Внеплановые проверки бизнеса: кого могут касаться

biznes

Постановление №1363, нормы которого позволяют во время действия военного положения проводить внеплановые проверки бизнеса, Кабинет Министров принял в декабре прошлого года. Что именно будут проверять и чего ждать предпринимателям. 

Документы, на которые следует ссылаться

Напомним, с 24 февраля 2022, то есть с начала широкомасштабной войны, в Украине действует мораторий на любые проверки бизнеса. Но дальше принимали другие нормативно правовые акты. 3 марта Верховная Рада приняла закон №2118, которым введено табу на любые налоговые проверки. Государственная налоговая служба должна была приостановить и ревизионные меры, которые она тем или иным образом предприняла.

А 13 марта 2022 года Кабинет Министров утвердил постановление №303, которое запрещало плановые и внеплановые проверки во время войны. Кроме того, были разрешены внеплановые проверки государственного надзора в отдельных отраслях для предотвращения неконтролируемого роста цен. Речь шла именно о товарах, обладающих большой социальной значимостью для населения.

В мае 2022 года был принят закон №2260, предоставивший право проводить так называемые камеральные, фактические и документальные внеплановые проверки.

И, наконец, последний документ, о котором говорим, — правительственное постановление №1363. Она невелика по содержанию, фактически суть в одном абзаце: «При наличии угрозы, имеющей негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства, а также для выполнения международных обязательств Украины в течение периода военного положения разрешить осуществление внеплановых мер государственного надзора (контроля) на основании решений центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной политики в соответствующих сферах».

Кто и как

Правительство разрешило проводить такие проверки всем контролирующим органам. В настоящее время это 40 центральных органов власти и областных военных администраций. Такие проверки вправе осуществлять и 400 территориальных контролирующих органов.

Кого же будут проверять? Эксперт аналитического центра «Объединенная Украина» Алексей Кущ считает, что постановление принято для того, чтобы более тщательно охарактеризовать уже происходивший процесс.

«Плановые проверки не были распространенным явлением и в довоенное время. Объясняется это просто: у налоговиков не хватало административного ресурса. Насчет моратория, о котором так много говорят. Он касался прежде крупных компаний, когда проверяющие интересовались правильностью и законностью уплаты налога на прибыль. Для малого и среднего бизнеса делать выездные проверки было бессмысленно: средние предприятия на правильность уплаты налога на добавленную стоимость, а малые — на заполнение налоговых накладных можно было проверить онлайн», — отмечает он.

Алексей Кущ убежден, что нужно принять специальный закон и четко прописать в нем кто является субъектом и объектом проверок. Также необходимо выписать мораторий на проверки во время военного положения. Потому что получается, что согласно нормативно-правовым актам и постановлению Кабмина нет четкой формулировки и перечня оснований для проверок.

Адвокат Валерий Яцько считает, что может случиться так, что определенные проверки бизнеса могут делать проверяющие, к компетенции которых эти проверки не относятся.

Советы не помешают

Вот почему Андрей Петришак, адвокат, старший юрист АО «ККД Консалтинг», дает немало полезных советов бизнесу в случае прихода проверяющих.

«В настоящее время разрешено проведение любых камеральных, фактических, отдельных документальных внеплановых проверок. Поэтому сначала нужно проверить наличие оснований и документов, которые должны быть у таких лиц. Но нужно узнать, не подпадает ли такая проверка в силу моратория, установленного в условиях военного положения. Если это так, то следует ее обжаловать», — комментирует он.

По словам юриста, проверяющие должны иметь следующие документы: направление на проведение проверки, копию приказа о проведении проверки, оформленное надлежащее служебное удостоверение. Если таких документов нет или они оформлены ненадлежаще, предприниматель имеет полное право не пускать таких проверяющих.

Второй совет: предоставляем только те документы, которые касаются предмета проверки. Налогоплательщик обязан предоставить должностным лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки. Выход контролирующего органа за пределы предмета установленного вида проверки и решения, вынесенные по итогам такой проверки, могут быть признаны противоправными. Не лишним будет перед предоставлением соответствующих документов проверить, надлежащая ли такая документация, или в ней нет дефектов оформления. Такая проверка поможет плательщику налогов вовремя исправить отдельные ошибки ведения учета, спрогнозировать риски проведения проверки.

И третий совет от Андрея Петришака: фиксируем любые процедурные нарушения во время налоговой проверки и должным образом их оформляем. Затем это не будет излишним в случае обжалования итогов проверки.

«Не следует отказываться от подписания документов, предоставляемых налоговиками. Однако при наличии оснований необходимо подписывать эти документы с обоснованными замечаниями», – отмечает он.

Предпринимателей интересует, какие наказания могут быть нарушены. Большинство юристов уверены, что, несмотря на военное положение, проверяющие не будут жестко наказывать предприятия. Ведь многим из них вполне понятно, насколько трудно работать бизнесу, своевременно платить налоги и заработную плату наемным работникам. Поэтому и будут штрафовать бизнес, пожалуй, в каждой отдельной ситуации по своему усмотрению, используя смягчающие обстоятельства.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-01-17