Если закроют вентиль? Что будут делать Европа и Украина без российского газа

gts

“Прекращение давления на геополитические интересы”, “недопущение расширения западной сферы влияния” – так в 1948 году в Москве объясняли начало блокады Западного Берлина. 

Она началась с перекрытия всех поставок главного энергоносителя тех времен – угля – железной дорогой и грузовым транспортом. За несколько дней к углю добавились продукты питания, строительные материалы и лекарства.

Союзники – США, Британия и Франция – преодолели блокаду, организовав поставки всего необходимого через “воздушный мост”, доставляя самое необходимое самолетами.

Послевоенное поколение детей из Западного Берлина до конца жизни помнило о “Rosinenbomben” – “изюминках”, когда с самолетов падали пакетики со сладостями.

Но одним из самых серьезных результатов почти годовой блокады Западного Берлина стало образование НАТО.

Теперь Москва выступает против его расширения на восток и именно этим объясняет концентрацию войск на границе с Украиной. Самое большое со времен завершения Второй мировой, как говорят западные партнеры Украины и НАТО.

Они также говорят, что готовы прибегнуть к беспрецедентным санкциям против России, если она нападет на Украину.

Но и Россия может ответить на эти санкции, – возможно, новой блокадой, преодолеть которую “изюминковыми бомбардировками” будет не так легко.

В чем проблема?

Россия является ведущим поставщиком нефти, газа и угля в Европу.

Поэтому, когда Запад говорит о жестких санкциях против России в случае, если она вторгнется в Украину, в частности, и о конце проекта “Северный поток-2”, в Европе – в определенных странах больше, чем в других – сразу же думают, что делать, когда Россия нанесет ответный удар и прекратит поставлять энергоносители.

Особенно трудно будет с газом – его доставка все еще преимущественно зависит от трубопроводов, и быстро найти альтернативу большим объемам сложно.

Насколько все серьезно?

Газ составляет около 20% в энергетическом балансе Европы. Конечно, каждая страна имеет свои особенности, предпочитая ядерную энергетику, как Франция, или газ, как Германия, которая решила отказаться от АЭС.

Крупнейшим поставщиком газа в Европу является Россия. И в 2020, и в 2021 на нее приходилось более 40% общего европейского импорта газа по трубопроводам.

Для сравнения: поставки из Норвегии – второго крупнейшего поставщика в Европе – более чем в два раза меньше. Из Алжира – еще вдвое меньше, чем из Норвегии.

За 2021 год Россия экспортировала в Европу около 128 млрд. кубов газа.

Около трети этих поставок (а раньше – до половины) идут через Украину.

По данным оператора ГТС Украины, в 2021 году через страну в Европу прошло 41,6 млрд. кубометров российского газа. Это на четверть меньше по сравнению с 2020 годом. Общая же проектная мощность украинских трубопроводов 146 млрд кубов.

Откуда Европа импортирует газ (Данные Eurostat)

  • 46,8% из России в первом полугодии 2021 года
  • 20,5% из Норвегии в первом полугодии 2021
  • 43,9% из России в 2020 году
  • 19,9% из Норвегии в 2020 году

Такая позиция на европейском рынке позволяет России определять и то, сколько стоит газ.

Мировые цены на энергоносители начали расти в начале прошлого года. По данным Евростата, уже за первую половину 2021 года объемы газа, который Россия поставила в Европу, достигли 60% от объемов 2020 года. А вот доходы от этих поставок взлетели до 90% от того, что Россия получила за свой газ за год до того.

Высокие цены позволили РФ получать больше денег за меньшие объемы, во втором полугодии она прикручивала вентиль. Хотя в Москве заявляли, что выполняют все контракты, европейские хранилища практически не заполнялись, а осенью цены на газ превысили исторический рекорд в 2000 долларов за тысячу кубов.

В декабре 2021 года цены на газ побили очередной рекорд в 2200 долларов за тысячу кубов, но в целом в последние три месяца прошлого года цены на газ в Европе колебались между 2000 и 1000 долларов, при этом их уменьшение происходило после очередных заявлений президента Путина о возможности того, что Россия нарастит поставки в Европу.

В начале 2022 года даже в Международном энергетическом агентстве признали: за газовым кризисом в Европе стоит Россия. Глава агентства Фати Бироль заявил, что Россия придерживает минимум треть запасов газа, которые могла бы транспортировать в Европу.

“Из-за поведения России на европейском газовом рынке появились признаки дефицита, – заявил глава МЭА. – Низкие поступления российского газа в Европу совпадают с обострением геополитической напряженности по отношению к Украине”.

Этот тезис уже долгое время повторяет Украина, наблюдающая, как неуклонно уменьшается поток российского газа, идущего через ее территорию.

В феврале тезис о том, что за поставками газа и его ценой стоят политические мотивы, получил еще одно подтверждение. Как только с 1 февраля “Газпром” увеличил прокачку газа по украинскому коридору, цена газа в Европе упала ниже 900 долларов. При этом транзит вырос почти вдвое. Если в январе Россия транспортировала в среднем 54 млн. кубов газа в сутки, то в феврале эти объемы превысили 100 млн. кубов.

Тепло и газ из-за Атлантики

В начале зимы в Европу начали прибывать дополнительные объемы сжиженного газа.

Во-первых, российские надежды на “генерала Мороза” не оправдались. Традиционно холодный январь оказался теплее практически во всей Европе. И спрос на газ снизился.

Во-вторых, в Европу стали прибывать дополнительные объемы сжиженного газа. В конце года поставки составляли до 400 млн кубов ежедневно – это в разы больше, чем Россия транспортировала в Европу через Украину. И шли они в основном из США.

Но где был этот газ раньше и будет ли его достаточно, чтобы перекрыть нехватку российского газа?

LNG-революция

После газового кризиса зимы 2009 года, когда Россия на несколько дней прекратила поставки через Украину, а потребители в Европе замерзали в своих домах, в ЕС сделали выводы и стали расширять инфраструктуру, необходимую для принятия танкеров со сжиженным газом. В настоящее время таких терминалов почти три десятка по всей Европе.

Казалось, что есть и ресурс, чтобы заполнять танкеры и везти газ в Европу морем.

В первую очередь речь шла о последствиях “сланцевой революции” в США в 2010-х, которые позволили нарастить газовый экспорт в 5 раз.

Собственно, некоторые европейские LNG-терминалы (из английского liquefied natural gas – сжиженный (сжиженный) природный газ) строились именно с прицелом на американские поставки.

И когда Дональд Трамп советовал Германии не строить новые газопроводы из России, некоторые из обозревателей видели в этом лоббирование интересов американских добытчиков газа.

Но Германия и другие партнеры “Газпрома” в Европе выбрали “Северный поток-2”, а танкеры с американским, катарским и австралийским газом пошли в Японию, Китай (два крупнейших импортера сжиженного газа), Южную Корею, Индию и другие азиатские страны. Они предлагали лучше цены, чем Европа.

В декабре 2021 года, когда цены на газ на европейских хабах превысили 2200 долларов за тысячу кубов, газовые танкеры наконец-то взяли курс на Европу.

Обозреватели предполагают, что при худшем сценарии, когда Россия прекратит поставлять газ в Европу, некоторые из крупных импортеров сжиженного газа могут уступить часть своего ресурса. Но, по оценкам аналитиков, перенаправление танкеров в Европу сможет покрыть 10-15% нехватки российского ресурса.

Когда журналисты спросили официального представителя Еврокомиссии Тима Макфи, действительно ли речь идет лишь о 15%, он ответил, что это гипотетический вопрос, в котором много неопределенных факторов.

В январе, по данным Gas Infrastructure Europe, LNG-терминалы в Европе работали близко к своим проектным мощностям – были задействованы на три четверти. Однако отдельные страны загружали все, что есть на полную: Франция – на 99%, Нидерланды – на 91%, Бельгия – на 85%.

В конце 2021 г. США стали №1 поставщиком сжиженного газа в мире

Американская добыча, предназначенная для экспорта, уже несколько месяцев работает на максимуме. По сути, это позволило США в декабре прошлого года выйти на первое место по объемам экспорта сжиженного газа, опередив Катар и Австралию. И это всего за пять лет с 2016 года, когда от берегов США отплыл первый LNG-танкер.

До последнего времени львиная доля этого газа шла в Китай, который начал восстанавливать экономику после пандемии и решил отказываться от угля и переходить на более чистые источники энергии.

Но к концу года до половины американского газа уже шло в Европу.

Но как долго это продлится?

Ничего личного, только бизнес?

В агентстве США по энергетической информации ожидают, что и в 2022 году США сохранят за собой первое место среди экспортеров сжиженного газа.

Однако газ в США добывают частные компании, вложившие немалые деньги в развитие добычи и экспортную инфраструктуру.

И президент страны не может заставить их поставлять газ в Европу вместо Азии только по геополитическим мотивам.

Американские СМИ пишут, что хоть Джо Байден и пытается договориться с газовиками, он по большей части подвергается

Ответ: “это так не работает”.

США параллельно ведут переговоры о наращивании поставок из региона Персидского залива, в частности Саудовской Аравии, где могут убеждать партнеров геополитическими соображениями.

Но эти источники, как Норвегия, с которыми свои переговоры ведет Еврокомиссия, ограничены. ЕС также ведет дополнительные переговоры с еще одним из главных игроков на рынке сжиженного газа – Катаром. Но понятно, что стороны воздерживаются от комментариев по поводу конкретных результатов переговоров.

В настоящее время США и ЕС на самом высоком уровне договариваются о гарантиях энергетических поставок на случай чрезвычайной ситуации. 7 февраля должно состояться заседание Энергетического совета США-ЕС.

В конце января в совместном заявлении президент США Джо Байден и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подчеркнули:

“Соединенные Штаты и ЕС совместно работают над обеспечением непрерывных, достаточных и своевременных объемов газа в ЕС из разных источников по всему миру для того, чтобы избежать шоков со снабжением, в том числе и тех, которые могут возникнуть в результате дальнейшего вторжения России в Украину”.

Показательно, что в этом заявлении США и ЕС предусмотрели и определенные гарантии для Украины, которая, хоть и транспортирует российский газ в Европу, не импортирует газ напрямую из России с конца 2015 года.

“Мы разделяем цель обеспечить энергетическую безопасность Украины и ее дальнейшую интеграцию в европейские рынки газа и электроэнергии”, – говорится в заявлении.

Но что именно можно сделать и что делает сама Украина?

Старые и новые “линии обороны” 

“Самым желательным сценарием для Украины и наших партнеров, декларирующих поддержку Украины, остается сохранение транзита нашей территорией”, – заявил глава оператора ГТС Украины Сергей Макогон.

“Украинский транзитный маршрут — это фундамент энергетической безопасности Европы и основа для стабильной экономики Украины. Это также уникальная “линия обороны”, защищающая Украину от угрозы вторжения”.

Украина уже долгое время убеждает западных партнеров перенести точку импорта российского газа на восточную границу страны. Однако если раньше немногие из европейских клиентов “Газпрома” хотели/могли изменить таким образом свои контракты, то с угрозой вторжения этого не будет делать никто.

Собственной добычей Украина покрывает до двух третей своих потребностей в газе. Определенную часть можно “поднять” из хранилищ, но они постепенно иссякают. Остальное нужно импортировать.

Импорт газа из Европы преимущественно происходит благодаря “виртуальному реверсу” – Украина отбирает из трубопроводов то, что идет в западном направлении, в обмен на такие же объемы газа из Европы на восток.

По итогам 2021 года доля “виртуального реверса” (backhaul) почти 90% всего импорта, который составил 2,56 млрд кубов.

Впрочем, эта цифра несколько искажает традиционную ситуацию, ведь из-за рекордных цен на газ в 2021 году Украина почти ничего не покупала. Импорт фактически прекратился в октябре прошлого года и в целом был в разы меньше, чем в 2020 году.

Теперь Киев все активнее ищет возможности реального импорта.

С 1 февраля Украина впервые начала физический импорт газа из Венгрии.

“Раньше система ГТС могла работать только в направлении из Украины в Венгрию. Благодаря проведенным техническим мероприятиям была создана возможность транспортировки газа в обоих направлениях”, – сообщил глава ОГТСУ Сергей Макогон, подчеркнув, что “венгерское направление стало вторым после Словакии гарантированным маршрутом поставки газа в Украина – даже в случае отсутствия транзита”.

Буквально через несколько дней ОГТСУ сообщила и о расширении возможностей импорта газа через Словакию – на 15 млн кубов в сутки.

“Украина и Словакия договорились о тестовом увеличении гарантированных мощностей для физического импорта газа из Европы до 42 млн куб. м в сутки”, – говорится в сообщении компании.

Итого Словакия и Венгрия могут дать до 50 млн кубов газового импорта в сутки – подсчитал министр энергетики Герман Галущенко.

Но в целом суточное потребление газа в Украине зимой составляет до 140 млн кубов, а в морозные дни – до 200 млн кубов. При этом собственная добыча дает 50-55 млн. Так что все остальное нужно где-то искать.

История десятилетней давности со строительством собственного украинского LNG терминала под Одессой завершилась скандалом – оказалось, что первоначальное соглашение с украинскими чиновниками подписывал “лыжный инструктор”. Впоследствии стало ясно, что и Турция не намерена пропускать газовые танкеры через Босфор.

Теоретически есть возможность получать газ из LNG терминала в Хорватии на острове Крк. Впрочем, критики этого варианта поставок отмечают, что мощность этого терминала ограничена – всего 2,6 млрд кубов в год, а доставлять газ в Украину придется Трансбалканским трубопроводом через ряд стран, которые уже демонстрировали свою большую приверженность России, чем Украине.

То же можно сказать и о маршрутах поставок газа из греческих или турецких LNG-терминалов.

Уже несколько лет речь идет о возможности расширения поставок из Польши, построившей большой терминал для импорта сжиженного газа в Свиноуйце. Однако пока это так и остается проектом, который премьеры Украины и Польши в очередной раз обсудили во время встречи 1 февраля.

Однако польский PGNiG и ERU законтрактовали определенные объемы американского газа для Украины. Ожидается, что танкер должен прийти в терминал в Свиноуйске в феврале, а в украинскую ГТС попасть в конце марта, говорится в сообщении U.S.-Ukraine Business Council.

Владислав Онуфрей из министерства энергетики подтвердил эту поставку.

Но в любом случае Украина сможет купить газ в Европе, если он там будет, а цена на него будет “подъемной” для Украины, экономика которой переживает не лучшие времена.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-02-07