Как запорожские учреждения культуры переживали карантин выходного дня

Учреждения культуры почти каждую неделю вынуждены приспосабливаться к новым карантина. В течение трех последних недель осени в стране действовал “карантин выходного дня”. Однако его решили не продолжать. Это означает, что теперь к обычному режиму работы с соблюдением карантинных требований возвращаются все учреждения, запрещенные во время «локдауна от Кабмина», в том числе и культурные. 

Невозможность работать на выходных для театров, кинотеатров, филармоний, домов ударила по их финансовой части. Недавно министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко сказал, что доходы сферы культуры и гостиничного бизнеса вследствие карантина выходного дня сократятся на 50%. Как происходило на самом деле, и как переживали карантин выходного дня запорожские учреждения культуры.

Еще весной представители культурной и креативной сфер из разных городов Украины устроили акцию # стопкультурнийкарантин. Это был своеобразный протест, в котором работники сферы культуры пытались привлечь внимание к проблемам, с которыми они столкнулись из-за карантина. Запорожье также присоединилось к такой акции, поэтому над набережной засияли прожекторы.

В начале введения карантина выходного дня учреждения культуры нашего города вновь обращались к центральной власти. На этот раз с просьбой разрешить работу в выходные дни. Но, как мы знаем, правительство не услышало ни учреждения культуры, ни всех остальных.

Инициатором обращения в Кабмин и облгосадминистрации стали работники Запорожского муниципального театра-лаборатории «VIE». Они написали письмо в органы центральной и областного совета. Это обращение поддержали областные Театр юного зрителя и Театр Кукол, Областная филармония, Запорожский государственный цирк, городские Театр лаборатория «VIE» и Театр танца, частный «Новый театр», Департамент культуры и туризма Запорожского горсовета и билетный сервис Геннадия Мусина.

Кроме общих ограничений карантина по количеству зрителей, которые могут присутствовать на спектаклях и концертах, прошедшие 3 недели прилагалась запрет работы в субботу и воскресенье. Художники говорили, что полноценно их учреждения могут функционировать только в выходные, а в будни зрители просто не будет времени на культурные мероприятия. Поэтому 5-дневная рабочая неделя по будням и запрет работать в выходные фактически означали для них локдаун, а значит и отсутствие заработка.

Но кроме финансовой стороны вопроса работники культуры были обеспокоены еще кое-чем. По их словам, худшими последствиями вынужденного простоя были не только материальные. Ведь теряя возможность выступать на сцене для своих зрителей, артист теряет мотивацию, навыки и самое ценное – аудиторию.

Работники театров, цирка, филармонии уверяют, что с начала нового сезона их мероприятия были образцом соблюдения правил карантина, которые заключались в ограничении количества зрителей, рассадке по местам с соблюдением дистанцирование, масочный режим и тщательной дезинфекции.

– суббота и воскресенье – это для нас бюджетообразующие дни. Карантин выходного дня фактически убивает отрасль гостеприимства в целом и индустрию кинопроката, в частности. Кроме того, что мы не можем работать в удобные для зрителя дни, добавляется еще очень весомый фактор психологического воздействия на аудиторию. Под давлением государственной пропаганды люди боятся посещать кинотеатры несмотря на то, что у нас безопаснее, чем в транспорте или в супермаркете. В конце концов, нестабильность государственной политики относительно ограничений заставляет мировые студии – правообладателей кино – задерживать релизы фильмов, переносить на следующий год, отказываться от кинотеатрального проката вообще. Сейчас активно «муссируется» идея жесткого карантина на новогодние и рождественские праздники. Это станет контрольным выстрелом в наш бизнес, – рассказывает руководитель кинотеатра «Байда» Алексей Наследников.

Зато Министр здравоохранения Украины Максим Степанов считает, что «карантин выходного дня» сбил динамику заболеваемости COVID-19. Он также добавил, что эффект от «карантина выходного дня» необходимо рассматривать в комплексе с другими ограничительными мерами, которые действуют в Украине.

Все, что нас не убивает

Заслуженный артист Украины Максим Березнер рассказал, что в театре юного зрителя они репетировали в рабочие дни, с малым количеством людей и с соблюдением санитарных норм. Карантин внес некоторые коррективы в репетиционный процесс. Актерам приходилось менять график и даже выходить через онлайн-связь. По словам Максима Березнера, хоть сейчас и не такой жесткий карантин, но они с коллегами пытаются превратить репетиции в безопасное, что только может быть. Ведь от соблюдения карантинных требований каждым участником зависит работа всего театра.

Главная администратор, актриса Запорожского муниципального театра-лаборатории «VIE» Елена Павлухина говорит, что учреждения культуры почти каждую неделю вынуждены приспосабливаться к новым карантина.

– Сейчас работаем, создаем новые спектакли, ждем своего зрителя. Многое для нас изменилось, но мы стараемся выжить в этих условиях, – говорит Елена.

Театр-лаборатория «VIE» находится на острове Хортица. Поэтому, по словам работников, в заведение трудно добраться зрителям на спектакле вечером в будни, особенно в час пик. Из-за этого спектакля переносят на более позднее время – примерно на 18:30.

– Иногда начало спектаклей приходится задерживать. Бывает так, что зрители опаздывают в просят не продавать их места до приезда. По посещаемости – я бы не сказала, что она уменьшилась. Но с учетом всех санитарных норм у нас в зале должно быть заполнено не более 40% мест. Это примерно 40 зрителей в зале. И все эти места всегда заняты. Поэтому если большее количество людей хотят посмотреть спектакль, мы вынуждены им отказывать, – рассказывает главный администратор театра-лаборатории «Vie».

Во время первого локдауна, по словам работников театра, репетиции все проходили на платформе Zoom или в телефонном режиме. Но когда работа учреждений культуры весной восстановилась, репетиционный процесс занял всего 1 неделю. Даже декорации работники делали у себя дома и потом доставляли в театр.

Основательница кукольной артгалереи Ольга Гречуха также говорит, что они вместе с работниками вынуждены подстраиваться под карантин. В начале локдауна артгалереи могли посетить люди небольшими группами под запись, позже делали это только на выходных, а потом и вовсе перешли в онлайн-формат.

Светлана Ивко, заместитель генерального директора Запорожской областной филармонии, говорит, что для их заведения концертная деятельность – основной вид работы, и ограничения создают значительные препятствия в ней.

– С введением карантина уменьшилось посещение мероприятий, зрительные залы заполняются частично. Однако, именно поэтому каждый концерт, каждая художественное событие – особые и для зрителя, и для артиста, и для организатора. Мы считаем, что в трудные времена очень важно силой искусства нести зрителям надежду и оптимизм. А отмена и перенос спектаклей приносят лишь разочарование, – говорит Светлана Ивко.

«Карантинный» отпечаток сказался и на театре «Равные возможности». Его руководитель Марианна Смбатян рассказала, что перед очередными карантинными ограничениями у театра должны были состояться 2 премьеры, средства за которые пошли бы на благотворительность. Впоследствии возникла идея выступить онлайн. Но за того, что некоторые актеры из труппы – люди с инвалидностью, решили не воплощать этот замысел.

– Мы готовились более полугода и работали над этим. И я не могла допустить такого, чтобы все сломать. Поэтому решила, чтобы репетиции проходили, но в дистанционном формате. Ведь если бы не было репетиций, то все, что мы сделали, пошло бы коту под хвост. Поэтому мы продолжаем репетировать, чтобы не забывать то, чего уже достигли, и совершенствуем приобретенное, – делится руководитель театра.

Мнение

Эксперт по Украинскому культурному фонду Игорь Гармаш считает, что, судя по статистике заболеваемости, локдаун для учреждений культуры – неизбежен. По его мнению, важно вовремя собрать свои силы и сделать стратегический анализ своей деятельности, чтобы заведение не прекратило свою работу вообще. Сейчас в Украине можно даже выиграть гранты (финансовое обеспечение) для того, чтобы развивать и адаптировать свое заведение культуры во время карантина.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2020-12-07