Сможет ли Европа отказаться от российской нефти и где будет покупать нефть Украина

Вопрос покупать или нет российскую нефть для Украины решился сам по себе из-за войны войны с Россией. Европе еще предстоит ответить на этот вопрос.  

Чем трагичнее разворачивается война в Украине, тем быстрее приходится реагировать западным партнерам Украины.

Если еще неделю назад вероятность введения санкций против “святейшего” – поставок российских энергоносителей в Европу была не до обсуждения, то такие предложения уже рассматриваются на высшем политическом уровне.

Одновременно Украина ищет замену поставкам нефтепродуктов из России и Беларуси, на которые до войны приходилось до 70% рынка. И найти их может только в Европе, от которой требует отказаться от российских энергоносителей.

Может ли быть выход из этой, казалось бы, патовой ситуации?

“Табу” нет?

США и ЕС уже ввели четыре волны беспрецедентных санкций против России за войну в Украине. Эти санкции уже больно ударили по российской экономике и все больше изолируют Россию, ее руководство и граждан от мира.

Именно эти санкции заставили президента Путина предпринимать “отчаянные шаги” и отдавать все более жестокие приказы по агрессии против Украины, считает заместитель советника по национальной безопасности США Далип Сингх.

“Сейчас Россия быстро движется к советскому уровню жизни 1980-х годов. Она смотрит в экономическую бездну, и это результат выбора Путина, и я вижу из его реакции, куда она направляется”, – заявил представитель США.

В интервью CNN он также заявил, что США готовы к расширению санкций – “против большего количества целей”. И речь идет не только о банковской системе или о новых персональных санкциях против российских чиновников. Это “главные высоты российской экономики”.

“Предпочтительно это касается нефти и газа, но есть и другие отрасли, – заявил представитель Вашингтона. – Я не хочу их уточнять, но думаю, Путин знает, о чем идет речь”.

Очевидно, эти предложения озвучит в Европе президент США Байден, который на этой неделе планирует посетить Брюссель для консультаций с партнерами по НАТО, G7 и ЕС.

А там некоторые страны уже демонстрируют готовность говорить о санкциях российским энергоносителям.

“Глядя на масштаб разрушений в Украине, будет очень сложно и дальше избегать обсуждения энергетического сектора, особенно нефти и угля”, – заявил министр иностранных дел Ирландии Саймон Ковени, когда прибыл на встречу глав МИД стран Евросоюза в этот понедельник.

Глава европейской дипломатии Жозеп Борель также подтвердил обсуждение энергетических санкций против России:

“Мы обсудим, какие еще санкции мы можем обдумать, больше санкций. В частности, связаны с энергетикой”.

По данным Reuters, наиболее активно лоббируют введение энергетических санкций против России в Балтийские страны.

“Мы неизбежно начнем разговор об энергетическом секторе, и, конечно, поговорим о нефти, потому что именно она дает наибольшие поступления в российский бюджет”, – заявил министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис.

В то же время Германия – локомотив европейской экономики и крупнейший покупатель российской нефти в ЕС – призывает не спешить, особенно учитывая рекордные цены на нефть на мировых рынках.

Или, как заявил премьер Нидерландов Марк Рютте, избавляться от зависимости от российских энергоносителей, нужно “максимально быстро, но сделать это “завтра” мы не можем”.

“Слишком много нефтеперерабатывающих заводов в восточной и западной частях Европы все еще полностью зависимо от российской нефти, а с газом ситуация еще сложнее”, – заявил премьер Нидерландов на брифинге.

Поскольку одобрение ЕС новых санкций требует консенсуса, это решение будет очень тяжелым.

Однако еще неделю назад об этом даже не решались говорить, а ныне президент председательствующей в ЕС Франции Эммануэль Макрон говорит, что в вопросе санкций против России не должно быть “табу”.

С другой стороны, только из-за новостей о возможности применения энергетических санкций против России цены на нефть в понедельник, 21 марта, выросли еще на 3-4% – до 111 долларов за баррель марки Brent.

Что делать Украине

На этом фоне нынешняя задача Украины найти замену российским и белорусским нефтепродуктам, от которых она зависела десятилетиями, выглядит чрезвычайным вызовом.

Из-за блокады Россией украинских портов на Черном море европейская суша – единственный способ доставки альтернативных бензина и дизеля для украинских авто и танков.

В конце прошлой недели в Украину пришел первый бензовоз с литовским бензомином.

“Путь в дальнюю Литву и обратно занял пять дней. Привезли немного, всего 28 тонн, но это точно событие”, – сообщил в фейсбук руководитель консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

На прошлой неделе вступил в силу закон, по которому акциз на горючее обнулили, а НДС снизили с 10% до 7%. Но это уже касается будущих поставок. Но с тем, что отвезли к тому, есть проблема.

“Из всех остальных 99,999999% рынка уплачен акциз в полном объеме”, – объясняет ситуацию Сергей Куюн и пересказывает разговор с владельцами АЗС: “Вчера купил бензовоз по оптовой цене 42 грн/л, привез на АЗС, а как продать по 37 ( нынешняя предельная цена, определенная правительством для ДП)?”

Аналитик рынка нефтепродуктов также отмечает, что “ситуация с бензином еще хуже, поскольку акциз на него в полтора раза больше дизеля”.

Однако такая ситуация, по мнению аналитика, продлится около двух недель, пока АЗС распродадут уже закупленные остатки.

“Чтобы не останавливать продажи, половину объема будут продавать по “государственной цене” с минусом, вторую на “компании” с плюсом. В результате денег не заработают, но по крайней мере убегут от минусов, которых хватит в виде взрывных АЗС, нефтебаз, безусловной поставки горючего для военных, ТРО, добровольцев. Теперь не до заработка, главное встать”.

Кардинальный разворот

Преодолевать зависимость от российских и белорусских нефтепродуктов Украине пришлось во время войны. На фото – подорванная нефтебаза вблизи Житомира.

А вот дальше начнется самое сложное – разворот поставок нефтепродуктов в Украину “на 180 градусов”, во время войны и рекордных цен на нефть в мире.

“В 2021 году 62% дизтоплива и 50% бензина поступало из России и Беларуси. Еще по 10% импортировали из Литвы и морем. Суммарно это было 100% импорта. Война закрыла эти направления”, – напоминает Сергей Куюн.

С одной стороны, Европа – это огромный рынок со своей развитой инфраструктурой портов и НПЗ, и от присоединения к нему Украины могут выиграть обе стороны. Кроме того, рынок нефти более мобильным и гибким, чем рынок газа, считает эксперт, но замечает:

“С другой, сейчас ситуация осложняется еще и тем, что Европа начала активно отказываться от российской нефти – одного из крупнейших источников энергии”.

Он напоминает, что по данным Reuters, такие нефтеперерабатывающие гиганты как HELLENIC PETROLEUM (Греция), PKN Orlen (Польша), BP и SHELL (Великобритания), CEPSA и REPSOL (Испания), ENI (Италия), EQUINOR (Норвегия), GALP Португалия), NESTE (Финляндия), OMV (Австрия), PREEM (Швеция), RWE (Германия), TOTAL (Франция), VARO ENERGY (Швейцария) уже отказались или выразили готовность заменить российскую нефть и нефтепродукты. В настоящее время Европа рассчитывает на увеличение поставок из Ирана и Арабских Эмиратов.

Так что альтернативные поставки нефти – по крайней мере, какая-то часть – должны появиться на европейском рынке уже вскоре.

В этой ситуации, считает эксперт, правительству нужно снять как можно больше ограничений для трейдеров, а они-де уже сделают свое дело на рынке – закупят и довезут горючее в Украину.

“Это муравьи, они знают тропы, каждый из них тянет в муравейник свою добычу. Их можно сравнить с волонтерами, более мобильными и оперативными, которые занимаются каждым маленьким подразделением”, – считает Сергей Куюн.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-03-21