Эксперты рассказали о проблемах с электронными больничными в переходный период

С 1 октября начинают действовать электронные больничные в Украине. Основная проблема перехода от бумажных к электронным больничных в Запорожской области – это человеческий фактор. 

Об этом в студии программы “Сегодня. Главное” рассказали Константин Назаренко, начальник отдела страховых выплат и материального обеспечения и Ирина Новак, начальник отдела проверки обоснованности и выдачи листков нетрудоспособности Управления исполнительной дирекции фонда социального страхования Украины в Запорожской области.

Как отметил Константин Назаренко, электронные больничные должны были заработать еще с 1 сентября, однако переходный период их внедрения продлили. Соответствующий приказ Министерства здравоохранения Украины №18-36 был подписан 28 августа 2021.

Собственно за этот период пациенты могли получать как бумажные, так и электронные больничные. Начальник отдела страховых выплат говорит, самая большая проблема в переходе на электронные больничные в самих людях. Ведь происходит переход от бумажного варианта, которыми украинцы пользовались 85 лет.

Эксперт говорит, несмотря на трудности, работа с приемом листков нетрудоспособности пока продолжается: “В Запорожской области уже принято 4500 листков нетрудоспособности, это более 1400 заявлений расчетов от страхователей на сумму более 9 млн грн”.

Основным элементом в оплате электронных больничных, по словам Константина Назаренко, есть персональные кабинеты на сайте Пенсионного фонда Украины.

Ирина Новак, начальник отдела проверки обоснованности и выдачи листков нетрудоспособности Управление исполнительной дирекции Фонда социального страхования Украины в Запорожской области объясняет, пациенты могут не волноваться по поводу разглашения личной информации.

“Кроме врача диагноз никто не видит, не видит ни работодатель, ни пенсионный фонд. В фонде есть два врача, которые допущены в этот реестр, которые могут увидеть фамилию и должность врача, который выдал листок нетрудоспособности. Больше никакой личной уязвимой информации мы иметь не можем”, – отмечает эксперт.

Эксперты рассказали о пути от начала нетрудоспособности человека до страховых выплат:

  • пациент обращается к своему семейному врачу, который активирует больничный;
  • медицинское заключение подтягивается в реестр электронных писем нетрудоспособности, там уже автоматически создается листок нетрудоспособности. Лицу необходимо предупредить своего работодателя о том, что ему сформирован листок нетрудоспособности. С этого момента он будет доступен в кабинетах страхователя и застрахованного лица на портале пенсионного фонда;
  • после того, как страхователь, работодатель увидит этот листок нетрудоспособности у него будет статус готов к оплате;
  • после 5 дней окончания нетрудоспособности этот листок является основанием для получения материального обеспечения (если нет оснований для отказа в оплате);
  • отдел кадров определяет, сколько дней фактически лицо болело, было ли неработоспособно по другим причинам, имеет ли страховой стаж и направляет в комиссию социального страхования на предприятии – именно этот орган или назначает или отказывает в предоставлении материального обеспечения;
  • комиссия выносит свой вердикт в течение 10 дней и составляет протокол о назначении или об отказе в назначении. Если помощь предназначена, бухгалтерия имеет 5 рабочих дней для того, чтобы предоставить расчет в фонд социального страхования;
  • теперь застрахованное лицо может обратиться к страхователю чтобы узнать дату подачи заявки;
  • зная дату, можно отслеживать свой листок нетрудоспособности в телеграмм-канале фонда социального страхования, где ежедневно обновляется информация.

Ирина Новак отмечает, важно заходить в свой персональный кабинет на сайте Пенсионного фонда, ведь могут допускаться ошибки, которые могут затянуть процесс. Например, говорит эксперт, врач может неправильно внести данные, нужно персонально сверять их. Изменение паспорта, фамилии также должны быть отражены в личном кабинете.

“Данные людей, которые устраиваются на первую работу, могут заноситься работодателем в пенсионный фонд в течение 3-х месяцев, квартала. Поэтому, если работник устроился на работу и заболел через неделю-две, этих данных может не быть в кабинете. Поэтому нужно позаботиться, чтобы эти данные поступили в пенсионный фонд”, – добавляет Ирина Новак.

Константин Назаренко рассказывает, в случае, если ваш листок нетрудоспособности продолжают, работодатель это также видит на сайте Пенсионного фонда: “На сайте Пенсионного фонда есть номер о случае нетрудоспособности. Это не номер больничного, это номер случае нетрудоспособности, преимущественно шестизначный число. Если это число совпадает – это один страховой случай, оплачивать его должен работодатель в течение 5-ти дней, с 6 шестого – за счет фонда”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-10-01