Дефицит бензина и ДТ в Украине: почему это происходит и что будет дальше?

Очереди на заправках на 2-3 часа, талоны на горючее, ограничения от 10 до 20 литров, ценники в 60-70 грн за литр – это далеко не полный список проблем, с которыми сейчас сталкиваются владельцы авто в Украине. 

В больших сетях можно приобрести топливо через приложения или карты лояльности, но так же с ограничениями. Многие мелкие заправки закрылись вообще.

Что случилось с горючим в Украине и когда удастся преодолеть дефицит?

Зависимость, война, дефицит

То, что в Украине может возникнуть дефицит горючего, было понятно еще с начала российского вторжения – слишком много нефтепродуктов Украина покупала именно в России и Беларуси. В довоенном 2021 году оттуда поступало 62% дизтоплива и 50% бензина. Еще 10% импортировали из Литвы и доставляли по морю. В целом импорт покрывал до 80% потребностей Украины в нефтепродуктах.

Впрочем, когда доступ к российским и белорусским нефтепродуктам прекратился, и правительство и обозреватели уверяли, что кризис будет временным. Мол, рынок нефтепродуктов очень мобильный, и нехватку импорта можно заменить увеличением поставок из Европы. Для этого с середины марта акциз на горючее обнулили, а НДС снизили с 20% до 7%.

Другую часть нужд, как ожидалось, мог бы закрыть Кременчугский НПЗ. До войны, по данным правительства, он обеспечивало до 18% украинских нефтепродуктов.

После начала войны частное потребление уменьшилось, так что на самом нефтеперерабатывающем заводе уверяли, что могут закрыть и весь внутренний спрос.

Однако 2 апреля произошел первый ракетный обстрел НПЗ. Второй раз россияне обстреляли его 24 апреля.

Еще один удар по НПЗ – четырьмя ракетами – нанесли 12 мая. Разрушения из-за российских ударов таковы, что завод не сможет вернуться к работе до конца года.

Удары также получили и другие объекты топливной инфраструктуры – прежде всего, нефтебазы. Фактически, в течение одной недели удары получили более 20 нефтебаз.

Нефтебаза в Житомире

Именно эти разрушения первый вице-премьер и министр экономики Юлия Свириденко назвала главной причиной нехватки горючего в Украине.

А вот секретарь СНБО Алексей Данилов озвучил свою версию дефицита: “Компании, к сожалению, не рассчитали на такой патриотизм нашего населения, которое начало быстро возвращаться в свои дома. Люди приехали домой, поэтому был спрос на горючее, поэтому произошла такая нестандартная ситуация”.

Однако обозреватели обращают внимание: кроме того, что из-за российских обстрелов Украина осталась без собственного производителя нефтепродуктов и потеряла значительную часть запасов на сгоревших нефтебазах, получить бензин из Европы оказалось совсем не легко.

Логистика: если не все, то много

Разрушение Кременчугского НПЗ и другой топливной инфраструктуры стало лишь катализатором дефицита на фоне того, что наладить стали, регулярные и достаточные альтернативные поставки пока не удается, считает директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

Проблемы возникают и на железной дороге – например, из-за нехватки вагонов, и при снабжении бензовозами, в частности, из-за ограниченной пропускной способности пограничных пунктов.

“Никто никогда из Европы не поставлял сюда серьезных объемов. Это направление мертвое, оно никогда не работало. И тут в один момент появляется покупатель – Украина, которой нужно много и сейчас. Начинается ступор – никто не сидел и не ожидал, что сейчас Украина придет, и мы для нее зарезервируем горючее”, – рассказал Сергей Куюн в подкасте Центра экономической стратегии.

“Как оказалось, например, по Германии могут ехать только немецкие вагоны. То есть не может наш вагон поехать и забрать то топливо. А вагонов своих у них нет”, – пояснил эксперт.

Эту проблему признают и в Офисе президента.

“Оказалось, что порты, железнодорожная инфраструктура, цистерны, тяга в Восточной Европе не готовы к переработке такого количества нефтепродуктов, потому что Украина фактически потребляла миллион тонн дизеля, бензина и сжиженного газа ежемесячно”, – заявил заместитель руководителя ОП Ростислав Шурма.

По мнению главы парламентского комитета по вопросам энергетики Андрея Геруса, на 90% дефицит возник из-за обстрелов и проблем с доставкой, и только 10-20% – это вопрос цены. Но и это не имеет значения.

Цены: ограничивать или нет

Еще одним фактором дефицита стала несоответствие определенных правительством предельных цен и ценой новых оптовых закупок в Европе – первые были значительно ниже вторых.

К тому же, определенное время они не учитывали значительно большие затраты на логистику, которую пришлось менять коренным образом.

Проще говоря, закупить бензин в Европе и доставить его в Украину, особенно бензовозами, оказалось ощутимо дороже, чем можно было продать. Потому трейдеры не желали завозить горючее.

С другой стороны, в правительстве считают установленные на некоторых АЗС цены в 60-70 грн за литр “спекуляцией и мародерством”.

“Мы видим, что отдельные недобросовестные операторы рынка ставят цены больше предельно допустимых – 60, 65 и даже 70 гривен за литр. В стране идет война, и мы расцениваем такую ​​ценовую спекуляцию как мародерство, – заявила министр экономики Юлия Свириденко. – Будем жестко реагировать на подобные факты в соответствии с требованиями военного времени”.

Нефтетрейдеры не под запись настаивают: то, что правительство называет “спекулятивными ценами” может просто отражать реальный курс, который в начале войны Нацбанк зафиксировал на уровне 29,25 грн за доллар.

16 мая министерство экономики обнародовало новые “потолки” стоимости горючего: для бензина она не должна превышать 39,86 грн/л, а для дизельного горючего – 42,31 грн/л. По сравнению с началом мая предельная цена на бензин выросла более чем на 2 гривны, а на дизтопливо немного снизилась.

Правительство также разрешило АЗС устанавливать цены на премиальный бензин без ограничений, но при условии, если на заправке также продается горючее по регулируемым государством ценам. Премиальное топливо можно продавать и без этого, но тогда цены на него не должны превышать регулируемое государством на 5%.

Мониторинг консалтинговой компании А-95 свидетельствует о том, что цены на заправках выросли сразу после объявления новых предельных значений.

Что дальше?

В перспективе, как уверяет заместитель председателя ОП Ростислав Шурма, в Украине создадут дополнительный стратегический запас топлива, “который будет невозможно разбомбить и уничтожить”.

“Фактически нам приходится с нуля выстраивать инфраструктуру поставок нефтепродуктов через наши западные границы от наших западных партнеров”, – рассказал он.

Что касается ближайшей перспективы, то, как говорит Ростислав Шурма, уже сейчас “объемы импорта увеличены более чем в пять раз по сравнению с тем, что было еще полтора месяца назад” и они соответствуют ежедневным продажам на заправках.

В минэкономики ожидают, что уже в мае в Украину должно поступить 350 тыс. тонн топлива “по совершенно новым логистическим маршрутам”.

Там говорят, что мероприятия, предпринятые в марте-апреле, позволили увеличить суточный ввоз горючего втрое – с 4 тыс. тонн до 12.

“Благодаря железной дороге начали завозить в Украину в 5 раз больше горючего. В марте завезли 35 тыс. тонн, в мае ожидаем 180 тыс. тонн. Автомобильный завоз вырос в 15 раз – с 5 тыс. до 85 тыс. тонн. Речной транспорт теперь перевозит в 5 раз больше горючего по сравнению с мартом – с 4 до 22 тыс. тонн”, – рассказала министр экономики Юлия Свириденко.

Кроме того, по ее словам, можно импортировать топливо по трубопроводу из Венгрии, а на границе с Польшей запустили “зеленую полосу” для бензовозов.

По уточненному прогнозу, в мае ожидается потребление 300 тыс. тонн дизеля и 120 тыс. тонн бензина. Такой объем импорта уже законтрактован украинскими сетями, утверждает министр экономики.

В то же время, чиновник признает: чтобы исчезли очереди и дефицит, запасов горючего на АЗС требуется как минимум на 15 дней. А сейчас горючего в Украине хватает всего на 5.

Ситуация улучшится к концу мая, прогнозирует председатель парламентского энергетического комитета Андрей Герус.

“Несколько недель надо с терпением отнестись и немного экономнее”, – сказал он.

Директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн считает, что преодолеть дефицит до конца мая не получится.

“Но те ограничения, которые есть, мы сможем немного ослабить. Пока еще 2-3 недели будет сложная ситуация, – говорит он. – Компании законтрактовали большие объемы, которые сейчас лежат в портах и ​​на нефтеперерабатывающих заводах Европы, но нет транспорта, чтобы привезти в Украину”.

Вместе с тем эксперт считает, что предельные цены, установленные правительством, сейчас вполне рыночные, и “позволяют всем работать”, тогда как 60-70 грн за литр и в самом деле являются спекулятивной ценой. Отмена государственного регулирования, по мнению Сергея Куюна, не поможет: “Цена взлетит, но продукта от этого больше не станет”.

У президента Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонида Косянчука еще более пессимистические прогнозы: он считает, что топливный кризис в Украине продлится минимум два месяца.

“Что такое 300 тысяч тонн нефтепродуктов в Европе законтрактовано? Мы должны понимать, что на сегодняшний день пути доставки остались только бензовозными партиями. А если принять во внимание, что у нас где-то примерно 1200 автомобилей по 30 тонн, то это два месяца, как минимум, чтобы перевезти такое количество”, – подсчитывает он.

“Насколько мне известно, европейские страны не очень хотят направлять к нам свой железнодорожный транспорт, потому что нет понимания, достаточно ли будет колесных пар, чтобы поменять их на границе. Поэтому наиболее вероятен автомобильный путь и бензовозы, что сейчас и происходит”, – пояснил Леонид Косянчук.

Еще более печальные прогнозы дает директор энергетических программ центра Разумкова Владимир Омельченко:

“Я думаю, что через неделю эта проблема не исчезнет. Она не исчезнет, на мой взгляд, никогда, пока будет продолжаться война и пока будет строгое ценовое регулирование”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-05-17