Воюй или плати: что известно об экономическом бронировании и кого оно может касаться?

В конце второго года войны Украина столкнулась с двумя проблемами, решение которых одновременно выглядит невозможным. С одной стороны, на фронте нужно больше солдат. С другой стороны, чтобы их снарядить и вооружить, а также выплатить материальное обеспечение, нужно больше денег.

Все доходы, продуцируемые ныне украинской экономикой, уже и так идут на финансирование армии, которая забирает половину бюджета.

Другую половину бюджетных расходов – не военную, а гражданскую – пока удается закрывать за счет финансовой помощи от союзников, и в этом году львиная доля будет приходиться на ЕС.

Поэтому не очень успешные поиски тех, кого можно мобилизовать, для власти превратились в подсчеты того, кто и сколько может заплатить за то, чтобы не быть мобилизованным.

Так появилась идея экономического бронирования, которую многие в Украине называют официальным уклонением за деньги. Либо легализованным откупом от мобилизации для богатых, за которых будут воевать бедные, или дискриминацией по имущественному признаку.

Эту идею уже несколько раз по-разному озвучивали представители власти, но в обществе, а также среди военных, она получила преимущественно негативные отзывы.

Экономисты же не отрицают определенный смысл в бронировании по экономическим критериям. Особенно сейчас, в условиях войны на выносливость, когда экономика должна находиться в таком состоянии, чтобы долго поддерживать фронт.

Но и они подчеркивают: экономические преимущества будут нивелированы социально-политическими последствиями, если общество воспримет такое бронирование как большую несправедливость.

Так о каких вариантах экономического бронирования идет речь и как могут быть воплощены эти идеи?

Найти 500 миллиардов для 500 тысяч

В конце 2023 года, который, несмотря на ожидания, не стал годом успешного контрнаступления Украины, на итоговой пресс-конференции в декабре президент Владимир Зеленский заявил о запросе от армии на мобилизацию еще 450-500 тысяч воинов. Одновременно он дал и свою оценку тому, сколько это может стоить:

“Мобилизация в таком формате будет стоить Украине дополнительно 500 миллиардов гривен”.

Президент также отметил, что ждет от министерства финансов ответа на вопрос, где найти эти средства.

В последние дни 2023 правительство обнародовало подготовленную минфином национальную стратегию доходов, из которой стало понятно, где собираются искать дополнительные доходы – не для экономики, а прежде всего для бюджета.

Январь 2024 г. прошел в жалобах бизнеса на усиление давления, в частности, и налогового. А также на нехватку рабочих рук – из-за мобилизации работников на предприятиях, работающих по-белому.

Одновременно потребности в дополнительной мобилизации стали корректироваться в сторону уменьшения. А в конце января президент Зеленский встретился с представителями бизнеса, после чего объявил о создании Совета по поддержке предпринимательства и нового механизма коммуникации с предпринимателями – Всеукраинской экономической платформы.

Февраль отметился первым чтением нового законопроекта о мобилизации. В нем речь не шла о каких-либо экономических критериях бронирования работников. Однако стало известно, что эти критерии активно обсуждаются как в Офисе президента, так и в парламенте, и могут быть внесены как поправки ко второму чтению проекта.

Первые детали о том, как может выглядеть новый справедливый механизм бронирования для бизнеса, рассказал сам президент. По его словам, формулой такого бронирования должно быть “ты воюешь или работаешь на государство”.

“Мы все поддерживаем наших воинов, но без работающих людей не будет заработных плат. Сохранять экономику очень нужно”, – заявил Владимир Зеленский во время рабочей поездки в Черкасскую область. В то же время он добавил: “Мы не можем оставить ребят на передовой без ротации”.

Вскоре заместитель председателя и руководитель экономического блока ОП Ростислав Шурма озвучил идею бронирования работников в зависимости от уровня зарплаты. В разговоре с “Украинской правдой” заместитель председателя ОП повторил тезис о том, что сейчас “либо ты работаешь на бюджет, и так удерживаешь армию, либо ты служишь в армии”. Он также привел расчеты, по которым на то, что заработать деньги на содержание одного бойца на фронте нужно 4-5 работающих в тылу.

В парламенте же под руководством председателя комитета по экономическому развитию, депутата от “Слуги народа” Дмитрия Наталухи предложили другой вариант: бронировать работников, за которых работодатель или они сами согласны регулярно платить определенную фиксированную сумму.

Эти идеи объединяет не только то, что они исходят от партии власти, но и расчет получить в бюджет дополнительные 200-300 млрд грн на армию.

Первая реакция на эти предложения в обществе была очень отрицательной. И некоторое время казалось, что идея об экономическом бронировании будет отвергнута.

Однако уже в начале марта премьер-министр Денис Шмигаль заявил, что правительство разрабатывает новый механизм бронирования, где по критерию станут уплаченные налоги или зарплаты работников.

“Средняя зарплата, уровень уплаты налогов как человеком, так и компанией, влияние предприятия или отрасли на экономику – это рамка будущей системы бронирования, над которой мы работаем”, – рассказал премьер.

Денис Шмыгаль также отметил, что критические для экономики предприятия сохранят приоритет в бронировании, но наполняющие бюджет предприятия получат дополнительные возможности. Самую потребность в изменениях до бронирования премьер объяснил тем, что Украина финансирует армию исключительно за свой счет. Правда, его оценка соотношения тылфронт несколько отличалась.

“Восемь работающих людей должны обеспечивать одного человека, который защищает, рискует своей жизнью на фронте. Если соотношение меньше, тогда эффективность теряется. Это значит, что мы не будем иметь возможности обеспечить наши силы безопасности и обороны”, – сказал премьер.

О шатком балансе между потребностями армии и устойчивой работы экономики заявил и глава финансового комитета парламента Даниил Гетманцев.

“Должны … сбалансировать запросы и потребности ВСУ с необходимостью обеспечения работы экономики, на плечах которой – все военные расходы”, – заявил депутат, и пояснил:

“Разбалансирование этой модели либо критически снизит физическую обороноспособность, либо лишит ее финансирования”.

Пока в парламентских комитетах готовились рассматривать более 4000 поправок к закону о мобилизации перед вторым чтением, свою оценку дала председатель парламентского комитета по бюджету, депутат от “Слуги народа” Роксолана Пидласа.

Она заявила Financial Times, что “мы практически исчерпали свои возможности – все внутренние ресурсы уходят на финансирование армии”. И дефицит средств только вырастет в случае дополнительной мобилизации, на которую, по словам депутата, потребуются миллиарды гривен.

Одобрение механизма экономического бронирования допустил в интервью “Общественному” и спикер Рады Руслан Стефанчук. Хотя он сравнил его со средневековым “налогом на трусость” тех, кто не желал воевать. Спикер также заявил, что экономический аспект этого вопроса – “не последняя вещь”.

Поэтому совершенно очевидно, что свои поиски дополнительных источников для финансирования армии, в том числе экономическое бронирование, власти не оставит.

Если раньше речь шла о его возможном одобрении в рамках законопроекта о мобилизации, то сейчас, как рассказал “Общественному” Дмитрий Наталуха, речь идет об отдельном законе, который разрабатывается и может быть подан до конца марта.

Экономический смысл есть, но…

Если смотреть сугубо с точки зрения экономики, то бронирование от мобилизации, где критерием является экономическая эффективность, имеет смысл, говорит старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский. Но сразу обращает внимание на внутренний конфликт между мобилизацией и экономической эффективностью.

“Ибо мобилизация – это о силе, о вертикали власти, фактически, государственном принуждении в отношении людей. А эффективность – это о свободных, рыночных отношениях. И примирить их довольно трудно – во многих случаях они друг другу противоречат”, – объясняет экономист, и одновременно отмечает: без первого, как и без второго, есть реальный шанс проиграть войну.

Владимир Дубровский также отмечает: если отбросить все остальные соображения, а просто считать, то “действительно нужно мобилизовать тех, кто приносит экономике меньше”. Именно так, говорит экономист, поступили россияне.

“Им удалось пока набирать преимущественно на добровольных началах, просто выплачивая высокое вознаграждение. Это способствует и лучшему качеству, и лучшей мотивации солдат, и экономически это менее вредно, чем просто слепая случайная мобилизация, когда кого-либо никогда могут отправить на фронт “.

“Совершенно адекватной” идеей называет экономическое бронирование и инвестиционный банкир Сергей Фурса.

“Большие заводы, такие как “Криворожсталь”, не могут увеличить ресурсы из-за отсутствия людей. Рабочих нет из-за страха быть мобилизованными сразу после официальной регистрации на месте труда. Поэтому в результате мы не получаем ни налогов, ни мобилизованных”, – подчеркнул финансист в комментарии 24TV.

Он признал, что решение будет непопулярным, но, по его мнению, “одним из правильных”.

“Доля невоевающих людей будет всегда, то пусть фактором этого бронирования станет количество уплаченных налогов”, – считает Сергей Фурса.

По его мнению, такой шаг позволил бы достичь справедливости в другой сфере, – долгое время многие в Украине уклонялись от полного налогообложения собственных доходов, но сейчас, чтоб уклониться от мобилизации, будут заинтересованы платить налоги “в белоснежную”.

В то же время Владимир Дубровский считает, что если выбирать между двумя из обнародованных вариантов экономической мобилизации, менее вредным и более продуктивным был бы вариант с уплатой “откупа”, когда человек сам или его работодатель решают, что готовы платить немалый взнос, чтобы гарантировать мобилизацию.

Он объясняет: критерий уплаты налога плох тем, что он не работает для упрощенцев, уплачивающих немного налогов, но готовы добровольно уплатить какой-то значительный взнос для армии во избежание мобилизации.

“Система, базирующаяся на добровольных взносах, может охватить всех, кто готов откупаться от мобилизации и имеет на это деньги”, – говорит экономист.

Но, замечает он, это нарушает представление многих людей о справедливости, повышает социальное напряжение и создает ситуацию, когда, как говорят некоторые комментаторы, бедные откажутся воевать за богатых.

“День, когда эта война официально станет войной бедняков, станет днем начала поражения и конца государства, в котором пока заседает настоящее, простые господа, правительство”, – считает военный Роман Гасько.

Поэтому вопрос остается открытым, поскольку отрицательные социальные последствия могут перевесить экономическую выгоду.

Обременительные обстоятельства

Невосприятие в обществе, разные преимущества и изъяны в самых критериях экономической брони – зарплате или налогах – это далеко не все, что “обременяет” ситуацию.

В парламенте, как на критерий для освобождения от мобилизации, ориентируются на уплату ежемесячного платежа в 20 тыс. грн.

Несколько источников BBC в бизнес-кругах говорят, что такую сумму пока не готовы изложить даже успешные компании с иностранными инвестициями и “киевской пропиской”. Хотя внимательно следят за всеми предложениями и делают свои подсчеты.

“Пока обсуждаем, единой позиции не достигли”, – говорят представители бизнеса.

С другой стороны, ориентир Офиса президента на то, что критерием брони может стать зарплата в 30-35 тыс. грн, также вызывает вопрос. Начиная с того, сколько людей в Украине имеют такую зарплату.

Согласно ответу Государственного управления делами “Фактам”, зарплата самого президента в первые десять месяцев 2023 года составила 28 тыс. грн, из которых насчитывали около 5,5 тыс. грн налогов ежемесячно.

По данным Пенсионного фонда, на основании данных об уплате ЕСВ рассчитывает среднюю зарплату в стране, в 2023 году она составила 14308,46 грн.

В известном смысле это “средний показатель по палате”. Но если посмотреть на данные Пенсионного фонда за первое полугодие 2023 года, приведенные в yациональной стратегии доходов, то зарплата выше минимальной (6700 грн), но меньше 20 тыс. грн, получает наибольшая доля официально работающих в Украине – почти 4 млн работников или каждый второй .

Зарплату более чем в 20 тыс. грн получают около четверти работников, а если брать диапазон от 20 до 100 тыс. грн, то средней в нем зарплата в 34 тыс. грн.

И почти каждый пятый работник в Украине получал зарплату в пределах минимальной – до 6,7 тыс. грн.

Размеры зарплат в Украине

По данным Государственной службы статистики, средняя зарплата в Украине к концу 2023 года составила уже 19231 грн. А отраслями, где зарплаты превышали 30 тыс. грн, в то время были: информация и телекоммуникации, финансовая и страховая деятельность и авиационный транспорт.

В секторе государственного управления и обороны средние зарплаты колеблются вокруг президентской – около 28,5 тыс. грн. Средняя зарплата промышленности немного превышает 20 тыс. грн.

То есть значительная доля тех, кто имеет высокие зарплаты, уже относятся к категории забронированных – в частности, госслужащие высших рангов, работники силовых структур, критических предприятий. Другие могут быть забронированы после принятия нового закона о мобилизации. Кроме того, высокооплачиваемые специалисты в ИТ работают преимущественно как ФЛП.

Поэтому поступления в бюджет от экономической брони могут оказаться не столь большими, как ожидают его инициаторы.

Не зря из Кабмина раздаются уже несколько иные цифры. В Минцифре, где разрабатывают электронную систему отчетности и подтверждение экономического бронирования, говорят о 6-7 тыс. грн. налогов в месяц. И, как заявил Александр Борняков, заместитель председателя Минцифры, только для Действие. То есть для айтовцев этот порог может быть выше.

Кроме того, если ЕСВ, уплаченный по зарплатам, идет в государственный бюджет (хотя и в систему общегосударственного социального страхования, прежде всего, в Пенсионный фонд), то львиная доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ) поступает в местные бюджеты.

После многочисленных скандалов с тем, как во время войны местные власти тратили эти средства “на перевод мостовой”, в конце 2023 года Рада одобрила разработанный правительством закон, предусматривающий направление НДФЛ по зарплатам военных в государственный бюджет с последующим распределением на военные цели.

Но налоги с зарплат гражданских и дальше идут в распоряжение местных властей. Это имеет множество своих преимуществ, но не отвечает на вопрос, как экономическое бронирование позволит увеличить расходы на армию и дополнительную мобилизацию.

Где еще можно найти деньги?

Как признал в комментарии Financial Times глава экономического комитета парламента Дмитрий Наталуха, какой бы подход к решению проблемы не избрали, Украине нужно как-то мобилизовать средства, и экономическое бронирование призвано не “спасать” мужчин от мобилизации, а сгенерировать как можно больше финансовых ресурсов для армии.

Так что если идею экономического бронирования и отвергнут, дополнительные источники финансирования бюджета все равно будут искать, и будут искать прежде всего в налоговой сфере.

Как заявил глава финансового комитета Даниил Гетманцев во время телемарафона, правительство разрабатывает еще один законопроект, предусматривающий увеличение военного сбора и распространение его на ФЛП и юридических лиц, работающих на упрощенной системе налогообложения.

Также может идти речь о взыскании военного сбора с операций с недвижимым имуществом и продажей ювелирных изделий.

Над законопроектом работает министерство финансов, которое должно представить его уже в марте.

Член финансового комитета парламента и депутат от ЕС Нина Южанина назвала эти намерения правительственным “планом Б” по поиску дополнительных доходов.

По ее данным, этот план будет предусматривать:

  • увеличение размера военного сбора;
  • введение военного сбора для физлиц-предпринимателей (ФЛП);
  • введение военного сбора для юридических плательщиков единого налога;
  • введение военного сбора для некоторых видов сделок с недвижимостью и ювелирными изделиями.

Под дополнительный военный сбор подпадут:

  • покупатели банковских металлов у финучреждений и легковых автомобилей, подлежащих первой госрегистрации в Украине, продавцы недвижимости;
  • розничные продавцы ювелирных изделий из золота, платины и драгоценных камней;
  • операторы мобильной связи.

Как пояснила Нина Южанина, логика этих платежей может походить на то, как сейчас при покупке квартиры нужно платить определенный процент от суммы договора в Пенсионный фонд.

В правительстве также могут вернуться к идее повысить акцизы на топливо до европейского уровня, а также начать облагать акцизом сладкие газированные напитки.

Все эти меры должны принести в бюджет около 44 млрд. грн. дополнительных доходов. Это на порядок меньше, чем ожидается получить от экономической мобилизации, но такой уже неоднократно испытанный подход может оказаться более реальным.

В то же время, как говорит экономист Владимир Дубровский, дополнительные деньги нужно искать не в увеличении налогов, а присмотреться к тем, кто и как их собирает. По его словам, у Украины есть большие резервы в рамках нынешней налоговой системы.

“Многие деньги теряются на таможне, на операциях конвертационных центров, с оффшорами. Это много сотен миллиардов, – говорит Дубровский, – Если бы у нас были налоговая, БЭБ и таможня, которые работали бы эффективно, то это дало бы настоящий скачок поступлений в бюджет без повышение налогов. Но для этого все эти органы должны быть перезагружены”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-03-15