Как унаследовать имущество, находящееся на временно оккупированной территории Запорожской области

Около двух третей Запорожской области находится во временной оккупации, где не работают государственные структуры и соответственно невозможно получить документы украинского образца. Как оформить наследство, если имущество остается на временно оккупированной территории: с чего начинать и куда обращаться?

Об этом рассказала заведующая Пятой Запорожской государственной нотариальной конторой Екатерина Сидорук.

“На всей территории Украины, даже временно оккупированной, действует действующее украинское законодательство. Так что оформлять наследство на недвижимость нужно согласно законодательству Украины”, – отмечает Екатерина Сидорук.

Общий алгоритм действий:

  • обратиться в суд для установления факта смерти наследодателя;
  • получить свидетельство о смерти в ЗАГСе на основании судебного решения;
  • подать заявление и документы нотариуса.

Как установить факт смерти наследодателя?

Чтобы оформить наследство на территории Украины, прежде всего необходимо доказать, что наследодатель умер. Для этого следует обратиться в суд и предоставить доказательства смерти:

  • медицинское заключение (справка) о смерти;
  • свидетельство о смерти от органов ЗАГС на оккупированной территории.

Если нет ни одного из этих документов, то суд может принять во внимание фото или видео по захоронению, письменные показания свидетелей.

“В случае, если люди находятся на временно оккупированной территории и не имеют возможности уехать, могут подать заявление об установлении факта смерти через электронный суд. Для этого они подают заявление, которое подписывается электронной цифровой подписью, и предоставляют соответствующие доказательства”, – отмечает Екатерина Сидорук.

На основании судебного решения отдел ЗАГС должен выдать свидетельство о смерти и вот тогда уже можно подать заявление и документы нотариуса.

К какому нотариусу обращаться?

Для оформления наследия, находящегося на временно оккупированной территории, можно обратиться к любому нотариусу в Украине.

“Если человек не может сделать это самостоятельно, если есть возможность переслать заявление, но засвидетельствовать его он нигде не может, то тогда хотя бы написать от руки с личной подписью, чтобы нотариус имел возможность завести наследственное дело на территории Украины”, – отмечает Екатерина Сидорук.

Те, кто находится за границей, также могут обращаться и подавать документы через консульство, чтобы не упустить сроки открытия наследственного дела и права получить наследство.

Каков срок подачи заявления о принятии наследства?

В мирное время наследники должны были подать заявление о принятии наследства не позднее 6 месяцев с момента смерти наследодателя. Из-за военного положения этот срок продлен еще на 4 месяца.

“Сейчас это 10 месяцев с момента смерти человека. Прописано в постановлении Кабмина Украины №164 от 28 февраля 2022 года, что сроки для принятия или отказа остановлены, но не более чем на 4 месяца”, – отмечает Екатерина Сидорук.

Какие документы необходимы для оформления наследства?

Нотариусу необходимо предоставить:

  • свидетельство украинского образца о смерти наследодателя;
  • паспорт и идентификационный номер наследника;
  • документы, подтверждающие родственную связь с наследодателем;
  • завещание, при наличии;
  • правоустанавливающие документы на наследственное имущество.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-02-14