Законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О государственном регулировании рынков капитала и организованных товарных рынков» и в другие документы уже успели назвать эффективным оружием в борьбе с финансовыми пирамидами. Какими могут быть результаты внедрения предложенных изменений, если Верховная Рада примет этот законопроект?
В прошлом году 9 июня Совет директоров Международного валютного фонда (МВФ) утвердил Меморандум об экономической и финансовой политике по новой 18-месячной программой Stand-by для Украины. Выполнение его положений позволит Украине до конца действия программы получить от МВФ 2,9 миллиарда долларов, которые обеспечат макроэкономическую и финансовую стабильность страны. Поэтому законопроект направлен непосредственно на выполнение условий МВФ, которые предусматривают поддержку макроэкономической и финансовой стабильности. В частности охватывают следующие секторы: фискальную политику; монетарную; энергетическую и антикоррупционную, финансовый сектор.
У Украины есть обязательства
Регулятором выступает Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), которая с 1996 года является членом Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), объединяющая более ста подобных структур со всего мира. Однако комиссия до сих пор не присоединилась к Меморандуму IOSCO, что негативно влияет на эффективность сотрудничества в рамках этой организации и международный имидж Украины.
Как отмечает председатель правления общественной организации «Ассоциация представителей малого и среднего бизнеса Киева» Максим Тютюнников, НКЦБФР не может стать полноценным членом, так как в случае присоединения к Меморандуму IOSCO комиссия будет обязана обеспечить выполнение требований, содержащихся в этом меморандуме. «Проблема заключается в том, что эти требования невозможно выполнить без внесения соответствующих изменений в законодательство. Именно этот законопроект сделает еще один шаг для подписания этого меморандума», – информирует эксперт.
Законопроект достаточно объемный, почти 190 страниц. Он в частности определяет понятие финансовой пирамиды и предусматривает запрет их создания и распространения рекламы о таких образований.
Незаурядные штрафы за серьезные нарушения
Будущим документом предусмотрен перечень нарушений (около 70), за которые Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку может применить санкции.
Размер штрафов, накладывать комиссия, согласно этому документу, вырос до 2500000 гривен, или 5% общего годового оборота юридического лица.
Также может быть применено процент от выгоды, полученной в результате нарушения законодательства. За некоторые из них к юридическим лицам может быть применена санкция в размере до 10 млн гривен.
На НКЦБФР возлагаются полномочия по определению и обнародованию на своем веб-сайте ориентировочного перечня признаков создания, функционирования и / или продвижения финансовых пирамид, надзора и контроля за деятельностью на рынках капитала.
«Очень важно, что законодательство по противодействию злоупотребления на организованных товарных рынках применять по любой операции, заявки и/или котировки, иных действий в отношении определенных активов независимо от того, совершены они на организованных рынках или вне их», – считает Аннета Якушева, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры».
Юристы положительно оценивают этот законопроект. Он усиливает независимость НКЦБФР.
Предполагается, что орган будет контролировать рынки капитала и товарные. Интересно, что этим законопроектом внедряют механизмы, сдерживающие развитие таких явлений, как манипуляция, инсайдерская торговля и ее незаконное использование.
За инсайд накажем
Инсайдерская торговля – это завладение секретной информацией о фирме с последующими действиями, которые позволяют конкретному лицу нажиться на этом и приводят к разрушению компании.
Обычно инсайдер – это рядовой внутренний сотрудник, нарушивший требования конфиденциальности информации. Такие нарушители могут выносить информацию из офиса компании, чтобы работать с ней дома или во время командировки.
Инсайдерская информация – это необнародованные данные об эмитенте, его ценные бумаги, деривативы и сделки с ними, обнародование которых может повлиять на стоимость ценных бумаг.
К такой информации относятся сведения о финансовой деятельности эмитента, отчетность, размещение ценных бумаг на сумму более 25% уставного капитала, выкупа акций, листинга, займов на сумму более 25% активов.
Сведениями из категории для служебного пользования, а иногда и секретной информации, также считают изменении состава должностных лиц компании и владельцев десяти и более процентов акций, решение эмитента об образовании филиалов или прекращения их работы, уменьшение уставного капитала, банкротство предприятия.
Аналитики приводят в пример использования инсайдерской информации операции с акциями концерна «Стирол», когда неожиданно компанию продали другой структуре. Это произошло уже более десяти лет назад. Тогда эксперты считали, что кто-то заранее знал об этой сделке и скупал ценные бумаги компании.
Информатор – не всегда хорошо
Но в законопроекте имеются значительные пробелы. Документ вводит такое понятие как источник. Им может быть любой: физическое лицо, имеющее определенную информацию и знает нарушениях законодательства.
Этот человек должен собирать как фактическую информацию об определенных нарушениях, так и такую, что в законе описывают как потенциальную. Такую информацию о фирме-юридическом лице информатор должен предоставлять в НКЦБФР.
Такие данные, особенно о фактических нарушения, если они правдивы, очень ценны. И комиссия примет их во внимание, подключив свои меры воздействия или даже правоохранительные органы.
Однако информация о потенциальных нарушение может оказаться ложной, и такой компании информатор только навредит.
Максим Тютюнников замечает: «В законопроекте отмечается: информатором может быть анонимное лицо. Как такое лицо может подтвердить свою связь с нарушителем?»
Некоторые юристы уверены, что понятие финансовой пирамиды, описанное в этом законопроекте, размытое и нечеткое. Поэтому юристы считают, что законопроект надо доработать. Ведь борьба с финансовыми пирамидами и инсайдерским делами может обернуться тем, что под действие этого документа могут попадать честные компании, и на них будут накладывать штрафы. Также привлечение к этому процессу правоохранительных органов может привести к разрушению фирм.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.