МВФ готов дать более $15 млрд. Почему это стать проблемой для Украины

Глава МВФ, Кристалина Георгиева, посетила Киев в канун годовщины российского вторжения, 20 февраля 2023 года, – в тот же день, когда в столицу Украины приезжал президент США Джо Байден. США и МВФ – среди ключевых доноров, оказывающих Украине финансовую помощь.  

МВФ и Украина достигли предварительного согласия о начале новой кредитной программы на 15,6 млрд долларов, рассчитанной на 4 года.

Сотрудничество с МВФ называют необходимым условием и “маячком” для других крупных международных инвесторов, деньги которых так нужны Украине и во время войны, и по ее завершению.

Однако вместе с возобновлением сотрудничества с МВФ по определенной программе возвращаются и “условия”, которые на самом деле являются обязательствами Украины проводить определенные реформы.

Некоторые из этих обязательств за время войны не стали менее болезненными.

Что произошло

Пока соглашения достигли на так называемом уровне персонала, и его еще должен одобрить Совет директоров фонда.

Если это произойдет, то, как отмечают обозреватели, это будет первый кредит МВФ, предоставленный стране, в которой идет война.

Впрочем, в течение прошлого года Украина уже получала от МВФ два транша так называемой экстренной помощи – на 1,4 млрд долларов в марте и 1,3 млрд долларов в октябре.

А в марте этого года МВФ изменил собственные правила предоставления ссуд, которые теперь позволяют ему помогать странам, которые сталкиваются с чрезвычайно высокой неопределенностью. Ранее внутренние правила фонда требовали предоставлять ссуды только тем странам, которые имеют четкий план погашения задолженности, чтобы другие страны также имели бесперебойный доступ к кредитованию.

Принимая решение об изменении правил, директора МВФ не упоминали Украину. Однако в специальном заявлении говорилось, что “изменения будут касаться ситуаций с наивысшим уровнем непредсказуемости, включая внешние шоки, которые находятся вне влияния власти определенной страны и ее экономической политики, и могут спровоцировать более рискованные последствия, чем обычно”.

Можно достаточно уверенно сказать, что это об Украине, если вспомнить, как драматично российская агрессия против Украины изменила глобальный энергетический рынок, а также повлияла на цены на продукты питания и инфляцию по всему миру.

Новая программа сотрудничества с МВФ уже учитывает новые правила и исходит из чрезвычайной неопределенности ситуации в Украине. Например, по одному из главных прогнозов – динамике ВВП – эксперты МВФ считают, что украинская экономика может как вырасти, так и упасть. Впрочем, диапазон прогнозов уже очень далек от рекордного падения более чем на 30%, которое украинская экономика пережила в 2022 году.

“МВФ пока видит рост реального ВВП в 2023 году в диапазоне от -3 до +1 процента, – заявил Гэвин Грей, глава миссии МВФ, ведущей переговоры с Киевом. – Целями программы является поддержка экономической и финансовой стабильности, восстановление долговой устойчивости и поддержка восстановление Украины на пути к вступлению в ЕС в послевоенный период”.

Почему это важно?

Год назад, в марте 2022, МВФ стал одним из первых международных партнеров, предоставивших Украине финансовую помощь.

Год назад, когда война только началась, а международные партнеры еще не успели определиться со сроками и размерами помощи Украине, деньги МВФ стали источником покрытия неотложных потребностей – поддержки стремительно падавших валютных резервов и бюджета, из которого и в условиях войны должны были выплачиваться пенсии и зарплаты.

В конце концов, это стало одной из главных составляющих того, что украинская экономика избежала коллапса в первые месяцы войны, а также позволило правительству сконцентрироваться на стремительно возросших военных расходах.

Кроме того, традиционно хорошие отношения страны с МВФ являются указателем для всех других международных кредиторов – как государственных, так и частных.

Как заявил руководитель миссии МВФ Гэвин Грэй, новая программа “поможет мобилизовать масштабное льготное финансирование от международных доноров и партнеров Украины в течение всего срока действия программы”. Иными словами, “добро” и деньги от МВФ позволят Украине привлечь средства других международных партнеров.

А они очень нужны Киеву: сейчас за их счет украинское правительство финансирует до половины бюджетного дефицита.

В 2022 году Украина получила 32 млрд долларов от зарубежных доноров – отдельных государств и международных организаций. В 2023 году Киев рассчитывает получить от международных партнеров еще 38 млрд долларов.

Эти миллиарды украинцы чувствуют не только в своевременно выплаченных пенсиях и зарплатах бюджетников, но и в стабильности гривны, – на фоне новостей о достижении предварительного соглашения о новой программе с МВФ гривна укрепилась на 30-40 копеек всего за один день.

Но украинцам следует подготовиться и к последствиям, которые могут оказаться не очень приятными.

Деньги в обмен на действия

Примечательно, что в сообщении самого МВФ в первом предложении говорится не о предоставлении средств Украине, а о том, что украинские власти и представители фонда достигли договоренности о “макроэкономической и финансовой политике, которая будет поддержана” новой программой сотрудничества.

Другими словами, по-прежнему МВФ акцентирует внимание на том, что Украина согласилась на некоторые изменения, чтобы получить средства от МВФ. Как правило, в Украине их называют по-другому – “условия МВФ”.

Для фонда и других кредиторов выполнение Украиной обязательств, в том числе и по реформам, означает гарантии того, что она сможет рассчитаться с долгами. Для самой Украины это шанс воплотить позитивные преобразования в экономике и получить международную поддержку во время этих преобразований.

О том, что фонд внимательно относится к выполнению этих условий, говорит тот факт, что ни одна программа сотрудничества с фондом не завершалась получением полной согласованной суммы кредита. Всегда было несколько условий или “маяков”, которые Украина не выполняла, а потому и не получала средства.

В этот раз, учитывая чрезвычайную нестабильность и непредсказуемость событий, оценка выполнения условий программы будет проходить в два этапа.

На первом этапе – год-полтора – от Украины будут ожидать, в частности, так называемого “ужесточения мобилизации доходов”. А это значит, что вряд ли стоит рассчитывать на снижение налогов – так называемой налоговой реформы “10-10-10”, которую инициировали в Офисе президента.

Кроме того, Украина должна отказаться от “монетарного финансирования”. Другими словами, Киев должен отказаться от использования печатного станка НБУ для покрытия бюджетных нужд. Этот способ покрытия недостатка средств особенно активно задействовали в первые полгода войны, пока Украина не стала получать массированную финансовую помощь от партнеров.

В конце концов от Украины ожидают поддержки независимости НБУ, продолжения реформ государственного управления, а также антикоррупционных усилий. То есть украинским властям придется оставить практику “ручного управления” во многих сферах, до которых еще до войны были вопросы от международных партнеров, а во время войны их стало еще больше.

На втором этапе – а он, как ожидается, будет уже после завершения войны – от Украины будут ожидать возобновления лучших довоенных практик (например, возвращения к гибкому курсу) и структурных реформ.

И здесь особый упор сделан на энергетическом секторе и “квазифискальных обязательствах”, а значит, речь идет о возврате к непростым решениям о рыночных тарифах, субсидиях и льготах – не только для населения, но и для отдельных секторов экономики. Эти преобразования так и не завершили до войны, теперь их придется реализовать при гораздо более сложных обстоятельствах.

Все это, считают в МВФ, нужно Украине не только для послевоенного восстановления экономики, но и для намерений стать членом ЕС, если они серьезны со стороны Киева.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-03-23