн).

Авторы закона считают, что, по нынешней демографической статистике, в 2037 году, когда фонд должен осуществить первые выплаты, он будет оперировать суммой более 1,8 трлн грн, а выплаты на каждого участника фонда в тот год составят 626 125 грн.

Оплачивать эту инициативу собираются за счет доходов, которые бюджет получает от ренты – платы за использование недр, которые в настоящее время успешно пополняют бюджет и обеспечивают финансирование других расходов.

В этом году на фоне рекордных цен на сырье рентные поступления в бюджет значительно превышают план. Но ценовая конъюнктура может измениться, и доходы от полезных ископаемых снизятся так же стремительно, как и выросли.

“Обманчивое впечатление”

“Украинцы должны знать, что все эти вещи делают за их счет”, – говорит исполнительный директор центра социально-экономических исследований CASE-Украина Дмитрий Боярчук.

Он является автором петиции, которая требует от власти во всех информационных материалах о своих достижениях указывать, что на самом деле они финансируются из бюджета на средства налогоплательщиков. При этом подпись об этом должна быть не менее 25% от площади самого сообщения.

“Работа, которую чиновники и депутаты должны выполнять в ежедневном режиме (строительство дорог, объектов социального назначения и т.п.) в соответствии с условиями найма работодателями (т.е. избирателями), представляется как личное достижение отдельно взятых людей, – говорится в петиции. – Причем не указывается, за чей счет выполняются работы, которые могут создавать у людей обманчивое впечатление об источниках происхождения средств для создания тех или иных инфраструктурных объектов или объектов социального значения”.

Авторы петиции также отмечают, что под это требование подпадают и объекты, построенные за кредитные средства или средства, полученные под государственные гарантии, ведь “государство получает ссуды под гарантию будущих налоговых поступлений, то есть государственные ссуды также ложатся на плечи налогоплательщика”.

Еще в конце ноября эта петиция набрала нужные 25 тысяч подписей. А в начале декабря на нее ответил президент.

Мол, он поддерживает идею широко информировать общественность, в частности об источниках средств на программу “Большое строительство”, которая, по мнению президента, спасла экономику Украины от рецессии:

“Благодаря масштабным государственным инвестициям в национальную инфраструктуру в 2020 году Украина впервые за всю историю независимости смогла сдержать спад экономики в период рецессии на уровне ниже среднего по сравнению с ключевыми торговыми партнерами. Таким образом, можно утверждать, что впервые за длительное время средства налогоплательщиков тратятся с максимальной экономической эффективностью”, – считает президент.

Но для информирования общественности о таких достижениях за их счет президент предлагает не добавлять соответствующую информацию в каждое сообщение или рекламу, а создать “отдельный онлайн-ресурс”.

“Это лучше, чем ожидали”, – говорит о президентском ответе Дмитрий Боярчук и объясняет: с самого начала в ОП воспринимали петицию “как прямой наезд” и видели за ней нечто политическое.

На самом же деле, говорит экономист, CASE-Украина уже давно олицетворяет инициативу “цена государства”, в которой пытается объяснить, какие налоги платят граждане Украины, и куда идут эти средства.

Сейчас большинство граждан не осознают, что именно они финансируют государство Украина и его власть, а не власть “поддерживает” граждан.

“Разве что частные предприниматели приблизились к пониманию этого”, – говорит Дмитрий Боярчук, объясняя, что когда у власти появляется новая инициатива и под нее нужны деньги, бизнес ощущает на себе следующую волну налогового давления.

“А другие, может, и слышали о том, что там что-то начисляется на их зарплату на работе, но то, что они платят, вообще не видят и не осознают, и не понимают, о чем речь”.

А непонимание, кто за что платит в государстве, дорого обходится гражданам.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-12-15