Водитель электросамоката сбил пожилую женщину, на водитель электросамоката наехала машина, електросамокатчик толкнул пешехода. Такие заголовки все чаще появляются в СМИ.
Электросамокаты в Украине приобрели популярность во время полного локдауна и закрытия общественного транспорта. Они мобильны, доступны и экологичны.
Но самый большой вопрос – в их правовом статусе. А он до сих пор не определен. И к урегулированию их движения немало вопросов.
Что такое электросамокат? Является ли он видом транспорта, как правильно им пользоваться и с какого возраста?
Преимущества электронной самокатов
“Электросамокат имеет множество преимуществ – это удобно, прикольно, быстро, дешево и экологично. Он не требует особых навыков – стал и поехал”, – убеждает Анна Даниленко, сопредседатель общественной организации “Велодень Киев” и инициатор создания движения легкого персонального транспорта (ЛПТ ).
С многочисленными локдаунами и закрытием общественного транспорта киевляне массово пересели на автомобили, повлекшие пробки – поездка Киевом занимала 1,5-2 часа.
Поэтому люди стали покупать электросамокаты, потому что они могут спланировать свое время и добраться до места назначения без задержек. С удаленного района Киева в центр гарантированно можно доехать за 40-60 мин.
“Я шучу, что КГГА закрытием общественного транспорта сделала для развития экологического транспорта больше, чем мы все вместе за 10 лет всевозможными акциями”, – говорит Анна Даниленко, неоднократно организовывала акции в поддержку велосипедистов.
По ее словам, киевляне также стали покупать и велосипеды. В 2020 году количество велосипедистов увеличилось в 2,5 раза. И это ощутимо на дорогах.
“Но есть вопрос: как преодолеть киевские склоны, где запарковаться и где переодеться. На электросамокате этих проблем нет. Ты становишься, нажимаешь на ручку и едешь. Он компактный, можно комбинировать с общественным транспортом и метро. Не нужно прилагать усилия, потому что вместо тебя это делает электромотор. И стоит это 5 грн на 100 км на зарядку. То есть это еще и значительная экономия денег”, – рассказывает активистка.
Электрический транспорт будет преобладать в будущем, убеждена она.
Что такое ЛПТ
Легкий персональный транспорт (ЛПТ) только начинает развиваться в Украине. Кроме самокатов – как электрических, так и обычных – сюда относят более 12 наименований гаджетов, в частности Сигвеи, моноколеса, ролики и електроролики, гироскутеры тому подобное.
Активистка Анна Даниленко вместе с представителями этого сообщества дают такое определение ЛПТ – это транспортные средства, используемые для перевозки человека и имеют вес до 50 кг.
Активисты только делают первые шаги в борьбе за признание этих гаджетов видами транспорта и узаконивание. В частности, в первом чтении уже принят законопроект №3023, который должен помочь организовать дорожное движение для электрических гаджетов.
Движение электротранспорта во многих европейских странах приравнивают к велосипедам. Таким образом электросамокаты могут двигаться по велодорожкам. В то же время в Украине еще нет достаточной инфраструктуры и появится она, по прогнозам активистки, через 7-10 лет.
Если райдеры достаточно опытные, они могли бы ездить по дороге, обозначать себя светоотражающими элементами, фонарями и показывать все маневры. Но сейчас правила это никак не регулируют.
При этом Анна Даниленко напоминает, что Украина занимает второе место в Европе по количеству ДТП на наших дорогах ежегодно гибнет и травмируется много людей.
И представители легкого персонального транспорта будут выбирать для себя безопасность и возможность не травмироваться, используя тротуар.
“Смотри, куда идешь”
Святослав ездит на самокате по тротуару. Он велосипедист со стажем, но когда пользуется электросамокатом, то не выезжает на дорогу. “Я же не самоубийца”, – добавляет он.
Электросамокаты на прокат считает очень удобный способом передвижения, ведь с помощью приложения в смартфоне можно видеть, где ближайший девайс, здесь же в приложении оплатить и пользоваться.
Святослав также наблюдает, что некоторые владельцы частных самокатов обгоняют его пути, когда он на велосипеде, развивая скорость до 30 км/ч.
Наибольшую огласку получил конфликт самокат-пешеход в случае с известным телеведущим Романом Винтонивым, известным как Майкл Щур. Журналист и водитель самоката не пришли к согласию, кто кого должен пропустить на “зебре”, из-за чего и выясняли отношения.
Киевлянку Евгению сбил самокат на тротуаре. Она вышла из перехода, а из-за поворота на нее налетел человек на самокате. Девушка упала. “Смотри, куда идешь”, – бросил он ей на ходу и поехал дальше. Ссадины и царапины на коленях и ладонях – так начался ее рабочий день.
Ольга ехала на электросамокате тротуару с небольшой скоростью, когда ее сбила машина, которая стремительно уехала из арки дома в центре Киева. Это один из комитетов Верховной Рады, с чем Ольга и связывает дальнейший ход событий.
Женщину госпитализировали в реанимацию с сотрясением мозга, травмой головы, ушибом плеча и руки. По словам Ольги, полиция не спешила брать у нее показания. После пяти дней в больнице потерпевшая настояла на проведении судмедэкспертизы и следит за рассмотрением своего производства по ДТП.
Ирония ситуации заключается в том, что Ольга – промышленный дизайнер. В 2016 году она защитила дипломную работу из городского трафика, в частности работала над Ховербайком – летательным мотоциклом – как одним из средств передвижения будущего.
НЕ транспорт
Рост спроса на электросамокаты видит и власть. В КГГА объясняют, что использование электросамокатов на законодательном уровне сегодня не урегулировано.
Городская власть проводит активную работу с операторами проката, но пока представить ее результаты не готова.
По действующему законодательству, электросамокаты не являются транспортом, а их пользователи – не участниками дорожного движения, объясняет Влад Самойленко. Он возглавляет общественную организацию Urban crew, которая отстаивает комфортные и безопасные условия для всех жителей и гостей Киева.
По словам Самойленко, электросамокаты – это новая динамичная категория, и именно сейчас происходит поиск правильных и безопасных методов урегулирования таких отношений.
В полиции часто возникают трудности в квалификации лиц, причастных к ДТП с участием самокатчиков. Чаще их приравнивают к пешеходу, хотя они таковыми не являются по меньшей мере из-за скорости движения таких девайсов, которая очень часто опасна именно для пешеходов, добавляет Влад Самойленко.
Прокатные электросамокаты имеют определенные ограничения в скорости (как за рубежом, так и в Украине) – от 15 до 25 км/ч.
Для сравнения – средняя скорость пешехода 4-5 км/ч. В отношении частных электросамокатов, то владелец самостоятельно устанавливает ограничения скорости. По наблюдению активистов, она может достигать 40-60 км / ч.
Именно учитывая скорость пользователей электросамокатов просят пользоваться велоинфраструктуры. Но около 100 км велополос и велодорожек в Киеве не могут удовлетворить спрос велосипедистов и електросамокатчиков.
Требования к электросамокатов и контроль за передвижением сейчас очень размыты, добавляет Влад Самойленко.
Что делать в случае ДТП
В патрульной полиции признают, что работа по урегулированию движения электрического транспорта только продолжается.
Законопроект №3023, который должен ввести правовое регулирование новой категории участников дорожного движения – пользователей персонального легкого электротранспорта, только готовится ко второму чтению.
Полиция столкнулась с трудностями при определении юридического статуса владельца самоката, который попал в ДТП с авто во Львове.
В то же время, добавляют в полиции, ответственность за нарушение пользователями электротранспорта правил дорожного движения предусмотрена изменениями в Кодекс Украины об админнарушении.
“Несмотря на то, что пользование таким транспортом не урегулировано законом, все его пользователи должны позаботиться о собственной безопасности и помнить, что они также являются участниками дорожного движения, хотя и с неопределенным статусом. Именно поэтому они, как и все остальные участники дорожного движения , должны неукоснительно соблюдать требования ПДД”, – ответили в патрульной полиции.
Если вы стали участником инцидента с участием электросамоката, то действуйте так, как и при ДТП с другими видами транспорта: оставайтесь на месте и вызывайте патрульных.
“Инспекторы, которые прибудут на место происшествия, решат, что делать. Принимая во внимание возможные полученные травмы они или самостоятельно оформят ДТП, или сообщат следователям в случае травмирования участников события”, – пояснили в полиции.
Зарубежный опыт. Какой он
Электросамокаты – новый тренд, и во всех странах происходят попытки урегулировать движение.
“Появление этих устройств – это взрывное явление, они сначала появляются, а потом тушат пожар и регулируют их деятельность. Это печальная сторона вопроса, но так оно выглядит примерно во всех странах”, – объясняет Богдан Лепявко, председатель U-Cycle ( ОО “Ассоциация велосипедистов Киева”).
Он развивает велодвижение в Украине, но исследовал и развитие легкого персонального транспорта в Европе.
Например, в Польше урегулировали лишь в прошлом месяце, в Германии – в апреле прошлого года, в Британии – в сентябре. В Турции этот вид передвижения еще не урегулировали, а в Сингапуре законодательство по электронной самокатов меняли трижды за последние два года.
“В конце все приходят к тому, что электросамокаты – это вид транспорта, который по скорости, массе и мощности приравнивается к велосипедам, и, соответственно, на них распространяются те же правила”, – рассказывает Богдан Лепявко.
Обычно страны прописывают правила учитывая сервисы аренды. Ведь самокатами в Европе пользуются по принципу шеринга (совместного пользования) – как одной из опций городской мобильности.
В Нидерландах как велосипедной стране запрещены любые электрические устройства. Здесь электросамокаты приравненные к мопедов, на которые надо получать права.
Но большинство европейских стран отнеслись к этому более либерально, резюмирует эксперт.
А что со скоростью?
Основные принципы по урегулированию движения е-самокатов в мире – ограничение скорости (20-25 км / ч) и мощности – от 250 Вт в Швеции до 1 кВт в Эстонии.
Для самобалансированных устройств (гиробордов и моноколес) мощность несколько больше, так как в таких устройствах часть мощности расходуется на поддержание равновесия, а не на поступательные движения, объясняет Богдан Лепявко.
Максимально разрешенная скорость движения – 20-25 км/ч. Если устройство технически может ехать более 20-25 км / ч, то он уже не попадает в эту категорию и приравнивается к мопеду, на управление которым требуются права.
Движение по тротуарам запрещено почти везде – во Франции, Германии, Испании (за исключением нескольких городов), Австрии, Швеции и других. Рекомендуется двигаться по велодорожке, а если ее нет, тогда – по краю проезжей части.
Если где и можно проехать на электросамокате тротуару, то только с ограничением скорости до 5-10 км / ч.
По возрастных ограничениям использования электротранспорта, то они в каждой стране могут быть разные. Шлемы в одной из стран не являются обязательными, но рекомендуемым.
Также в большинстве стран прямо прописано, что этот электрическое устройство для передвижения может использовать только один человек.
“То, что люди получили возможность повысить свою городскую мобильность, положительная сторона”, – убежден председатель “Ассоциации велосипедистов Киева”. В то же время отсутствие урегулирования и инфраструктуры – отрицательную сторону этого явления, добавляет Богдан Лепявко.
Утопия или единственная возможность
Что делать сейчас, пока закон, который будет регулировать движение электросамокатов, еще не принят? Договариваться, убеждена Анна Даниленко.
“Наша задача сейчас – объяснить, как самим пользователям, так и всему обществу, почему легкий персональный транспорт – это хорошо. Формировать культуру взаимодействия, создавать правила и инфраструктуру для того, чтобы этот транспорт распространялся. Потому что за ним будущее”, – говорит активистка.
Она рассказывает о принципе общей зоны для всех, применяемый в Европе. Где все движутся общей дорогой и тот участник движения, который в быстром или более тяжелом виде транспорта, отвечает за того, кто менее защищен.
Эти приоритеты оговоренные в обществе, они регулируются правилами и штрафами. И работают.
“Мы очень часто слышим, что в Украине не так, и менталитет у нас не тот, поэтому ничего невозможно изменить. При этом наши люди едут в Европу и почему-то там соблюдают правила”, – объясняет Анна Даниленко.
Европейские коллеги советуют прописать четкие правила игры, договориться и все будет работать.
“Нам надо начинать коммуницировать. У нас много адекватных людей и мы как общество можем договариваться. Это новое. Это болезненно. Но это возможно. Других путей развития я не вижу”, – резюмирует активистка.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.