Как мигранты попадают в Беларусь?

Несколько тысяч мигрантов застряли на границе между Польшей и Белоруссией. В ЕС обсуждают создание “черного списка” авиакомпаний, которые, по их мнению, активно способствуют нелегальному миграционному движению. 

Как мигранты попадают в Беларусь и как ЕС планирует реагировать на это.

Откуда прибывают мигранты?

В последние месяцы большинство из тех, кто пересекает границу Беларуси, а затем пытается попасть в ЕС, прибыли с Ближнего Востока и Афганистана, меньшее количество – из более отдаленных стран, в том числе из Африки.

По данным европейской пограничной службы Frontex, в сентябре (это последние имеющиеся данные) основными “поставщиками” мигрантов, пересекающих границу ЕС с восточного направления, были:

  • Ирак;
  • Сирия;
  • Афганистан;
  • Турция;
  • Иран.


С лета количество мигрантов неуклонно растет, и это лишь данные, которые зафиксировали и сообщили в Frontex.

Минск имеет регулярное авиасообщение с городами Ближнего Востока, среди которых – Стамбул, Бейрут, Дубай и Багдад.

Государственная авиакомпания “Белавиа” выполняет ежедневные рейсы из Стамбула. А российский “Аэрофлот” и “Турецкие авиалинии” регулярно летают в Минск.

По данным вебсервиса FlightRadar24, отслеживающего движение самолетов в режиме реального времени, на этой неделе ряд частных авиакомпаний предлагали рейсы в Минск из Багдада и Дубая.

Недавнее расследование показало, что сеть туристических фирм и контрабандисты, часто работающие через соцсети, организуют перелет и визы в Беларусь в рамках пакетных туров.

Кроме того, Беларусь ввела безвизовый въезд сроком на 30 суток для 76 стран, за исключением Ирака и Афганистана.

Премьер Польши Матеуш Моравецкий возложил вину за миграционный кризис на границе на президента России Владимира Путина, назвав Александра Лукашенко только исполнителем его воли. В Кремле назвали такое заявление безответственным и неприемлемым.

В Евросоюзе обвиняют Беларусь в том, что она создала хаос вблизи границ ЕС.

Реакция ЕС

Чтобы прекратить скопление на границах с Польшей и Литвой, Евросоюз обсуждает создание “черного списка” авиакомпаний, участвующих в транзите мигрантов.

Представитель Еврокомиссии Петер Стано сообщил, что Евросоюз следит не только за государственными авиалиниями и частными операторами, но и за чартерными компаниями, иногда предлагающими рейсы в последнюю минуту.

Пока нет подробностей по поводу шагов ЕС, но там заявили, что уже ведут переговоры с десятью странами по этому вопросу.

Это преимущественно страны Африки и Ближнего Востока – оттуда прибыло значительное количество мигрантов или выполнялись рейсы в Беларусь.

ЕС также имеет список из около 20 стран, через которые мигранты потенциально могут попасть в Беларусь, а затем в ЕС.

В этот список входит и Россия, откуда совершают регулярные ежедневные рейсы в Беларусь.

В августе ЕС попросил иракские власти приостановить все полеты из Багдада в Беларусь, на что Ирак согласился на ограниченный период.

Но в августе выяснилось, что некоторые рейсы не прекращались, а билеты на рейсы “Иракских авиалиний” из Багдада в Минск почти полностью распроданы.

Однако, по данным Frontex, в сентябре количество иракцев на восточных сухопутных границах с ЕС резко уменьшилось по сравнению с августом – с 1345 до 181.

Данных за октябрь пока нет, поэтому неизвестно, сохранилась ли эта тенденция.

Но частные операторы по-прежнему выполняют рейсы из Ирака в Минск, например, в ближайший четверг запланирован рейс из Багдада.

Есть также признаки того, что даже если прямых рейсов из Ирака в Беларусь стало меньше, мигранты находят маршруты через соседние страны, такие как Турция или Ливан.

В июне ЕС закрыл небо для белорусской государственной авиакомпании “Белавиа” из-за инцидента с самолетом Ryanair, в результате которого был задержан известный белорусский блогер Роман Протасевич.

Сообщают, что сейчас обсуждают продление санкций, чтобы “Белавиа” не арендовала самолеты у компаний, базирующихся в ЕС, – преимущественно ирландских, датских и румынских лизинговых фирм.

Ирландия отметила, что, хоть она поддерживает дальнейшие санкции, но могут возникнуть юридические проблемы по действующим лизинговым контрактам с “Белавиа”, которые необходимо выполнять.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-11-11