Правительство и народные избранники уверены: льготы для импортеров, введенные в начале весны, следует отменить. Эксперты по этому поводу имеют разные мнения.
Руководство Нацбанка, Минэкономики и председатель Комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Верховной Рады Украины Данило Гетманцев предложили вернуть налоги на импорт (законопроект №7311). Еще один законопроект – №7418 инициировал Премьер-министр Денис Шмыгаль.
Фактически речь идет об отмене закона №7190, которым в начале апреля 2022 установлены налоговые льготы для импорта. Главное нововведение этого документа – плательщик переходит из общей системы на единый налог 2%.
Время отмены льгот на налоги для импортных товаров именно сейчас, ведь, как отмечают сами народные избранники и представители исполнительной власти, теперь доля критического импорта Украины приблизилась к 90% общего?
Идентичность документов
Законопроекты схожи, а в положениях, касающихся налогообложения импорта, они идентичны. Поэтому принятие за основу любого из них, считает председатель правления общественной организации «Ассоциация представителей малого и среднего бизнеса города Киева» Максим Тютюнников, будет иметь одинаковые последствия для налогообложения импорта.
«Законопроект №7311 предусматривает гораздо больше изменений, чем №7418. Законопроект №7418 предусматривает изменения только в отношении норм, содержащихся в разделе XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, разделе XXІ «Заключительных и переходных положений» Таможенного кодекса Украины, Закона «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», а №7311 — и в другие нормы Налогового кодекса, «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса и другие законы», — отмечает он.
Важно, что примерно 35% поступлений в государственный бюджет обеспечивает сама импортная пошлина и импортный НДС. А учитывая, что с наполнением бюджета, сейчас не все хорошо, идея отменить льготы на налоги для импортеров и вернуться к полноценному налогообложению импорта вполне понятна.
Как считают в Ассоциации представителей малого и среднего бизнеса, национальный товаропроизводитель в связи с войной не всегда может обеспечить потребителям необходимое количество продукции, на которую есть спрос.
Следует учитывать, что некоторые предприятия разрушены или повреждены, некоторые из них просто не имеют сырья, а некоторые не в состоянии производить определенное спросом количество продукции из-за невозможности привлечения достаточного количества работников.
Так что может возникнуть ситуация, когда товара национального товаропроизводителя в отдельном сегменте нет, а импортный товар за счет отмены льгот по налогообложению стал очень дорогим. В настоящее время покупательная способность населения достаточно низкая, а тенденция покупать украинское растет без государственного вмешательства. Поэтому, по мнению руководителя ассоциации, не время для отмены льгот на налоги на импортные товары.
Три аспекта неравенства
Однако эксперт по экономическим вопросам, член наблюдательного совета АО «АльтБанк», народный депутат Украины VIII созыва Татьяна Острикова видит несколько иные проблемы: «С самого начала введения этих льгот было очевидно, что положения по ним вводятся наспех, текст закона хорошо не продуман, остались много серых пятен и неурегулированных вопросов, в частности, по продаже товаров, ранее ввозимых по НДС, если плательщик переходит из общей системы на единый налог 2%».
Эксперт рисует такую картину для понимания: когда импортер продает ранее ввозимый с НДС товар и получает средства от покупателя, он платит 2% с оборота и проводит условное начисление НДС. А это прямое двойное обложение.
Так же неурегулированными, по мнению госпожи Остриковой, остались вопросы возвращения такого плательщика на общую систему налогообложения. Обратная ситуация – плательщик ввез товар на едином налоге, таможенные платежи и НДС, пользуясь льготой. Налогового кредита у него нет, он не успел продать товар во время пребывания на едином налоге, вернулся в общую систему налогообложения.
Второй важный аспект, по мнению экс-депутата, является то, что нужно учитывать большое налоговое неравенство и дискриминацию: есть налогоплательщики, даже огромные торговые сети, которые перешли на 2% единого налога и начали импортировать товары без уплаты таможенных платежей. «А есть компании, которые не смогли этого сделать по разным причинам. Например, у них крупные товарные запасы, остатки товаров на складах, ранее ввезенных с НДС. Им не выгодно этот товар продавать с двойным налогообложением», – добавляет она. Конечно, это несправедливо.
«И, наконец, третий аспект действия таких налоговых льгот — это украинские производители. Если, к примеру, какой-либо товар одни компании импортируют без таможенных платежей, а другие предприятия производят в Украине с уплатой НДС, это ставит наше предприятие-производителя в неравное положение», — отмечает эксперт.
Действительно, главная цель увеличения налогов на импорт – защита национального производителя. Это объясняется тем, что импортный товар за счет отсутствия налогов на импорт получается дешевле, чем производимый в Украине.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.