Микросон: что это такое и чем он опасен

Если вы задремали на пять минут с книгой на диване – это не считается. В мире микросна – это долгое время. Здесь сон измеряется секундами.

Хотя ученые до сих пор не имеют установившегося определения микросна, многие исследования посвящены сну, который длится от одной до 15 секунд. Благодаря им растет понимание того, как микросон влияет на нашу жизнь – от повседневных дел до риска в определенных ситуациях, например, во время вождения. В то же время, ученые пытаются выясниться, почему такие ситуации вообще случаются.

Недавние исследования показали, что настоящими экспертами в столь кратковременном сне являются антарктические пингвины.

Пока их товарищи ищут пищу в море, оставшиеся на суше пингвины должны оставаться наготове, чтобы защитить свои яйца от хищников, а также от агрессии со стороны других пингвинов.

Поль-Антуан Либурель, экофизиолог из Исследовательского центра нейронаук в Лионе во Франции, измерил мозговую активность и режим сна 14 пингвинов на острове Кинг-Джордж в Антарктиде. В течение 10 дней пингвины никогда не спали дольше 34 секунд – зато у них было 10 000 микроснов, которые длились менее четырех секунд, причем часть из них была лишь в одной половине мозга.

На первый взгляд четыре секунды кажутся очень коротким временем, чтобы дать возможность восстановиться – но когда эти периоды составили вместе, то оказалось, что в течение суток каждый пингвин спал впечатляющие 11 часов.

Как выглядит, такой сон вполне подходит пингвинам – но в случае современных людей ситуация выглядит иначе. В повседневной жизни гораздо чаще нам нужно быть бдительными не для того, чтобы спастись от хищников – а, например, для того, чтобы избежать аварии, когда мы управляем автомобилем. Это однообразная задача, которая, однако, нуждается в постоянном внимании.

Именно такую ситуацию (но без рисков) попытались воспроизвести в лаборатории, чтобы исследовать природу микросна.

В 2014 году было опубликовано первое исследование, которое изучало микросон с помощью одновременного использования сканеров мозга, видеозаписей глаз и оборудования для электроэнцефалограммы для измерения мозговых волн.

Ученые придумали для участников скучную задачу. Они лежали в аппарате МРТ, где перед глазами у них был размещен экран, а в руке – джойстик, с помощью которого они должны следить за тем, чтобы диск на экране не отставал от постоянно двигавшейся цели.

Задача была настолько скучной, что участникам было трудно не заснуть – 70% из них в течение 50-минутного сеанса имели не менее 36 микроснов.

Ученые из Крайстчерча в Новой Зеландии на такое не рассчитывали. Да, участники только что пообедали и лежали, но перед этим их не лишали сна, а внутри магнитно-резонансного томографа постоянно слышен стук. Казалось бы, это не идеальное место, чтобы вздремнуть.

Хотя микросон чаще встречается у людей с нарколепсией, исследования показывают, что с ним сталкивается большинство из нас.

Другие ученые из Кентерберийского университета в Крайстчерче провели исследование, в ходе которого дали людям фальшивый руль и маршрут, по которому они должны были двигаться – и увидели, как они начинают засыпать от скуки.

Участники демонстрировали знакомую последовательность действий, с которой сталкивались все, кто когда-то пытался не заснуть во время скучной лекции в теплой аудитории – их веки на мгновение закрывались, голова опускалась, а потом внезапно дергалась, когда вы снова просыпались.

Чем больше мы устали, тем больше вероятность того, что мы впадем в микросон. Ивон Гаррисон, исследовательница сна из Университета Лафборо в Британии, обнаружила, что такие сны чаще случаются днем и вечером и часто предшествуют более длительному периоду сна.

Дэвид Дингес, профессор психиатрии в Университете Пенсильвании, не давал участникам своего исследования спать всю ночь, чтобы увидеть, как часто они будут дремать на следующий день.

После ночи без сна, как можно было ожидать, моменты потери внимания (которые многие ученые считают микросном) становились гораздо частее.

В то же время – и это открытие тревожно с точки зрения безопасности дорожного движения – он обнаружил, что когда люди спали по шесть часов в сутки в течение 14 дней подряд, у них было столько же микроснов, как и у тех, кто не спал всю ночь.

Но в отличие от последних, люди, спавшие по шесть часов в сутки, не замечали, что они настолько устали. Они просто привыкли к этому.

Мы даже не всегда отдаем себе отчет, что у нас был микросон. В одном исследовании людей пригласили подремать в лаборатории, где исследователи будили их через минуту, пять, десять или двадцать минут и спрашивали, спали они или нет. Из тех участников, которым позволили поспать всего 60 секунд, только 15% поняли, что они вообще задремали. Даже после 10-минутного сна только половина признала, что уснула.

Это вполне может происходить в тех случаях, когда люди настойчиво отрицают, что закуняли перед телевизором, даже если вы видите, что они явно спят.

Что же происходит в это время в мозгу? Микросон в основном характеризуется переходом от альфа-волн к тета-волнам – тем, которые отвечают за первую стадию сна. На первый взгляд это похоже на обычный сон. Но также может происходить и интересное.

Эксперимент в Новой Зеландии, во время которого люди следили за целью с помощью джойстика, обнаружил находку, которая удивила и заинтриговала исследователей.

Вместо равномерного свертывания активности в мозге, когда люди ненадолго задремали, ученые заметили, что некоторые зоны, как и ожидали, действительно стали менее активными, однако активность в лобной и теменной коре усилилась.

Ученые предполагают, что это может быть бессознательная реакция на дрему – попытка не уснуть и оставаться бдительным. В то же время такого не происходит при длительном сне, что свидетельствует о том, что микросон отличается от нормального сна, а не просто его более короткий вариант.

Проанализировав данные этого эксперимента более подробно через девять лет, команда обнаружила не уменьшение, а увеличение дельта-, бета- и гамма-волн во время микросна, что подтверждает идею, что когда мы засыпаем в то время, когда должны быть сосредоточены, наши мозг осознает это и пытается нас снова разбудить.

Если вы не за рулем, такой сон, скорее всего, вам не сильно повредит – максимум вы рискуете пропустить несколько секунд фильма или спектакля или собеседник поймает вас на том, что вы заснули во время разговора.

Однако двухсекундного сна достаточно, чтобы ваш автомобиль выехал на встречную полосу – и это уже может иметь роковые последствия. Поэтому мы не можем рисковать незапланированной дремой во время езды, какой бы кратковременной она ни была.

Во время недавнего исследования в японской компании, занимающейся грузовыми перевозками и имеющей штат из почти 15 000 водителей, ученые проанализировали записи видеорегистраторов 52 водителей, попавших в аварию после уснувшего.

Видео показало, что три четверти из них имели признаки микросна перед столкновением. В одном конкретном случае последовательность событий выглядела так: за минуту до аварии водитель начал быстро моргать, за 38 секунд до аварии его тело перестало двигаться, затем он медленно моргал, а за четыре секунды до аварии его глаза закрылись только на две секунды – и снова открылись в секунду до аварии. Но было уже слишком поздно что-то делать, и грузовик съехал с дороги.

С помощью этих видео исследователи определили способы предположить, что вскоре произойдет авария, которую можно использовать для оповещения водителя.

Когда водители чувствуют усталость, они касаются своего лица или тела, чтобы не уснуть. Они также могут потягиваться или шевелиться, прежде чем наступит микросон. Исследователи предполагают, что любая автоматическая система для обнаружения того, что водитель вот-вот уснет, должна учитывать движения всего тела, а не только то, когда глаза закрываются.

Между тем, как водители, мы должны отдавать себе отчет в том, что мы сонные – но это труднее, чем звучит, учитывая, что мы не всегда даже понимаем, что на секунду задремали. И даже если мы знаем, что истощены, просто пытаться сосредоточиться может быть недостаточно.

Об этом свидетельствуют случаи смерти пилотов, возвращавшихся в Англию после бомбардировок во время Второй мировой войны, пишет исследователь сна Джим Горн в своей книге Sleepfaring: Journey Through the Science of Sleep. Во время воздушных боев страх, сосредоточенность, попытки победить и адреналин не давали им спать, какими бы они ни были уставшими. Но как только по дороге домой их ничего не отвлекало, некоторых пилотов накрывал сон – и в результате они разбивали свои самолеты.

Силы воли недостаточно, даже если вы знаете, что она сохранит вашу жизнь. Во время долгой дороги следует прислушаться к совету остановиться в безопасном месте, как только вы начинаете чувствовать усталость, выпить кофе, вздремнуть, и только потом продолжить путешествие.

Для людей, в отличие от пингвинов, микросон не может заменить полноценный ночной сон. А если такие микросны часто, это может означать, что мы не высыпаемся.

Однако когда мы не за рулем или не выполняем другую работу, где концентрация жизненно важна, нам не стоит слишком беспокоиться из-за того, что мы на несколько секунд закрыли глаза.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-02-02