Этапы развития ребенка. Какие ошибки совершают родители и как их избежать

Если вы полистаете родительские группы в соцсетях, то обязательно встретите обсуждение этапов развития детей в соответствии с возрастом – когда ребенок должен начать ползать, садиться или ходить. 

И это происходит не только в соцсетях, ведь достижение каждого такого этапа ребенком уже давно стало для родителей поводом для празднования – или стресса.

Например, один недавний опрос показал, что примерно шесть из 10 родителей в США волнуются из-за того, достигнут ли их дети вовремя этих этапов. Но мало кто знает, что именно и когда должно произойти.

Другие родители выбирают противоположный подход и не обращают внимания на время, когда ребенок приобретает новые навыки, потому что верят, что он будет развиваться в собственном темпе.

В этой связи возникает вопрос: в чем смысл этапов развития и как родителям их использовать? Являются ли они ключевым инструментом, который может помочь нам заранее заметить, что что-то не так ли? Или это просто еще один способ для родителей похвастаться друг перед другом?

Ответ на этот вопрос частично зависит от того, что именно мы имеем в виду под этапами. Для начала причины их важности, которые приводят медики, могут отличаться от взглядов родителей.

“На очень конкретном уровне этап – это определенные вещи, которые ребенок может или не может делать”, – говорит Крис Шелдрик, доцент Бостонского университета, специализирующийся на детских протоколах обследования.

Он приводит пример: если вы участвуете в гонке на 10 км, в точке 5 км может быть маркер, отмечающий этот этап. По определению, в начале гонки его еще никто не достиг. Однако до конца гонки пройти его должны все.

Проверка прогресса отдельного ребенка по этим маркерам может помочь медикам оценить его развитие. Но поскольку лучше своего ребенка знают родители, по мнению экспертов, им может быть полезно приблизительно знать, когда младенцы, как правило, делают что-то впервые (хотя относительно идеи типичного развития есть важные оговорки, о которых мы поговорим позже).

Когда родители очень спокойно относятся к этапам – предполагая, что их ребенок еще не пытался ползать или ходить просто потому, что он, например, носит более спокойный характер – они могут не обратить внимания на другие возможные причины, которые могут быть важными.

“Безусловно, есть дети, чей характер влияет на то, что они готовы делать. Так что они вполне могут начать делать что-то позже, – говорит Кейтлин Рикерд, детская физиотерапевт из Нью-Йорка. – Но когда это начинает выходить за пределы ожидаемого диапазона, обычно есть что-то, на что нужно обратить внимание. Причина есть, независимо от того, насколько большой или маленькой она может быть”.

Задержки развития являются привычным явлением – с ними сталкивается каждый шестой ребенок в США. Сама по себе задержка не свидетельствует о каком-либо заболевании – например, один осмотр 404 18-месячных детей, не ходивших самостоятельно, обнаружил, что у двух третей не было какой-либо патологии.

Однако когда проблема есть, очень важно ее идентифицировать в как можно младшем возрасте. Например, задержка речи может являться признаком аутизма, а позднее начало хождения может быть признаком ДЦП. Раннее выявление таких отличий может помочь родителям понять и поддержать уникальное развитие своего ребенка.

“Мы знаем, что в первые три года жизни у ребенка очень активно развивается мозг, он многому учится и достигает многих этапов развития – а это также означает, что это лучшее окно возможностей, чтобы при необходимости изменить ситуацию”, – говорит Рикерд.

Но этапы – это больше, чем инструмент для выявления глубинных проблем, говорит она. После работы в педиатрии со старшими детьми она поняла, что неспособность овладеть одним навыком могла вызвать эффект каскада. Возьмем, например, ребенка, которому трудно держать в руке карандаш, чтобы писать: это может быть связано со слабостью суставов рук ребенка, на которого могло повлиять то, что ребенок не получал надлежащую нагрузку во время ползания или лежания на животе, говорит он. .

Однако такой профессиональный подход к этапам развития отличается от того, как некоторые родители относятся к ним повседневной жизни: как к показателю будущих способностей или таланту – а также предмету конкуренции.

Действительно, есть определенные доказательства того, что раннее достижение определенных этапов может свидетельствовать о высшем интеллекте или лучших образовательных возможностях в более позднем возрасте. Но, говорит Шелдрик, это в целом верно для больших групп населения, а не для отдельных детей. То есть если, например, вероятность стать профессиональным футболистом для ребенка с обычными темпами развития была 1 до миллиона, то для рано начинающего ходить ребенка он был бы 1 до 900 000, говорит он.

В то же время, подталкивание детей к достижению определенных этапов может привести к обратным последствиям. Например, есть доказательства того, что чрезмерное использование детских ходунков и прыгунов может мешать развитию моторики.

Шелдрик отмечает, что метафора гонки, где каждый километр символизирует новый этап, не совсем соответствует сложной реальности человеческого развития. Во время гонки вы видите, каким бегунам остается пробежать ровно 1 км до отметки 5 км. И вы можете оценить, когда они до нее добегут. И когда они это делают, вы будете знать точный момент, когда это произошло. И каждый бегун, закончивший забег, в определенный момент времени достигнет этой отметки.

На этапах развития ребенка такой четкости нет. Они тоже не являются универсальной концепцией. Их толкование и определение могут существенно отличаться в разных культурах – и даже в отдельных семьях.

“Хороший пример: “Может ли ваш ребенок ходить?”, – говорит Шелдрик, – Что вы подразумеваете под “ходить”? Может ли ваш ребенок пройти километр? Может ли он преодолеть путь к колодцу и обратно? Сделал ли он несколько шагов?”

Именно из-за такой неразберихи Центр контроля и профилактики заболеваний США (CDC) и Американская академия педиатрии (AAP) недавно обнародовали обновленные этапы развития, в которых пытаются использовать более конкретные формулировки.

Все усложняется тем, что дети развиваются очень быстро. Ребенок, не ходящий в полтора года, в год и семь месяцев уже может начать бегать. Но если осмотреть ребенка только в полтора года, можно сделать вывод, что он не “отстает”.

Также встает вопрос единиц измерения. Как решают, когда что-то “должно” произойти? И на каких данных это базируется?

Недавние изменения в список основных этапов CDC и AAP осветили многие из этих проблем. Почти 20 лет, как и многие другие официальные списки этапов развития, они базировались на принципе 50% – если 50% детей могут что-то делать до определенного возраста, то этот возраст определяли соответствующим возрастом для этого этапа.

Это могло заставить необоснованно переживать родителей других 50% детей. Это также побудило педиатров применять к детям, не достигшим определенного этапа, подход “подождать и посмотреть”, что иногда имело негативные последствия.

“Родители детей с инвалидностью сообщали о том, что недостатки у их детей диагностировали с задержкой, потому что им говорили подождать, ведь дети развиваются по-разному, и некоторым нужно больше времени, чем другим”, – пишут участвовавшие в разработке изменений исследователи.

В результате, в начале 2022 года CDC перенес свой ориентир на 75%. Но теперь риск заключается в другом: из-за более позднего возраста этапов родители также позже могут заметить задержку у ребенка.

Также возникает вопрос, откуда вообще происходят эти ожидания.

Исторически сложилось так, что было относительно немного сведений об этапах развития в крупных популяциях детей. В 20 веке психолог Арнольд Гезелл был пионером в количественном определении двигательных этапов, наблюдая за младенцами из белых семей среднего класса из Нью-Гейвена, штат Коннектикут, и описывая их поведение, движения и выражения. С тех пор многие свидетельства об этапах развития базировались на западных популяциях.

Но в других культурах раннее развитие может выглядеть совсем по-иному.

В Таджикистане, например, принято пеленать младенцев в возрасте двух лет и оставлять их в люльке, даже когда они бодрствуют. Таджикские дети действительно приобретают двигательные навыки позже, чем их западные сверстники. Но это, похоже, не имеет долгосрочных вредных эффектов. С другой стороны, в племени ЭФЭ в Демократической Республике Конго младенцы в возрасте 11 месяцев умеют резать фрукты с помощью мачете.

Родительские ожидания также разнятся. Одно древнее исследование 1997 года показало, например, что в то время как европейские и американские родители считали, что дети должны уметь самостоятельно есть до 13,7 месяцев, Пуэрто-Рико этого от детей ждали в 19 месяцев.

Сотрудники ЮНИСЕФ недавно столкнулись с этими культурными отличиями на практике. Одной из Целей устойчивого развития ООН является правильное развитие всех детей. В результате ЮНИСЕФ пришлось разработать универсальный механизм оценки этого развития, который могла бы использовать любая страна.

Это оказалось непросто. В сельской местности Мексики, например, сотрудники ЮНИСЕФ обнаружили, что сталкиваются с непониманием, когда спрашивают, может ли ребенок складывать блоки. В то же время вполне понятным там показался вопрос, умеет ли ребенок складывать дрова.

Авторы одного исследования, подчеркивая необходимость межкультурной перспективы, критически относятся к универсальному взгляду на этапы.

“Этапы развития моторики – это лишь кажущаяся версия того, что является важным навыком; это культурные условности, а не универсалии”, – говорят они.

Сегодня специалисты по развитию ребенка часто осознают эти ограничения – и пытаются их исправить. Обновленный список CDC, например, использует исследования около 5000 детей в Аргентине, Индии, Южной Африке и Турции. Однако остается открытым вопрос: сколько данных и сколько культур нужно представить, чтобы список этапов действительно был “универсальным”? И возможно ли это вообще?

Родителям, в свою очередь, следует помнить, что этапы должны приносить пользу, а не вызывать тревогу.

“Этапы развития важны. На них стоит обращать внимание, – говорит Шелдрик. – Если есть что-то, что вас беспокоит, стоит об этом говорить. Но пугаться не стоит”.

Жизнь – долгий и сложный процесс. И вряд ли решающее влияние на него будет иметь то, что научились выходить в полтора года или в год и восемь месяцев.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-01-15