Зеленский продолжает работу по реанимированию авиационной отрасли Украины

mria

Шесть стран в мире являются признанными лидерами по проектированию и производству самолетов. Украина среди них занимает высшую ступень в нише транспортной авиации.

Выступая на Киевском экономическом форуме 2017 года, норвежский экономист и исследователь экономической истории Эрик Райнерт, автор переведенного более 20 языков мира бестселлера «Как богатые страны стали богатыми … И почему бедные страны остаются бедными», призвал Украину отказаться от мысли «разбогатеть на экспорте сельскохозяйственной продукции в Европу». Богатые и успешные ныне лишь те страны, отметил господин Райнерт, которые имеют собственную индустрию, переработку, производящих товары с добавленной стоимостью. «Высокие технологии создают рабочие места с высокими зарплатами. Вместо того чтобы продавать томаты в ЕС, вам надо сделать из них томатный сок, запечатать его и продавать в Саудовскую Аравию или еще куда то еще», – сказал норвежец.

Гениальные мысли конструкторов

В справедливости слов Эрика Райнерт убедился недавно, побывав на одном из самых технологичных предприятий Украины ГП «Антонов» и познакомившись с его генеральным директором, членом-корреспондентом Национальной Академиии наук, доктором технических наук, профессором Сергеем Бычковым. С таким умным, искренним, думающим на перспективу руководителем давно не общался. В 76 лет Сергей Андреевич живет авиацией, болея за каждый построенный и еще в планах самолет вместе с почти десятитысячным коллективом, который преодолевает многочисленные трудности, препятствия, противодействие, непонимание некоторых чиновников значимости ГП «Антонов» для страны.

Благодаря настойчивости, терпению и производительности флагман авиационной отрасли Украины спроектировал и произвел за 75 лет существования более 125 типов и модификаций самолетов различного назначения. Только украинских Ан-2, более известных как кукурузники, за это время взлетело в небо около 18 000. Самый массовый, как его еще называют, одномоторный биплан и сейчас производят в Китае. Но мировое признание столичному предприятию принесли, конечно же, грузовые гиганты «Антей» (Ан-22), «Руслан» (Ан-124) и «Мрия» (Ан-225).

– Самолеты этого класса – специфическая техника, – говорит Сергей Бычков. – Создать ее могут только конструкторы, которые имеют талант, чутье, специальные знания. Их они получили в транспортной школе авиации, которую создали еще при Союзе гениальный Олег Антонов. Украина же унаследовала этот дар и сохранила после развала СССР. Поэтому только на ГП «Антонов» могли выпустить такие самолеты, как Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ан-30, Ан-32. Впервые в мире Украина построила широкофюзеляжный (с большим диаметром фюзеляжа) транспортный самолет большого диаметра Ан-22, который в 1965 году в Париже вызвал фурор. Только после нашего «Антея» за многофюзеляжные самолеты взялись Воеing и другие компании. Но они не смогли превзойти нас. Подтверждение этому – подписание с ГП «Антонов» контрактов на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов компаниями из стран всего мира.

Украинские «Русланы» и «Мрия», например, доставили в прошлом году тысячи тонн медицинских масок, защитных костюмов и оборудования для борьбы с коронавирусом. Генсек НАТО Йенс Столтенберг, увидев наши Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия», был в восторге: «Я видел украинские самолеты, они огромные».

Однако изначально «Мрия» должна была перевозить и запускать космические корабли типа «Буран»: специалисты хорошо знают, что во время старта, чтобы преодолеть земное притяжение, космический корабль тратит около 25% энергии. С «Мрии», которая развивает скорость 800-900 километров в час, оторваться в полете кораблям значительно легче.

– И разве только «Мрия» – гордость страны? – с энтузиазмом говорит Сергей Андреевич. – Впервые в мире на украинском Ан-32 была установлена так называемую рампу, которая на земле могла съезжать с самолета для приема грузов, а в воздухе, например во время десантирования, – прятаться под фюзеляж самолета. Такое гениальное изобретение – заслуга исключительно украинских конструкторов. Не случайно в свое время с ГП «Антонов» вели переговоры Германия, Италия, Франция. Они фактически уже договорились создать совместный с Украиной военный транспортный самолет в Европе, который разработал, к сожалению, ныне покойный генеральный конструктор Петр Балабуев.

Украинцы должны спроектировать и изготовить планер, запорожская «Мотор Сич» – оборудовать его двигателем, а другое оборудование должны были поставить европейские фирмы. Я даже побывал в Бонне, где преимущества в небе опять демонстрировал Ан-70. Вторым пилотом на нем немецкий ас, который очень высоко оценил все летно-технические характеристики самолета. Но сотрудничество между Европой и Украиной не сложилась по политическим причинам.

Кстати, Западная Европа через некоторое время спроектировала собственный транспортный самолет А-400М, который был похож на наш Ан-70. Но, по словам Сергея Бычкова, он не смог превзойти украинский аналог. И этого, заверил гендиректор ГП «Антонов», не достигнет любой транспортник любой страны в ближайшие 30 лет. Ведь наш Ан-70, в отличие от А-400М, может взлетать и садиться с грузом 40-45 тонн с неподготовленных взлетных полос 600-700 метров длиной, проводить десантирование техники и личного состава с полетной скоростью не более 120 километров в час. Это означает, что груз и воинов он сбросит с большой точностью. Поэтому подразделение сможет выполнить боевую задачу наиболее результативно.

Президент помог

Казалось, с такими характеристиками Ан-70 должен надежно прописаться в Украине. Но в небе работает … один такой транспортник. Лед тронулся только 2020: уникальным заводом на улице Туполева, 1 в Киеве заинтересовалось наконец-то Министерство обороны Украины.

– Военное ведомство заказало нам три Ан-178. И за это спасибо Президенту Украины Владимиру Зеленскому – Сергей Бычков особо отметил последних словах. – При участии главы государства в декабре 2020-го был подписан контракт на изготовление трех самолетов под государственные гарантии. Ни один Президент Украины до этого, несмотря на обещания, не поддерживал так украинскую авиацию. Мы, кстати, изготавливаем Ан-178, который полностью будет оборудован комплектующими украинских или компаний дальнего зарубежья (незначительные поставки). Первый самолет для армии взлетит в небо в первой половине 2022 года, второй – до конца 2022-го, а третий – в 2023-м.

Кстати, глава государства помог предприятию и со средствами на обновление технического парка. Несмотря на все в Киеве летательные шедевры, ГП «Антонов» до сих пор работает на токарных, фрезерных, шлифовальных станках, которым уже по 40-50 лет. За годы независимости, как отметил господин Бычков, это оборудование почти не обновляли.

– Президент Украины по линии «Безопасность» распорядился предоставить заводу 1,9 млрд. гривен, благодаря которым ГП «Антонов» еще в этом году подпишет 10 контрактов на закупку высокопроизводительного и высококачественного оборудования, – руководитель предприятия впервые за время нашего разговора улыбнулся.

– Это будет, например, клепальный автомат немецкой фирмы, который производит панели фюзеляжа, крыла, уникальный шлифовальный станок испанской фирмы, с помощью которого можно выпускать один из самых сложных агрегатов в самолете шасси.

Недавно на предприятии по инициативе Бычкова состоялось совещание руководителей (более 25 участников) отечественных авиастроительных и предприятий, которые обслуживают. Антоновцы ознакомили гостей с перечнем комплектующих и деталей, выпуск которых могут освоить на других производствах. ГП «Производственное объединение Южный машиностроительный завод им. А.Н. Макарова», например, обязалось поставить первый комплект новых шасси для самолета Ан-178-100Р в конце октября этого года. НПО «Хартрон» (г. Харьков) – систему управления самолетом – опыт в этом деле предприятие после работы над «Бураном». Директор ЧАО «Завод Лтава» (м. Полтава) Эдуард Хохлов даже обрадовался после совещания: «Это же столько теперь новых рабочих мест появится».

– Хочу, чтобы Украина в ближайшие 10 лет стала ведущей авиастроительной страной. ГП «Антонов» может выпускать не только транспортные, но и пассажирские самолеты. Для этого нужно заметить комплектацию на железных птицах (есть уже около десятка машин), которые смогут перевозить украинцев в комфортных условиях. Не случайно глава государства Владимир Зеленский, ознакомившись с нашими возможностями, призвал создать украинскую компанию, которая летала бы на украинских самолетах, а не на Воеing.

Специалистов готовят сами

А еще на базе предприятия вот уже более 40 лет работает дневная филиал Национального аэрокосмического университета им. М.Е. Жуковского (бывший Харьковский авиационный институт). Лекции студентам здесь читают ведущие специалисты ГП «Антонов» по ​​Антоновским учебникам, то есть на основе реальных работ и технологий. Курсовые и дипломные проекты молодежь тоже защищает на заводе.

– Таким образом хотим восстановить славу авиационного инженера, имя которого всегда звучало гордо, – Сергей Бычков вновь улыбается. – Потому что с инженера всегда можно сделать хорошего экономиста или финансиста. Наоборот – нет.

Всемирно известный кардиохирург Николай Амосов окончил технический вуз, и темой его диплома был проект большого аэроплана с паровой турбиной. Он первым в Советском Союзе изобрел сердечный клапан. Ведь хорошо разбирался в материалах, из которых нужно его изготовить, и как он работает. К счастью, молодежь сейчас начинает понимать, что завтрашний день страны – в инженерах. И мы создали на ГП «Антонов» научно-практический кластер по переподготовке специалистов, который поддержал Укроборонпром. В него вошли некоторые институты НАНУ.

Что касается материального поощрения наших рабочих, то высококвалифицированный токарь или шлифовщик получает на заводе 35-40 тысяч гривен в месяц. Работаем пять дней в неделю, выполняем сверхурочную работу. Трудовой коллектив социально защищен. Помогаем ветеранам: к 75-летию ГП «Антонов» все, кто отработал на заводе 50 и более лет, получили по 10 000 гривен. Есть два жилых дома в Гостомеле, где живут молодые специалисты. Все в их квартирах – за счет предприятия. Рождаются дети – помогаем молодым родителям с покупкой двух и трехкомнатных квартир.

Сергей Бычков заверил, что предприятие может восстановить производительность. В 1970-х годах, например, оно выпускало 15-18 самолетов Ан-24 и Ан-26 за месяц. Нужна только добрая воля руководства государства и заказ.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-10-16